Цель урока: закрепление знаний и умений, полученных при изучении данной темы; ликвидация имеющихся пробелов в знаниях.
Задачи.
- Образовательная: совершенствование навыков выполнения действий с обыкновенными дробями.
- Развивающая: формирование умений определять тип задач.
- Воспитательная: формирование волевых качеств; привитие интереса к математике.
План урока
1. Организационный этап – 2 минуты.
2. Подготовка учащихся к активному сознательному
усвоению знаний. Устный счёт – 10 минут.
3. Повторение:
а) фронтальная работа – 11 минут;
б) индивидуальная работа – 15 минут.
4. Подведение итогов урока; информация о домашнем
задании – 2 минуты.
Педагогические технологии: классно-урочная с использованием элементов игровой деятельности.
ХОД УРОКА
1. Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие по стране, название которой «Обыкновенные дроби». Многое узнали об этой стране, многому научились. Задача на сегодня – освежить всё это в памяти. Завтра при изучении темы «Дробные выражения» умения выполнять действия с дробями будут крайне необходимы. Чтобы завтра было легче, сегодня нужно очень хорошо потрудиться. (Сообщается и записывается в тетради тема урока).
2. На уроке каждому ученику предстоит выступить в роли дешифровщика. Для этого необходимо найти секретное послание и ключ к нему. Мы приблизимся к цели, ответив на некоторые вопросы. Иногда бывает важно найти ошибку в предложенном решении. Один из учащихся должен определить, в решении каких заданий допущена ошибка, и в чём она заключается. (Работает у стола учителя).
Карточки:
1) 4 . 3 = = 8;
2) : = = 1;
3) : = ;
4) 1 . = = = 1 ;
5) : = = ;
6) : = = 1 ;
Остальные «отправляются на поиски» вместе со мной. (Подготовленные таблички с заданиями при помощи магнитов размещаются на доске).
Задания: (отвечающий проговаривает правило и ответ)
1) . 2) : 3) х = 1
4) : 2 5) . 6) от 15
Задачи: (предлагается краткая запись
условия; учитель проговаривает текст, ученик
определяет тип задачи и предлагает
решение).
1. 40 га – это поля.
Всего ? га
2. Было 27 т картофеля. Вывезли . Осталось ? т.
3. Было 120 т бензина. Израсходовали 30 %. Осталось ? т.
4. Кто может предложить свою задачу на нахождение
дроби от числа? (Решаем).
5. Предложите задачу на нахождение числа по его
дроби. (Решаем).
У каждого из вас есть возможность предложить
свою задачу. Ваше домашнее задание: придумать и
решить две задачи (на оценку «5» – разных типов;
на «4» – одного; на «3» – одну любого типа).
Проверяем работу нашего «контролёра». Удалось ли
найти ошибки? (Ответ обосновывается).
3. Молодцы, ребята, вы успешно пришли к месту, где спрятана шифровка. Чтобы её получить, необходимо выполнить письменно несколько заданий. (Работают в тетрадях).
Задание 1. Из двух предложенных задач 1 вариант решает задачу на нахождение числа по его дроби, а 2 вариант – на нахождение дроби от числа. По одному человеку решают задачу своего варианта на доске, объяснив свой выбор. (Учитель не комментирует правильность). По окончании решения проверяем, все ли правильно определили тип и способ решения задачи.
Задача 1. Было 150 кг муки. Использовали части. Сколько
килограммов муки осталось?
Задача 2. Прочли 64 страницы, а это книги. Сколько
страниц осталось прочитать?
Задание 2. Вычислить: 1) 1 : + 3; (ученик решает с объяснением на доске).
2) (3 + ) . 4; (ученик решает с объяснением на доске).
Выполнившие задание, получают свою часть «шифровки». При необходимости учитель может оказывать помощь. Проверяются ответы. Кто справился с заданием раньше, получает дополнительную карточку. По мере выполнения задания большинством учащихся класса, приступаем к расшифровке. В таблице, расположенной на правой части доски, каждый ищет ответ своего примера, определяет соответствующую ему букву, сообщает учителю номер примера и полученную букву. Учитель вписывает буквы на ленту с числами от 1 до 31. В итоге получается:
«Сильнее всех – владеющий собой». (Сенека)
4. Учитель: В разных жизненных
ситуациях разные люди ведут себя по-разному.
Кто-то нервничает, кричит, ссорится, отступает от
задуманного. А другой может справиться со своими
эмоциями, заставить себя делать то, что нужно. О
таком человеке говорят, что он умеет владеть
собой. И в этом его сила. Желаю вам быть сильными.
Сегодня вы показали, что кое-что умеете делать в
этом направлении. Приложив определённые усилия,
научились выполнять действия с дробями. Надеюсь,
это поможет вам успешно усвоить новую тему. Ваши
навыки дешифровщика оцениваю следующим образом:
(сообщаются оценки за урок). Напоминаю домашнее
задание: придумать и написать условие задачи,
выполнить решение. Наиболее интересные задачи
будут предложены для решения по карточкам.
– Наш урок окончен. До свидания.