Родительское собрание по теме "Особенности общения ребенка в семье"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


«Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек,
они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»

Дороти Нолт

Тема: Особенности общения с ребёнком в семье.

Цель: формирование понимания ценности особенности общения с ребёнком в своей семье.

Задача: привлечь внимание к общению и взаимоотношениям в семье.

Оформление:

  • «Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно»
  • «Человек без опоры в жизни чувствует себя слабым»

Подготовительная работа:

1. Социологический опрос учащихся:
– За что родители могут не любить своего ребёнка?
– Как часто родители обнимают и целуют тебя за день?
– Назови ласковые слова, которые родители используют в общении с тобой.
– Кто из родителей чаще проводит с тобой своё свободное время?
2. Анкетирование учащихся.
3. Подготовка правил для родителей.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о семье, об общении в семье. Это вечная тема, к которой можно возвращаться не раз и находить новые аспекты для разговора. Мне хотелось бы, чтобы вы заглянули сегодня со стороны в свой дом, в самих себя и свою семью.
Не случайно эпиграфом к нашему собранию являются слова Дороти Нолта.
Ведь одна из основных функций семьи – это общение с детьми, воспитание детей через общение.
А что вы понимаете под общением?
Общение с ребёнком происходит с того самого момента, как он появился. Общение это всё – утренняя улыбка, мимолётный разговор, неубранная посуда, бабушкины жалобы на здоровье…
Любите ли вы общаться со своим ребёнком?
Общение  – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

2. Основная часть

– По данным социологов, мать, отец и дети находятся дома вместе около двух часов. Матери тратят на воспитание и общение в неделю около 8 часов, а отцы около 6 часов. Достаточно ли этого?

Общение необходимо ребёнку так же, как вода и еда. Плохие продукты питания приносят немало огорчений: вред здоровью, «впустую» потраченные средства (одни из наиболее главных). Точно так же и общение: если человек общается с другими людьми, получает достаточное внимание – он  максимально растёт и развивается. А недостаток общения приводит к минимальному развитию, малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён полноценного общения со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Очень часто ребёнок восполняет недостаток родительского общения на улице, где его понимают,  принимают таким, какой он есть. Почему это происходит и от чего зависит? Ребёнок не желает общаться с родителями, так как (по мнению учащихся, старшей школы) их не понимают и не хотят понять, им многое не позволяют, к ним относятся, как малышам, не дают взрослеть.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов:

  • принятие,
  • признание,
  • родительская любовь,
  • доступность,
  • воспитание ответственности и самодисциплины,
  • авторитет родителей.

Давайте рассмотрим эти принципы.

Самый веский принцип – принятие ребёнка. Это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную постель без напоминания, а за сам факт его существования в этом мире. Если ребёнок принят родителями, он значим.

Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе в своих силах. Со стороны родителей – безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Такие родители подчеркивают все успехи, достоинства, поддерживают в трудностях. Признание – в какой-то мере терпение родителей. Терпение – дать прочувствовать и осознать то, что совершил, и поддержка отца и матери. Признание формирует у детей чувство значимости  и необходимости в семье. При этом родители могут нарисовать себе некий идеализированный образ, который складывается из желаемого, но далёк от действительности. Иначе говоря, если ты хорош – значит, ты любим, принят, признан. Если же нет – стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающее порой безобразные формы. Признание не может быть эпизодическим в воспитании детей. Оно предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть незначительное, усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Не возможно без одобрения и похвалы.

(Здесь необходимо познакомить с данными социологического опроса)

Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали не менее 3-4 раз в день. Иногда ребёнок не подпускает к себе, это может быть связано с тем, что в дошкольном возрасте у него не сформировалась потребность в родительском внимании, так как ощущал их на себе достаточно редко.

(Данные опроса – ласковые слова)

Родительская любовь необходима ребенку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются. Если требования есть, но любви ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполненными.
Если ребёнок духовно и физически ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать действия родителей в штыки. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. В общении с ребёнком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

(Анализ социологического опроса)

Родители должны помнить, то поводить время с ребёнком, это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки, быть доступным, значит вовремя прочитать вопрос в глазах ребёнка и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его, поговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным – значит, иметь право на совместный поиск истины со своим  малышом. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, одной из причин является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребёнку и, в конечном счёте  – к самому себе.
Только имея в своём арсенале принятие, признание, родительскую любовь, доступность, можно формировать у ребёнка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.

Воспитание ответственности и самодисциплины – чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова. Тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Это не значит, что родители должны отчитываться, мудрость ответственности состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и стараются исправить собственные ошибки.
Для соблюдения ребёнком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определённые условия. Одним из главных условий является наличие у ребёнка в семье определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение. Воспитывать у ребёнка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства не научились говорить ребёнку «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.

Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах ребёнка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей об окружающей действительности, их поступки и отношения – это слагаемые родительского авторитета. Авторитетность родителей в глазах ребёнка – это прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была для отца и матери. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь,  не совершая ошибок, невозможно. Авторитет во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения. Ещё одно немало важное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах детей, – отсутствие боязни критики со стороны своих детей.
Авторитет не приобретается «автоматически» с рождением ребёнка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтёра.
Мы рассмотрели основные принципы общения.

В качестве рекомендации хочу предложить книги Гиппенрейтер Ю.Б. « Общаться с ребёнком КАК?»  и Гиппенрейтер Ю.Б.  «Продолжаем общаться с ребёнком ТАК?», в которых очень подробно рассказано, какие задания и упражнения можно выполнять для эффективного общения с ребёнком.
На следующем собрании рассмотрим вопрос «Что значит слушать и слышать ребёнка?» и понятие активное слушание.

3. Итог

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем  нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком КАК? – М.: АСТ «Астрель», 2006.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б.  Продолжаем общаться с ребёнком ТАК? – М.: АСТ «Астрель», 2008.
  3. Григорьева Т.Т., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного мышления. – Новосибирск: Из-во Новосиб. ун-та, 1999.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  5. Немов Р.С. Психология Т.1. – М.: ВЛАДОС,1998.