Урок "Экскурсия по выставке передвижников"

Разделы: История и обществознание


Класс: 11.

Количество часов: 2.

Форма урока: комбинированный.

Цели: знакомство с творчеством передвижников.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • усвоение понятия передвижники;
    • выявление особенностей творчества передвижников;
    • знакомство с творчеством представителей Товарищества передвижных выставок;
    • повторение и закрепление изученного ранее исторического материала через анализ изображенных на полотнах передвижников событий.
  • Воспитательные:
    • продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к культурному достоянию;
    • воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.
  • Развивающие:
    • развитие памяти, мышления школьников, эмоциональной сферы обучающихся, познавательного интереса к урокам истории;
    • обучение использованию знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оборудование урока: репродукции картин, тетради.

Опережающее домашнее задание: подготовить доклады по творчеству В.Г.Перова, И.Е.Репин, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

План урока:

  • Кто такие передвижники?
  • ПЕРОВ Василий  Григорьевич (1834-1882)
  • РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930)
  • ГЕ Николай Николаевич (1831-1894)
  • СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916)

ХОД УРОКА

1 этап. Проверка домашнего задания

– Назовите годы правления Александра II.
– Перечислите реформы Александра II, указав годы их проведения.
– Обозначьте основные последствия проведенных реформ.

Объявление темы, цели и плана урока.

2 этап. Изучение нового материала – вводная лекция учителя:

– Художники-передвижники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в процессе борьбы передовых художественных сил страны за демократические идеалы и в противовес официальному центру искусства – петербургской Академии художеств. Товарищество развивало лучшие традиции Артели художников, руководитель которой И. Н. Крамской стал идейным вождём нового объединения. Передвижники находились под воздействием общественных и эстетических взглядов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Освободившись от регламентации и опеки Академии Художеств в создании, показе и реализации своих производств, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительную деятельность. С 1871 Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах. Решительно порвав с канонами и идеалистической эстетикой академизма, искусство передвижников имело своей основой творческий метод критического реализма. Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы.
Ведущими жанрами в искусстве передвижников  были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы.

Заполнение 1 колонки таблицы по материалам докладов учащихся и 2 колонки – по результатам обсуждения.

Таблица №1.

Художник

Картина

Историческое событие, термины, характеристика.

