(Слайд №1). Презентация
Цель: Закрепить знания детей о наших предках – славянах, об их образе жизни, познакомить с занятиями славян в деревне.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
Вспомните, что такое прошлое, настоящее и будущее? (Ответы детей)
Расскажите, что такое история? (Ответы детей)
Давайте сверим ваши предположения с объяснениями в толковом словаре Ожегова (Cлайд № 2).
Постановка проблемы: Как вы думаете, всегда ли наша страна была такой как сейчас?
А хотели бы вы узнать, откуда пошли наши предки? (Ответы детей)
3. Новый материал. (Сообщение учителя). (Слайд № 3)
По предположениям ученых: славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI–VII вв. Расселение славян проходило мирно, так как земли хватало всем. Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине:
На Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу - древляне.
На р. Припять - дреговичи (от "дрягва" - болото).
На р. Сож - радимичи.
В районе Смоленска и севернее - кривичи.
На Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене.
На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) - вятичи.
На юго-западе (зап. Украина) - уличи, тиверцы, волыняне.
4. Закрепление знаний. (Слайд № 4)
Вспомните, как происходило расселение славян. Ответьте на вопросы:
1. Где расселились древние славяне?
2. Определите по карте возможную родину древних славян.
5. Работа с учебником стр. 101
Рассматривание (Слайда № 5). Беседа по иллюстрации слайда.
Внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы можете рассказать о поселении славян.
Постановка проблемы. Объясните, почему так располагалось селение? Что интересного для себя вы выделили? Объясните свой выбор. (Ответы детей)
6. Закрепление знаний. (Слайд № 6)
- Опишите поселение и объясните, почему оно так выглядело?
- Можно ли определить, чем занимались славяне по этой реконструкции?
- Какие детали рисунка на это указывают?
7. Рассказ учителя. (Слайд № 7)
Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.
Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения.
Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя.
Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.
Рассмотрите иллюстрацию, расскажите, чем занимались наши предки в сельской местности?
8. Работа с учебником.
Учебник стр.103. Самостоятельное чтение текста детьми.
9. Закрепление знаний. (Слайд № 8)
- Опишите занятия древних славян, орудия труда и их внешний вид.
- Какие выводы о жизни славян можно сделать на основании этого рисунка?
Постановка проблемы. Как вы думаете, какие орудия труда преобладали в быту славян? Почему вы так решили? (Деревянные орудия труда преобладали в быту славян)
Постановка проблемы. Подумайте и скажите, а орудия труда изменялись или оставались прежними? И отчего это зависело? (C развитием ремесел и умением обрабатывать металл, изменялись и орудия труда славян)
10. Закрепление знаний. (Слайд № 9)
- Как вы думаете, из какого материала сделаны эти орудия труда?
- Назовите их и для чего они использовались?
- Какие знания и умения необходимы были людям для изготовления таких орудий?
11. Подведение итогов урока. (Слайд № 10)
- Рассмотрите внимательно схему и назовите основные занятия древних славян.
- Какие занятия не указаны в схеме?
- Какие занятия существуют и сейчас и почему?
12. Рубрика картинная галерея. (Слайд № 11)
С развитием и усилением поселений, а так же с изменениями в жизни славян, наши предки стали искать пути для организации торговли и обмена с другими племенами своими продуктами производства и разнообразными товарами.
Рассмотрите репродукции с картин Н.К. Рериха “Ладьи”. На них изображены первые судна, которые служили средствами передвижения нашим предкам.
Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.
Итак, мы познакомились с расселением наших предков с их трудом в селах, а теперь вам предстоит самостоятельно узнать (Слайд № 12) как трудились славяне в городе.
13. Итог урока.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- О чем бы вы хотели еще узнать?