"Природные зоны нашей страны". Викторина. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: проверить знания учащихся по теме «Природные зоны нашей страны».

Задачи:

1. Обобщить знания учащихся о природных зонах нашей страны.
2. Воспитывать гражданско-патриотические качества личности.
3. Развивать чувство коллективизма, бережное отношение к природным богатствам своей страны.

Форма проведения: викторина (соревнование команд).

Ход урока

Урок сопровождается показом компьютерной презентации. (Приложение)

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины. В пути нам предстоит узнать много нового и интересного о природе, о животном и растительном мире нашей страны.

Конкурс 1. Приветствие команд

Каждая команда представляет свои эмблемы, девиз, названия, которые они приготовили заранее. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Конкурс 2. Разминка

Учитель. Какие предметы должен иметь при себе путешественник, отправляясь в поход?

Слайд 2.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Слайд 3.

Учитель. Так, мы видим, что команды к путешествию готовы.

Сейчас вы должны определить, какая команда из какой природной зоны начнет свое путешествие.

Конкурс 3. Определить природную зону

Каждая команда получает конверт, в котором лежит карточка с описанием определенной природной зоны.

Учитель. Прочитать текст, и узнать о какой природной зоне идет речь.

За правильный ответ – один балл.

Слайд 4.

Карточка 1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт.

Карточка 2. С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями.

Карточка 3. Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе.

Конкурс 4. Установи соответствие

Слайд 5.

Каждой команде вручается конверт, с разрезанной на части таблицей «Природная зона». Команда должна выбрать только то, что соответствует заданной природной зоне.

Команда 1 – тундра, команда 2 – лесная зона.

За правильный ответ команда получает 5 баллов, за одну ошибку – 4 балла, за две ошибки – 2 балла, за четыре ошибки – 1 балл.

Конкурс 5. Музыкальный

Учитель. А сейчас небольшой привал. Путешественники должны не только ориентироваться в природе, но  и уметь правильно отдыхать, петь песни.

Вашим заданием домашним было приготовить песни о природе. За исполнение песни команда получает один балл.

Но путешественники ещё должны знать как правильно вести себя в природе.

Дети. Нельзя оставлять после себя мусор. Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведённые места, не оставлять в природе. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Нельзя разорять птичьи гнёзда. Птичкам можно оставлять крошки хлеба.

Слайд 6.

Каждая команда показывает рисунки о правилах поведения в природе.

Конкурс 6. Конкурс капитанов

Учитель. А сейчас мы проверим, насколько хорошо капитаны команд знают животный мир различных природных зон.

Каждому капитану выдается рисунок зверя, обитающего в одной из природных зон.

Расскажите по плану:

1. Как называется зверь?
2. В какой природной зоне он живет?
3. Чем питается?

Капитаны называют животное, которое изображено на слайде.

Слайды 7, 8, 9.

За полный и правильный ответ команда получает 1 балл.

Учитель. А знаете ли вы, что такое Красная книга?

Дети. Да!

Учитель. Что вы можете рассказать о ней и какое её полное название?

Дети. Название: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений».

Учитель. Выбран этот цвет неслучайно, ведь красный – сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены те животные, которых на земле осталось очень мало. Их надо охранять, оберегать и помогать им.

А о каких животных Красной книги можете рассказать вы?

(Каждая команда рассказывает о приготовленных животных и растениях.)

Конкурс 7. Реши задачу

Слайд 10.

  1. Одногорбый верблюд может развивать скорость до 16 км в час. Сколько километров он пройдет за 5 часов? (80 км)
  2. Скорость волка в случае опасности – 55 км в час. Сколько км может пробежать волк с такой скоростью за 2 часа? (110 км)
  3. В особо неурожайные годы белки покидают родные места и двигаются в места, где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь со скоростью 4 км в час. За сколько часов белки преодолеют расстояние 200 километров. (За 50 часов)

Конкурс 8. Загадки о животных

Слайд 11.

1. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках!
(Ящерица – степь)

2. Мха копытом не касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинул широко!
(Северный олень – тундра)

3. Плывет по морю океан,
Пускает из воды фонтан.
(Кит – Крайний север)

4. Из куста шипуля
За ногу тянула.
(Змея – пустыня)

5. Меньше тигра, но немножко
Больше, крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись.
В том лесу, где бродит…
(Рысь – лесная зона)

6. Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
(Лось – лесная зона)

Конкурс 9. Что за растение?

Слайд 12.

Учитель. Животных вы знаете хорошо. А теперь проверим, как вы знаете растения. На слайде вы увидите растения. Определить, что это за растение, как оно называется и в какой природной зоне произрастает?

Конкурс 10. Назвать цепи питания

Слайд 13.

Учитель. Глядя на таблицу, назовите цепи питания природных зон.

Конкурс 11. Кроссворд разгадай

Учитель. Определите, в каких природных зонах мы сегодня путешествовали. Кто первый заполнит, тот и победит.

Слайды 14, 15.

Пока жюри подводит итоги, капитаны команд рассказывают стихи о природе.

1. Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождем.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь!

Слайд 16.

2. Радость.
А за мною всюду рядом,
А за мною здесь и там,
А за мною радость, радость,
Радость ходит по пятам!

Утром радость пахнет кашей,
Солнцем ласковым смеется,
Едет в бричке с дядей Сашей,
Песней звонкою поется.

Радость мчится на рыбалку,
Радость плещется в реке,
А потом лежит вповалку,
Загорает на песке.

Радость - это хлеб хрустящий,
Радость - прятки и футбол.
Радость - самый настоящий,
Самый первый в жизни гол!

А за мною всюду рядом,
А за мною здесь и там,
А за мною радость, радость,
Радость ходит по пятам!

Слайд 17.

Жюри объявляет итоги викторины и награждает победителей.