ПЕРОВ Василий  Григорьевич (1834-1882) «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» Екатерина II, совершая в мае 1775 года паломничество в Свято-Сергиеву лавру, утолила жажду в одном из многочисленных родников на территории Мытищ и нашла воду необычайно вкусной. Императрица высочайшим указом повелела провести водопровод в Москву от мытищинских источников. Водопровод был пущен осенью 1804 года. С самого начала он приносил много хлопот. Из-за действия кориолисовых сил при течении воды с севера на юг вода в Москву поступала плохо, и водопровод пришел в запущенное состояние. Для исправления ситуации администрация города Мытищи в 1862 году заказала известному русскому художнику В.Г.Перову картину, которую удалось выгодно продать в одну из частных бостонских коллекций живописи, что позволило привлечь к решению проблемы не только российские, но и иностранные благотворительные организации. Водопровод был реставрирован и эксплуатировался вплоть до недавнего времени.
«Сельский крестный ход на Пасхе» Крестный ход – торжественное церковное шествие с большим крестом, иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой
Пасха – Главный христианский праздник в честь воскресения И. Христа, первоначально был посвящен воспоминанию о смерти И. Христа, и только с V века название П. стало усвояться исключительно празднику воскресения Христова.
«Тройка». Ученики мастеровые везут воду. Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов. Его, бытописателя народа, волновали те поистине ужасающие условия, в которых протекало утро жизни простого русского человека. В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.
РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Бурлаки на Волге» Бурлаки – наёмные рабочие в России XVI–XIX вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Набирались главным образом из оброчных крестьян нечернозёмных губерний.
Оброк –  ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменён в результате крестьянской реформы 1861, денежный – сохранился для временнообязанных крестьян до 1883.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» В 1675 году турецкий султан Мухамед IV предъявил запорожцам нечто вроде ультиматума и, величая себя «братом солнца и луны, наместником божиим, владетелем всех царств, царем над царями, непобедимым рыцарем, надеждой мусульман, защитником христиан», предлагал казакам покориться и перейти в турецкое подданство. На это предложение запорожцы ответили ему по-своему – без дипломатических околичностей, убедительно и колоритно, не стесняясь в выборе выражений:
«Не годен ты будешь сынов христианских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобой», – ответили султану запорожцы, присовокупив к своему ответу изощренные оскорбительные прозвища, пародирующие высокопарный титул султана. Письмо заканчивалось такой припиской:
«Числа не знаем, бо календарей не маем, мисяць у неби, год у книзи, а день такий у нас як и у вас, поцилуй за те ось куды нас, тай убирайся вид нас, бо будемо лупити вас!»
«Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» Новодевичий монастырь входил в полукольцо расположенных тогда за пределами города монастырей (Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский, Андроников), защищавших Москву с юга. В XVI – XVIII вв. это был один из самых богатых и почитаемых женских монастырей. Он был связан с царским домом и многими боярскими родами. Патриарх Никон, показывая обитель Антиохийскому патриарху Макарию и его сыну диакону Павлу, сказал, что нет в Московской земле монастыря богаче. Павел записал: «Мы дивились и изумлялись... Даже в царских церквах мы не находили таких украшений, как в этой церкви... Все монахини, которые в него поступают, – княгини, жены государственных сановников, вдовы и дочери их – являются со всем богатством своим и всем имуществом: драгоценностями, золотом и камнями и жертвуют их на монастырь».
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Сюжетом послужил подлинный исторический факт – убийство царем Иваном IV (1530-84)  своего старшего сына Ивана. Об этом говорит и точная дата в названии картины. Причина убийства Грозным царем своего сына долгое время оставалась невыясненной. Некоторые современники считали причиной царского гнева чисто семейную сцену; другие полагали, что между царем и царевичем возник спор по вопросу о помощи осажденному поляками Пскову. Возможно, что большую роль сыграла и провокация бояр, желавших поссорить Ивана Грозного с сыном.
«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» Заказ был сделан министерством двора по случаю предстоявшего 100-летнего юбилея Совета. Репину не хотелось брать этот заказ, но власти настаивали. Тогда он потребовал разрешения присутствовать на торжественном заседании, для того чтобы ознакомиться с происходившим в натуре.
Государственный Совет –  высший законосовещательный орган Российской империи с 1810; с 1906 верховная законодательная палата.
«Арест пропагандиста» И.Е. Репин был первым художником, который обратился к теме революционно-народнического движения, пытаясь показать взрывоопасное нутро империи. Революционеры периода «Народной воли» предстают на репинских полотнах непреклонными борцами с самодержавием, но в то же время очевидно их отчуждение от российского общества. «Арест пропагандиста» был задуман под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х». Перед судом предстали люди, участвовавшие в «хождении в народ» с целью поднять крестьянство на социалистическую революцию. Но русские мужики были абсолютно равнодушны к их пропаганде. Зачастую таких смутьянов они связывали и отправляли к сотскому.
«Не ждали» Растущий социальный разлад, волна народовольческого террора, жертвой которого пал государь император Александр II, заставляют художника, как и все общество, задуматься над ростом революционного движения в России. В картине  нашла свое отражение грозящая стране опасность, но художник относился к революционерам сочувственно – в духе общих интеллигентских настроений.
ГЕ Николай Николаевич (1831-1894) «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871 Из бурной истории царя Петра художник на своей картине изображает тот момент, когда Петру I пришлось переживать тяжелую драму между сознанием государственного долга и отцовскими чувствами.  Многие обстоятельства сыграли в судьбе Алексея роковую роль. Прежде всего, среда, в которой воспитывался молодой царевич, – это были отпрыски старинных боярских родов, ненавидевшие Петра I за преобразования. Характер самого царевича Алексея был прямой противоположностью отцовскому. Наследник Петра I становился не продолжателем отцовских дел, а их врагом. Впоследствии ему пришлось бежать из родной страны, но возвращенный в Россию, он был объявлен преступником и вот предстает пред грозными очами отца. Но здесь была не только великая личная трагедия Петра-отца, потерявшего в лице сына наследника-реформатора. Конфликт, положенный Н. Ге в основу сюжета картины, перерастает из чисто семейного и отражает уже историческую трагедию. Эта трагедия была характерна для всей России, когда Петр I, ломая старину, на крови строил новое государство.
СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) «Боярыня Морозова» Поводом раскола были церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности. Раскол получил распространение среди крепостного крестьянства и посадского люда, потому что им  были мало понятны богословские споры, но двуперстие являлось своим, народным, а троеперстие – чуждым и навязанным сверху. Царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова, которая тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума. Ее дом походил на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем. Осенью 1671 года гнев Тишайшего царя Алексея обрушился на непокорную боярыню. Ни уговоры, ни угрозы, ни мучительные пытки не могли сломить дух Морозовой. Но боярыню Морозову не казнили,  Алексей Михайлович побоялся слишком громкой огласки и решил избавиться от непокорной  без шума. По его повелению Морозова и ее сестра были лишены прав состояния и заточены в монастырское подземелье в Боровском. Там они и умерли от голода и холода. Старообрядцы – общее название последователей религиозных течений в России, выделившихся в результате церковных реформ.
«Утро стрелецкой казни» Эта работа была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории, в этом произведении он обратился к переломной эпохе русской истории – эпохе Петра I.
Исторически прогрессивные преобразования Петра достигались дорогой ценой – страданиями и кровью людей, социальным гнетом, который вызывал протест.
Вполне естественно, что прогрессивные реформы Петра вызывали решительное противодействие прежде всего со стороны исторически обреченных общественных групп.
Стрельцы (старое допетровское войско, которое Петр I заменил регулярной армией), ущемленные в своих интересах, неоднократно восставали. В 1698 году последний стрелецкий бунт был жестоко подавлен.
«Меншиков в Березове» Судьба Александра Даниловича Меншикова, сподвижника Петра I, одного из его ближайших помощников во всех сложных государственных преобразованиях, послужила темой исторической картины Сурикова «Меншиков в Березове». Ссылка не сломила душевных сил Меншикова. Напротив, страдания только возвысили его дух, мелкое и личное отпало, осталось одно высокое трагическое раздумье о большом и значительном.
«Переход Суворова через Альпы в 1799 году» Швейцарский поход (1799) – переход русских войск под командованием фельдмаршала А. В. Суворова 10 (21) сентября – 27 сентября (8 октября) из Италии через Альпы в Швейцарию во время войны 2-й коалиции (Великобритания, Австрия, Россия, Турция, Королевство обеих Сицилий и др.) против Франции.

3 этап. Закрепление пройденного материала

Дайте определение термину передвижник.
Какая картина произвела наибольшее впечатление, почему?
Перечислите известные вам картины Перова В.Г.; Репина И.Е.; Ге Н.Н.; Суриков В.И.

4 этап. Домашнее задание: подготовиться к самостоятельной работе «Правление Александра II».