«Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и осуждать других
людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек,
они становятся нерешительными и излишне
скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства уступает место
чувству вины»
Дороти Нолт
Тема: Особенности общения с ребёнком в семье.
Цель: формирование понимания ценности особенности общения с ребёнком в своей семье.
Задача: привлечь внимание к общению и взаимоотношениям в семье.
Оформление:
- «Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно»
- «Человек без опоры в жизни чувствует себя слабым»
Подготовительная работа:
1. Социологический опрос учащихся:
– За что родители могут не любить своего ребёнка?
– Как часто родители обнимают и целуют тебя за
день?
– Назови ласковые слова, которые родители
используют в общении с тобой.
– Кто из родителей чаще проводит с тобой своё
свободное время?
2. Анкетирование учащихся.
3. Подготовка правил для родителей.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Вступительное слово учителя
– Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о
семье, об общении в семье. Это вечная тема, к
которой можно возвращаться не раз и находить
новые аспекты для разговора. Мне хотелось бы,
чтобы вы заглянули сегодня со стороны в свой дом,
в самих себя и свою семью.
Не случайно эпиграфом к нашему собранию являются
слова Дороти Нолта.
Ведь одна из основных функций семьи – это
общение с детьми, воспитание детей через общение.
А что вы понимаете под общением?
Общение с ребёнком происходит с того самого
момента, как он появился. Общение это всё –
утренняя улыбка, мимолётный разговор, неубранная
посуда, бабушкины жалобы на здоровье…
Любите ли вы общаться со своим ребёнком?
Общение – это не только простые
разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают,
любят.
2. Основная часть
– По данным социологов, мать, отец и дети находятся дома вместе около двух часов. Матери тратят на воспитание и общение в неделю около 8 часов, а отцы около 6 часов. Достаточно ли этого?
Общение необходимо ребёнку так же, как вода и еда. Плохие продукты питания приносят немало огорчений: вред здоровью, «впустую» потраченные средства (одни из наиболее главных). Точно так же и общение: если человек общается с другими людьми, получает достаточное внимание – он максимально растёт и развивается. А недостаток общения приводит к минимальному развитию, малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён полноценного общения со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
Очень часто ребёнок восполняет недостаток родительского общения на улице, где его понимают, принимают таким, какой он есть. Почему это происходит и от чего зависит? Ребёнок не желает общаться с родителями, так как (по мнению учащихся, старшей школы) их не понимают и не хотят понять, им многое не позволяют, к ним относятся, как малышам, не дают взрослеть.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов:
- принятие,
- признание,
- родительская любовь,
- доступность,
- воспитание ответственности и самодисциплины,
- авторитет родителей.
Давайте рассмотрим эти принципы.
Самый веский принцип – принятие ребёнка. Это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную постель без напоминания, а за сам факт его существования в этом мире. Если ребёнок принят родителями, он значим.
Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе в своих силах. Со стороны родителей – безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Такие родители подчеркивают все успехи, достоинства, поддерживают в трудностях. Признание – в какой-то мере терпение родителей. Терпение – дать прочувствовать и осознать то, что совершил, и поддержка отца и матери. Признание формирует у детей чувство значимости и необходимости в семье. При этом родители могут нарисовать себе некий идеализированный образ, который складывается из желаемого, но далёк от действительности. Иначе говоря, если ты хорош – значит, ты любим, принят, признан. Если же нет – стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающее порой безобразные формы. Признание не может быть эпизодическим в воспитании детей. Оно предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть незначительное, усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Не возможно без одобрения и похвалы.
(Здесь необходимо познакомить с данными социологического опроса)
Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали не менее 3-4 раз в день. Иногда ребёнок не подпускает к себе, это может быть связано с тем, что в дошкольном возрасте у него не сформировалась потребность в родительском внимании, так как ощущал их на себе достаточно редко.
(Данные опроса – ласковые слова)
Родительская любовь необходима ребенку ещё и
для того, чтобы он мог адекватно реагировать на
те требования, которые к нему предъявляются. Если
требования есть, но любви ребёнок не ощущает, эти
требования останутся невыполненными.
