При изучении с воспитанниками такой серьезной
и «взрослой» программы как Microsoft Excel большое
внимание уделяю созданию работ, которые повышали
бы их компетентность, помогали социально
адаптироваться в обществе, развивали логически,
информационно и творчески, а проще говоря,
пригодились бы им в жизни. К таким работам
относятся тесты. В данной статье мне бы хотелось
поделиться опытом разработки тестов с
использованием функции ЕСЛИ.
Тесты могут быть контролирующими, развивающими,
развлекательными и др. Они могут быть с оценкой
по 5-ти или 10-ти бальной системе или со словесными
комментариями. Тесты могут содержать ответы на
вопросы или ответ нужно вводить. Вопросы к тесту
предлагаю ребятам придумать самостоятельно на
любую тему. Если в этом возникают проблемы,
помогаю им. Кроме того, что тест должен
функционировать правильно, он и выглядеть должен
красиво, привлекательно и соответственно теме.
Поэтому большое внимание уделяется дизайну
оформления работы. И заключительным этапом
является установка защиты на тест.
Хочется отметить, что с работой над такими
тестами успешно справляются не только
старшеклассники, но и ученики среднего звена. А
поскольку воспитанникам дается почти полная
свобода выбора вопросов и оформления,
возможность протестировать тест друг другом и
педагогом, то эта работа становится им очень
интересной.
ТЕСТ 1 – тест, в котором к вопросу даны три ответа (Приложение 1).
Каждый ответ в отдельной ячейке (рис. 1). Справа от ответов в соответствующие ячейки вводится символ 1 (или другой какой-нибудь символ по желанию ученика). В ячейках, расположенных еще правее, должен выводиться словесный результат в виде фразы соответствующей правильному или неправильному ответу.
Для этого в ячейку Е2 (рис. 1) вводится функция
ЕСЛИ (категория Логические): =ЕСЛИ(D2=1;”Какой
ты умный!”;””). Эта функция копируется в
ячейки столбца Е, расположенные ниже, т.е.
напротив каждого ответа, и изменяется только
словесный комментарий.
Затем тест оформляется. Вставляется заголовок
(можно использовать WordArt). Ставится подложка: меню
Формат––>Лист––>Подложка.
Заливаются каким-нибудь цветом ячейки теста: панель
инструментов Форматирование––>кнопка Цвет
заливки или меню
Формат––>Ячейки––>вкладка Вид.
Украшается картинками.
Скрываем ненужные нам теперь элементы листа –
сетку, имена строк и столбцов, ярлычки листов,
авторазбиение на страницы, горизонтальную и
вертикальную полосы прокрутки, можно также не
отображать область задач при запуске, строку
формул, строку состояния: меню
Сервис––>Параметры––>вкладка Вид.
Ставим на тест защиту. Выделяем все ячейки, куда
должна вводиться 1, открываем меню
Файл––>Ячейки––>вкладка Защита и
снимаем защиту с ячеек и скрытие формулы. Затем
выделяем ячейки, в которые вставлена функция, и
наоборот ставим защиту на ячейки и скрываем
формулы. И последний этап – защита листа: меню
Сервис––>Защита––>Защитить лист. В
диалоговом окне Защита листа дать команду Защитить
лист и содержимое защищаемых ячеек;
разрешить всем пользователем этого листа только
выделение незаблокированных ячеек и можно
ввести пароль для отключения защиты листа. При
такой защите выделяются только ячейки, в которые
вводится 1, остальные выделить и изменить
невозможно. Тест готов к работе.
ТЕСТ 2 – тест, в котором к вопросу даны три ответа и ставится оценка (Приложение 2).
Располагать ячейки с вопросами и ответами можно по-разному. Например, так, как показано на рис. 2.
В ячейку D5 (рис. 2) вводится функция: =ЕСЛИ(С5=2;”Верно”;”Не верно”). Если в тесте 1 прошу ребят выводить результат в виде различных текстовых фраз, то в этом тесте – в виде всего лишь двух слов: Верно или Не верно (или Да, Нет или Правильно, Не правильно и др.). Эта функция копируется во все ячейки справа от ячеек с ответом и изменяется только номер правильного ответа. В ячейку С5 и в соответствующие ниже вводится номер правильного ответа. В конце теста подсчитывается количество верных ответов с помощью функции СЧЁТЕСЛИ (категория Статистические), т.е. в ячейке D83 (рис. 3) должно быть так: =СЧЁТЕСЛИ(D5:D80; ”Верно”).
Затем ниже теста в ячейку В83 (рис. 4) вводится
текст ТВОЯ ОЦЕНКА, а в ячейку С83 – формула
подсчета оценки: количество верных ответов
умножить на 5, если по 5-ти бальной системе (если по
10-ти бальной системе, то умножается на 10) и
разделить на количество вопросов. Т.е. в данном
случае формула получается следующей: =D83*5/16.
С помощью функции округления (категория
Математические) округляем полученный результат
до целого: =ОКРУГЛ(D83*5/16;0).
Для того чтобы оценка не появлялась сразу же
после ответа на первый вопрос (в этом случае
можно проконтролировать правильность ответа),
используем такую хитрость – оценка должна
появиться только после ввода ответа на последний
вопрос, рассчитывая на то, что нормальный человек
будет отвечать на тест с начала, т.е. с первого
вопроса. В конечном итоге формула в ячейке С83
выглядит следующим образом: =ЕСЛИ(С80=””;””;(ОКРУГЛ(D83*5/16;0))).
Оформляем тест – вставляем заголовок, подложку, картинки, заливаем ячейки и др. В таком варианте теста необходимо скрыть столбец D: из контекстного меню столбца D выбираем команду Скрыть. Скрываем ненужные элементы листа. Затем защищаем тест. Выделяем все ячейки, куда вводится номер ответа, и снимаем с них защиту. Выделяем ячейку с оценкой и наоборот ставим на нее защиту и скрываем формулу. Затем защищаем весь лист.
ТЕСТ 3 – тест, в котором ответ вводится в виде числа или слова (Приложение 3, Приложение 4).
Если такой тест делать без оценки (рис. 5), то в
ячейках столбца D вводится формула с
использованием вложения одной функции ЕСЛИ в
другую функцию ЕСЛИ: =ЕСЛИ(С2=”;”;ЕСЛИ(С2=7;”Верно”;”Не
верно”)). Делается это для того, чтобы, если в
ячейке С2 ответ еще не введен, то в ячейке D2 было
пусто. В противном случает в этой ячейке будет
текст Не верно. В конце теста можно вывести
количество верных и неверных ответов с помощью
функции СЧЁТЕСЛИ (как в Тесте 2).
Если тест такого типа делать с оценкой, то можно
не использовать вложение функции, т.е. формула
будет выглядеть вот так: =ЕСЛИ(С2=7;”Верно”;”Не
верно”). Столбец D впоследствии скрывается.
Ниже теста выводится количество верных ответов с
помощью функции СЧЁТЕСЛИ. А еще строчкой ниже
подсчитывается оценка (как в Тесте 2).
Строку с количеством верных ответов также
необходимо скрыть. Тест оформить, скрыть
ненужные элементы листа и поставить защиту.
Если ответом на вопрос является не число, а слово,
то в функцию это слово вставляется в кавычках,
например, =ЕСЛИ(С10=”компьютер”;
”Верно”;”Не верно”).