Урок окружающего мира во 2-м классе "Занятия славян"

Разделы: Начальная школа


(Слайд №1). Презентация

Цель: Закрепить знания детей о наших предках – славянах, об их образе жизни, познакомить с занятиями славян в деревне.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

Вспомните, что такое прошлое, настоящее и будущее? (Ответы детей)

Расскажите, что такое история? (Ответы детей)

Давайте сверим ваши предположения с объяснениями в толковом словаре Ожегова (Cлайд № 2).

Постановка проблемы: Как вы думаете, всегда ли наша страна была такой как сейчас?

А хотели бы вы узнать, откуда пошли наши предки? (Ответы детей)

3. Новый материал. (Сообщение учителя). (Слайд № 3)

По предположениям ученых: славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI–VII вв. Расселение славян проходило мирно, так как земли хватало всем. Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине:

На Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу - древляне.

На р. Припять - дреговичи (от "дрягва" - болото).

На р. Сож - радимичи.

В районе Смоленска и севернее - кривичи.

На Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене.

На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) - вятичи.

На юго-западе (зап. Украина) - уличи, тиверцы, волыняне.

4. Закрепление знаний. (Слайд № 4)

Вспомните, как происходило расселение славян. Ответьте на вопросы:

1. Где расселились древние славяне?

2. Определите по карте возможную родину древних славян.

5. Работа с учебником стр. 101

Рассматривание (Слайда № 5). Беседа по иллюстрации слайда.

Внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы можете рассказать о поселении славян.

Постановка проблемы. Объясните, почему так располагалось селение? Что интересного для себя вы выделили? Объясните свой выбор. (Ответы детей)

6. Закрепление знаний. (Слайд № 6)

  1. Опишите поселение и объясните, почему оно так выглядело?
  2. Можно ли определить, чем занимались славяне по этой реконструкции?
  3. Какие детали рисунка на это указывают?

7. Рассказ учителя. (Слайд № 7)

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения.

Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя.

Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Рассмотрите иллюстрацию, расскажите, чем занимались наши предки в сельской местности?

8. Работа с учебником.

Учебник стр.103. Самостоятельное чтение текста детьми.

9. Закрепление знаний. (Слайд № 8)

  1. Опишите занятия древних славян, орудия труда и их внешний вид.
  2. Какие выводы о жизни славян можно сделать на основании этого рисунка?

Постановка проблемы. Как вы думаете, какие орудия труда преобладали в быту славян? Почему вы так решили? (Деревянные орудия труда преобладали в быту славян)

Постановка проблемы. Подумайте и скажите, а орудия труда изменялись или оставались прежними? И отчего это зависело? (C развитием ремесел и умением обрабатывать металл, изменялись и орудия труда славян)

10. Закрепление знаний. (Слайд № 9)

  1. Как вы думаете, из какого материала сделаны эти орудия труда?
  2. Назовите их и для чего они использовались?
  3. Какие знания и умения необходимы были людям для изготовления таких орудий?

11. Подведение итогов урока. (Слайд № 10)

  1. Рассмотрите внимательно схему и назовите основные занятия древних славян.
  2. Какие занятия не указаны в схеме?
  3. Какие занятия существуют и сейчас и почему?

12. Рубрика картинная галерея. (Слайд № 11)

С развитием и усилением поселений, а так же с изменениями в жизни славян, наши предки стали искать пути для организации торговли и обмена с другими племенами своими продуктами производства и разнообразными товарами.

Рассмотрите репродукции с картин Н.К. Рериха “Ладьи”. На них изображены первые судна, которые служили средствами передвижения нашим предкам.

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.

Итак, мы познакомились с расселением наших предков с их трудом в селах, а теперь вам предстоит самостоятельно узнать (Слайд № 12) как трудились славяне в городе.

13. Итог урока.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- О чем бы вы хотели еще узнать?