Тема: В древней Александрии Египетской.
Учебник: История Древнего мира. А.А.Вигасин., Г.И.Годер.
Доска: карта, тема, задание – соотнеси, словарь урока, схема похода, книга о маяке.
ХОД УРОКА
Учитель истории наряжена в образ богини истории Клио.
1. Введение в урок.
Создание психологического настроя: Дорогие друзья – мудрейшие наставники и ребята! Вас приветствую я, богиня истории Клио! Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, она будет интересной и увлекательной! История – наука для любознательных!
– Хочу рассказать вам древнегреческую легенду.
«Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец
беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил
юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты
прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у
великих эллинов. Как же так, что и для тебя
осталось столь много неясных вопросов?»
В раздумье философ начертил посохом перед собой
два круга: маленький и большой.
«Твои знания – это маленький круг, а мои –
большой. Но все, что осталось вне этих кругов, -
неизвестность. Маленький круг мало
соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг
знаний, тем больше его граница с неизвестным. И
впредь, чем больше ты станешь узнавать нового,
тем больше у тебя будет возникать неясных
вопросов».
– Давайте сегодня расширим свои знания:
повторим время А.Македонского и узнаем много
интересного о городе, который он основал.
Цели нашего урока:
- Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток.
- Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.
– Впереди у нас викторина, подготовленная ребятами, интересные задания, сообщения. Итак, вперед, в увлекательный мир истории!
2. Проверка домашнего задания (опережающее задание: подготовить викторину)
Ребята проводят викторину.
Возможные вопросы:
- Где находится Македония?
- Причины слабости Греции?
- В чем сила македонской армии?
- Как Александр пришел к власти?
- Какую черту характера можно увидеть в словах Александра: «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка!»
- Какие государства завоевал А.Македонский?
- За что А.Македонский убил Клита?
- Сколько лет длился поход А.Македонского на Восток?
3. Игра «Молчанка» (учащиеся молча выходят к доске и расставляют стрелки):
Филипп
оратор, призывавший отстаивать независимость
Аристотель
военачальник
Демосфен
царь Македонии
338 г.до
н.э.
друг Александра
334 г.до
н.э.
учитель Александра
Парменион
царь персов
Клит
битва при Херонее
Дарий
3
начало похода
– Составляем схему похода (на столе учащиеся берут заготовленные таблички с названиями пунктов похода и расставляют в правильном порядке): Р.Граник-г.Исс-г.Тир- Египет-с.Гавгамелы-г.Вавилон-р.Инд
4. Изучение нового материала
Работа по пункту №1. Ищем ответы в тексте.
- Что случилось с державой Александра после его смерти?
- Что называют Восточным Средиземноморьем?
- Какие государства возникли на месте державы А.Македонского? Схема в тетради.
- Какой город стал центром всего Восточного Средиземноморья?
Работа по пункту №2. В александрийском порту. Выступает (имя ученика).
Вопросы для закрепления:
- Где же находился маяк?
- Для чего он был нужен?
- Как усиливался свет пламени?
- Как доставляли топливо?
- Какие товары вывозили из Египта?
- Какие ввозили?
Физминутка
– Представьте, что вы – войско А.Македонского. впереди идут лучники, они натягивают свои луки и стреляют в персов. За лучниками едут колесницы. Быстро они мчатся по равнине. За колесницами бежит конница. За конницей идет пехота, размахивая направо и налево мечами. Несколько воинов толкают осадную башню. Другие заряжают метательные орудия. Лучше армии Александра тогда в мире не было!
Работа по пункту №3. На улицах и площадях.
Чтение. Необходимо найти все группы людей, которых можно было встретить на улицах Александрии.
Работа по пункту №4. В александрийском Музее.
Опережающее задание – выступает (имя ученика).
Словарная работа с текстом:
Музей
Музы
Аристарх Самосский
Эратосфен
Евклид
– Чем музей в Александрии отличался от
современных музеев?
– Я предлагаю Вам на минутку заглянуть в
современную Александрию. Это второй по величине
город Египта. Там проживает 3 млн. 700 тыс. человек.
Это очень красивый город. Там великолепная
набережная, комфортабельные особняки,
современные многоэтажные дома, скверы и парки.
5. Закрепление
Проверочная работа
- Составить схему:
- Какие товары доставляли в Египет?
- Какие товары вывозили из Египта?
- Маяк находился на о…..
- Топливо подвозили на…
- Музей – это…
- Музы – это…
- В Александрийской библиотеке было…свитков.
Проверяем.
– Поднимите руки, кто считает, что сегодня
поработал очень хорошо?
– Кто хорошо работал?
– Кому понравился урок, тот передаст мне
солнышко. Кому не понравился урок – тучку.
6. Домашнее задание: завтра 8 марта. Подарите своим мамам и бабушкам хорошее настроение, поздравьте их с праздником! Желаю Вам от всего сердца доброго здоровья, чудесного весеннего настроения, новых творческих взлетов и радости от повседневного труда!