Цели урока:
- ознакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
- учить бережно, относиться к природе и к своему здоровью.
- воспитание познавательного интереса, правильной посадки при работе на уроке.
Оборудование:
- Таблицы: “Грибы”, “Ядовитые грибы”, “Хвойные и лиственные деревья”.
- Рисунки: ёжик (рисунок или мягкая игрушка), грибы, деревья, корзина загадок грибов, дерево загадок с названием деревьев.
- Таблица сбора грибов (каждому ученику).
- Схема строения гриба.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами побываем в лесу. Кто знает, с чем мы ходим в лес за сбором урожая?
- Правильно. Корзина неотъемлемый атрибут любого человека идущего в лес. И нас сегодня в лес поведёт лесной житель. Он приготовил нам множество заданий и от него мы узнаем много инте-ресного и познавательного. Давайте отгадаем кто это!
Загадка:
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это … (ёж).
Учитель вывешивает рисунок ёжика или достаёт мягкую игрушку. Рисунок 1. Ёжик.
- С чем к нам сегодня пожаловал ёжик? Что у него в лапках? Что за природные объекты лежит в корзине у ёжика?
- К какому царству живой природы они относятся?
Тема урока “В царстве грибов”
- Он нам принёс полную корзину грибов. Давайте отгадаем название грибов из корзины ёжика:
На дочке большой рисунок корзины. Рисунок 2. Корзина.
II. Проверка домашнего задания.
- Ёжик просит вспомнить, какая бывает природа? (Живая и неживая.)
- Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце и др.)
- А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)
- Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.)
- К какой природе: живой или неживой, - мы отнесем почву?
III. Работа по теме.
1. Беседа.
- А теперь ёжик приглашает нас в лес за грибами.
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Н. Найдёнова.
Лесные загадки
Сосны, ёлки, берёзы, клёны …
Это лес – он наш друг зелёный!
Добрый друг, он шумит, поёт
И в прохладную тень зовёт.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас?
- Давайте вспомним как себя нужно вести в лесу, чтобы ёжик взял нас с собой.
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Г. Ладонщикова.
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.Стал гнуть орешину — сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех — сорвал,
Сорвал второй и третий...Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
- Скажите ёжику мы с вами себя как должны вести в лесу.
Дети вспоминают правила поведения в лесу.
Рассказ учителя.
Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, мясистые “цветы” и микроскопическая плесень, паразиты и хищники.
Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.) Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.
Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень “дружат” с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
- Давайте на дереве загадок прочитаем название деревьев и попробуем дать названия грибам, которые могут расти под этими деревьями.
На доску вывешивается большой рисунок дерева. Рисунок 3.
- Отгадываем загадки от ёжика:
К каждой загадке отгадка рисунок. Рисунок 4. Деревья.
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (Боровик)
Не спорю - не белый.
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберезовик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красивой шапке модной
Никуда не годный. (Мухомор)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опенки)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, -
Зовусь я - ... (Подосиновик)
Приложение 1. Дополнительные загадки для использования учителем на уроке.
- А сейчас ребята мы услышим, в каких лесах можно встретить те или иные грибы:
Заранее подготовленные дети читают наизусть стихи И. Токмаковой.
Берёза
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Ели
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки,
Тонкие иголочки, -
У лесных ворот
Водят хоровод.
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару...
Дайте осинке
Пальто и ботинки -
Надо погреться
Бедной осинке.
Сосны
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Ива
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
ожет, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
Пихты
Пихты с виду кажутся
Злючками,
Лапы их покрыты
Колючками,
Да колючки-то незлые у пихты,
Можешь даже погладить их ты.
Рябина
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая “дружба” выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.
Рисунок 5. Грибы санитары.
2. Работа по учебнику. С. 118-119.
- Прочитайте текст.
- Из каких частей состоит гриб? (Шляпка, ножка, грибница.)
На доске схема строения гриба. Рисунок 6.
Учащиеся показывают на этой схеме все части гриба.
- Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)
- Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)
- Чему способствуют грибы? (Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)
- Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы помогают корням де-ревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)
- Запишите в словарик, что такое грибница.
3. Работа в рабочей тетради. С. 54 № 1.
- Прочитайте.
- Нарисуйте схему строения гриба. Подпишите его части. Взаимопроверка по учебнику. С. 55 № 2.
- Прочитайте.
- Рассмотрите рисунок. Назовите грибы, которые изображены.
- Почему они занесены в Красную книгу.
- Найдите рисунок этих грибов в учебнике на с. 119. Раскрасьте грибы в рабочей тетради.
- Какие еще грибы занесены в Красную книгу?
IV. Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
V. Работа по теме.
1. Работа по учебнику. С. 120-121.
- Ребята ёжик хочет нас познакомить с грибами, которые можно кушать и употреблять в пищу опасно.
На доске таблицы “Грибы”, “Ядовитые грибы”. Дополнительно рисунки грибов.
Рисунок 7. Несъедобные грибы. Рисунок 8. Съедобные грибы.
- На какие группы можно разделить грибы?
- Назовите съедобные грибы.
- Назовите несъедобные грибы.
- Рассмотрите рисунок в учебнике. Какие грибы вы видели в лесу?
- Прочитайте текст.
- Найдите правила, как собирать грибы. Постарайтесь их запомнить
- Почему можно собирать только те грибы, которые знаешь?
- Что нужно делать, чтобы не повредить грибницу?
2. Работа в рабочей тетради. С. 55 № 3.
- Прочитайте.
- Запишите по три примера съедобных и несъедобных грибов.
- А ещё ребята, ёжик нас хочет познакомить с какими приговорками ходили люди в лес, чтобы домой пойти с полными корзинами грибов и ягод.
Подготовленные дети читают наизусть приговорки.
Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.
Гриб-грибок,
Выставь лобок!
На тебя погляжу,
В кузовок положу!
Гриб на грибу,
А мой наверху!
Земелюшка добра,
Вырасти гриба -
Гриба грибового,
Во бору борового.
Рву, рву ягодку,
Черную смородинку!
Маменьке в лукошко,
Тятеньке в стаканчик,
А серому волку -
Корья на лопате!
Ay, ay, аукаем,
По полям, лесам приаукиваем:
Столько нам грибов коробов -
Сколько в лесу комаров;
Столько ягод лукошек -
Сколько в поле мошек.
Ay, ay, аукаем!
Проверка.
VI. Итог урока.
- Назовите части гриба.
- Что такое грибница?
- Ёжик благодарит вас ребята за прекрасные ваши знания и на последок хочет вам подарить таблицу, по которой вы будете знать, в каком лесу какие грибы и в какое время года можно собирать.
Раздаётся таблица сбора грибов каждому ученику. Приложение 2.
VII. Домашнее задание
- Прочитать в учебнике статью “В царстве грибов” (с. 118-121).
- Подготовить ответы на вопросы раздела “Проверь себя” (с. 122).
- Выполнить задания 1, 2, 3 (учебник, с. 122).
- Выполнить задания 4 в рабочей тетради (с. 55).
Словарь
Грибница - вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.