Цели:
- Развитие пространственного и образного мышления.
- Умение выражать свое отношение, к изображаемому через цвет, штрих.
- Научиться создавать выразительный художественный образ.
- Воспитывать творческое отношение к заданию.
- Формирование навыков работы с гуашью.
- Овладение новыми техническими приемами.
Задача: выполнение живописной композиции с использованием элементов «декоративной» графики на тему «Муха-Цокотуха».
Оборудование:
- Литературный ряд: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
- Зрительный ряд: Иллюстрации к сказке, выполненные известными художниками, детские рисунки, изображения различных насекомых, разнообразные виды штрихов.
Материалы и принадлежности: бумага формата А3 и А4, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, простой карандаш (мягкий), фломастер черный или коричневый, черная гелиевая ручка, тушь, перо.
Предварительная работа. Перед выполнением работы рекомендуется выполнить ряд упражнений по ознакомлению с техническими возможностями графических средств и способами их применения.
1. Упражнение на проведение различных видов линий.
2. Композиция «Живая линия», «Деревья в сказочном лесу», «Разные травы»…
3. «Графический диктант» – использование разнообразных штрихов, для изображения различной фактуры материалов («мягкий», «пушистый», «колючий», «гладкий», фактура камня, дерева, водной поверхности...)
4. Композиция «Фантастическое животное» с использованием разнообразных графических приемов (линия, точка, штрих, пятно, контраст…)
5. Упражнение «Бабочка». Выполнение работы в технике «декоративная» графика.
6. Использование элементов «декоративной» графики
7. Упражнения выполнены учащимися 1-2 класса ДШИ
План
I. Организационный момент
II. Объяснение материала
а) Знакомство с иллюстрациями к сказке К.
Чуковского «Муха-Цокотуха».
б) Определение характерных черт персонажей.
в) Композиционные эскизы и цветовое решение.
III. Изучение технического приема – заполнение различными штрихами плоскостей с учетом характера изображаемого.
IV. Практическая работа. Выполнение работы на формате, в плоскостном цветовом решении.
V. Подведение итогов, просмотр работ
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
2. Объяснение материала
Учитель:
«Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!..
На предыдущем уроке мы с вами рисовали одну из
героинь этой сказки – бабочку.
Давайте вспомним, какими техническими приемами
вы пользовались? (Линия, точка, штрих, пятно).
Какие графические материалы вы применяли?
(Фломастеры, тушь, перо, гелиевые ручки). А сегодня
мы нарисуем сказку «Муха-Цокотуха», используя
одновременно графические и живописные
технические приемы.
Какие персонажи участвовали в сказке. Учитель
показывает их изображения на примере
иллюстраций известных художников, оговариваются
характеры персонажей, цветовое решение, колорит.
Например: Бабочка – красавица, представляется в
яркой, контрастной цветовой гамме. Паук – по
характеру злой, кровожадный, отрицательный
персонаж – цветовая палитра темная, тяжелая,
агрессивная. Комарик – мужественный, воин,
спаситель – «яркий лучик света в темноте».
Букашки, Таракашки – разноцветные, как конфетти,
веселые, беззаботные.
Учитель: Прежде чем приступить к изображению
сказки, нужно определиться какая сцена вам
наиболее запомнилась и понравилась. Дети
называют эпизоды, учитель помогает
воспроизвести в памяти сцены из сказки,
зачитывает фрагменты. Происходит устное
изложение своей фантазии, как бы они хотели это
изобразить на бумаге. Выполняются
композиционные поиски на маленьких форматах,
составляются эскизы. Наиболее удачный вариант
эскиза переносится на формат А3. С учениками
разбираются характеры, образы сказочных
персонажей, цветовое и колористическое решение
будущей композиции.
Следующий этап в работе это произвольное деление
«разбивка» рисунка на множество различных по
форме плоскостей. Последующая работа состоит в
заполнение этих плоскостей цветом сближенного
цветового спектра. То есть перед учениками
ставиться задача – найти как можно больше
оттенков, какого либо цвета. Задание построено на
вырабатывание у детей зрительной
чувствительности, к тончайшим цветовым нюансам.
(«Кто больше сможет найти цветовые оттенки,
например синего, зеленного…цветов»).
После выполнения этого задания, преподаватель
объясняет следующий этап работы –
заключительный.
3. Изучение технического приема – заполнение различными штрихами плоскостей с учетом характера изображаемого
После выполнения работы в цвете, оговаривается техническая сторона выполнения украшения персонажей элементами «декоративных» штрихов. Каждую форму предмета, поделенную на определенные участки нужно заполнить их различными видами штриха, с учетом характера изображаемого. Раз Паук у нас злой, в цвете вы его написали темными, тяжелыми, напряженными цветами, то и характер штриха должен соответствовать. Какие штрихи можно использовать? (Угловатые, ломанные, резкие, колючие…). Образ мухи – добрая, гостеприимная, – образ светлый, теплый, соответственно и виды штриха надо подобрать мягкие, плавные, округлой формы… При этом учитываются и используются тоновые и цветовые контрасты.
4. Практическая работа
При помощи тонких кистей и гуаши на предварительных подмалевках, разбив каждую форму рисунка на произвольные плоскости, дети заполняют их различными штрихами в соответствии с характером персонажа и своим замыслом. Выбор и использование штрихов.
5. Подведение итогов, организация выставки
В конце урока организуется просмотр работ. Анализируются рисунки, подводится итог урока.
Использованная литература:
- Ломоносова М. Т. «Графика и живопись» М. Издательство «Астрель», 2002.
- Бесчастнов Н. П. «Графика пейзажа» М.«Владос» 2005.
- Бесчастнов Н. П. «Черно-белая графика» М.«Владос» 2002.