Тема: Деление с остатком.
Цели урока:
- совершенствовать навыки выполнения действия деления с остатком;
- продолжить работу с текстовыми задачами и уравнениями.
Тип урока: комбинированный.
Учебник: под редакцией Виленкина Н. Я. « Математика-5».
Дополнительная литература: дидактические материалы по математике для 5 класса Чесноков А. С., Нешков К. И.
Оборудование: таблицы и сигнальные карточки для устного счета.
Структура урока
- Организационный момент
- Устный счет
- Отработка навыков выполнения действий деления
- Заключение, подведение итогов урока
- Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: приветствие, проверка домашнего задания.
2. Устный счет (на доске примеры):
Выполните действия:
57 :
8
ответ: 7 остаток 1
1213 : 12 ответ: 101 остаток 1
426 : 42 ответ: 10
остаток 6
773 : 11 ответ: 70
остаток 3
90 : 8
ответ: 11 остаток 2
50 : 4
ответ: 12 остаток 2
52 : 17
ответ: 3 остаток 1
99 : 15
ответ: 6 остаток 9
112 : 11 ответ: 10
остаток 2
18 : 4
ответ: 4 остаток 2
Задание классу: Сделайте вывод о теме урока
(учитель записывает на доске, а ученики – в
тетрадь тему урока: Деление с остатком).
Комбинаторная задача. В футбольной команде (11
человек) надо выбрать капитана и его заместителя.
Сколькими способами можно это сделать? Ответ: 11 ·
10 = 110 способами.
3. Отработка навыков выполнения действий деления
Графический диктант (на доске или на карточках написаны примеры):
3232 : 16 = 22
11 · 67 = 737
560 : 70 = 8
0 : 89 = 0
30 : 0 = 0
34 : х = 17, х = 2
х : 54 = 0, х = 54
х · 7 = 490, х = 7
25 · 98 · 4 = 9800
2 · 59 · 50 = 590
Ответ «да» соответствует *, ответ «нет» соответствует –.
Ключ: * – – – * – * * – *
Решите алгебраически задачу:
За пять дней туристы проплыли на байдарке 98 километров. В первый день они проплыли 22 километра, а в оставшиеся четыре дня – поровну в каждый день. Сколько километров проплыли туристы в каждый из четырех дней?
Вопросы к задаче:
– Что значит решить алгебраически задачу?
– Какую величину обозначим за х?
Краткое условие:
Пусть х км. туристы проплыли за первый день из четырех, тогда за четыре дня они проплыли (4х) км. Составляем уравнение:
22 + 4х = 98,
4х = 98 – 22,
4х = 76,
Х = 19 (км) – проплыли туристы за первый день из
четырех.
Проверка: 22 + 4 · 19 = 22 + 76 = 98
Ответ: 19 км.
Выполните деление с остатком:
39909 : 76
ответ: 525
остаток 9
33333 : 343
ответ: 97 остаток 62
Найдите делимое, если
– делитель 15, неполное частное 16, остаток
8 ответ: 15 · 16 + 8 = 248
– неполное частное 37, делитель 18, остаток
0 ответ: 37 · 18 = 666
Работа по учебнику
Задача № 531
Вопросы к задаче:
– Сколько деталей необходимо отлить?
– Какова масса одной детали?
– Что надо узнать в задаче?
Составим план решения задачи:
Масса одной детали |
Количество деталей |
Всего чугуна |
12 кг. |
41 деталь |
? болванок по 16 кг. |
Решение:
- 12 · 41 = 492 (кг) – необходимо для отливки 41 детали.
- 492 : 16 = 30 (ост 12) для отливки 41 детали необходимо взять 31 болванку
- 16 · 31 = 496 (кг) – чугуна в 31 болванке
- 496 – 492 = 4 (кг) – останется чугуна.
Ответ: 4 кг.
Самостоятельная работа
Дидактические материалы вариант № 4; №117, 118, 119, 121
4. Заключение
- Повторение свойств деления с остатком
- Выставление оценок
5. Домашнее задание:
Дидактические материалы вариант №3; №117, 118, 119, 121.