Если ребёнок духовно и физически ощущает
родительскую любовь и ласку, он не будет
принимать действия родителей в штыки. Дети, с
которыми обращаются без любви, развиваются
неправильно, даже если во всём остальном они
воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своём
ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно,
они, как правило, всегда на поверхности. При этом
родители должны помнить, что недостатки
поддаются исправлению только тогда, когда это
делается без сарказма и иронии, издевательства и
обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. В общении с ребёнком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
(Анализ социологического опроса)
Родители должны помнить, то поводить время с
ребёнком, это не значит без конца читать ему
мораль или делать с ним уроки, быть доступным,
значит вовремя прочитать вопрос в глазах ребёнка
и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои
переживания и помочь ему пережить его,
поговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным
– значит, иметь право на совместный поиск истины
со своим малышом. Когда ребёнок начинает
искать истину в подворотне, одной из причин
является родительская недоступность и
неприкосновенность, безразличие к ребёнку и, в
конечном счёте – к самому себе.
Только имея в своём арсенале принятие, признание,
родительскую любовь, доступность, можно
формировать у ребёнка такие качества, как
ответственность, самодисциплину, осознанную
способность к ограничениям.
Воспитание ответственности и
самодисциплины – чем раньше ребёнок
начнёт проявлять ответственность за свои
поступки и слова. Тем больше шансов на то, что он
сможет превратиться в уравновешенную и зрелую
личность. Ежедневно родители должны
демонстрировать своим детям собственное
проявление ответственности перед ними. Это не
значит, что родители должны отчитываться,
мудрость ответственности состоит в том, что
всегда они выполняют то, что обещают детям, а если
по какой-то причине этого не происходит, они
находят в себе смелость признать своё неумение
сдержать обещание и стараются исправить
собственные ошибки.
Для соблюдения ребёнком ответственности и
формирования у него навыков самодисциплины
необходимы определённые условия. Одним из
главных условий является наличие у ребёнка в
семье определённых обязанностей, которые он
должен выполнять ежедневно. При этом родителям
нужно проявлять терпимость и терпение.
Воспитывать у ребёнка ответственность – это
значит использовать как метод воспитания
ограничение. Если родители с раннего детства не
научились говорить ребёнку «нет», то их жизнь
может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
Авторитет родителей – важная
составляющая успешности воспитания детей в
семье. Приобретение авторитета в глазах ребёнка
– кропотливый труд отца и матери. Мнение
родителей об окружающей действительности, их
поступки и отношения – это слагаемые
родительского авторитета. Авторитетность
родителей в глазах ребёнка – это прежде всего
желание ребёнка говорить родителям правду, какой
бы горькой она не была для отца и матери. Так
будут дети поступать в том случае, если родители
объяснят им, что прожить жизнь, не совершая
ошибок, невозможно. Авторитет во многом зависит
от того, насколько они сами умеют прощать и
просить прощения. Ещё одно немало важное
качество родителей, которые хотят быть
авторитетными в глазах детей, – отсутствие
боязни критики со стороны своих детей.
Авторитет не приобретается «автоматически» с
рождением ребёнка. Он нарабатывается годами
самоотверженного родительского труда, который
сродни труду шахтёра.
Мы рассмотрели основные принципы общения.
В качестве рекомендации хочу предложить книги
Гиппенрейтер Ю.Б. « Общаться с ребёнком КАК?» и
Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с
ребёнком ТАК?», в которых очень подробно
рассказано, какие задания и упражнения можно
выполнять для эффективного общения с ребёнком.
На следующем собрании рассмотрим вопрос «Что
значит слушать и слышать ребёнка?» и понятие
активное слушание.
3. Итог
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Литература:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком КАК? – М.: АСТ «Астрель», 2006.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком ТАК? – М.: АСТ «Астрель», 2008.
- Григорьева Т.Т., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного мышления. – Новосибирск: Из-во Новосиб. ун-та, 1999.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Немов Р.С. Психология Т.1. – М.: ВЛАДОС,1998.