Познавательное занятие "От острога до наших дней"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Формировать интерес и желание узнать как можно больше о родном городе.
  • Активизировать речь, память, мышление детей.
  • Обогащать словарь: герб, острог, лук, колчан.
  • Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных.

Материалы:

  • Карта России, Ачинска,
  • фотография острога,
  • герб города,
  • фотографии видов Ачинска,
  • разрезные картинки "Ачинск",
  • картинки с видами транспорта.

Ход занятия

Предлагаю детям собрать разрезные картинки. Дети рассматривают полученную картину, обсуждают, что на ней изображено (фотография Ачинского острога).

Воспитатель.

"Давным-давно, больше трехсот лет назад, на высоком берегу Чулыма, в устье притока реки Ачинка, русские первопроходцы поставили крепость-острог.

Читает стихотворение

Дабы перечесть кыргызские набеги,
Себя от всякой нечести спасти,
У поймы рек на необжитом бреге
Острог решили возвести.
Собрали с войском вольных казачинок,
Был воевода нравом крут и строг,
Он указал на место, что повыше,
Сказав: "Здесь будет Ачинский острог": (1)

- Территория острога представляла собой треугольник неправильной формы. Вся она была обнесена высокой стеной из заостренных бревен, а в основании береговой стены уложили для большей крепости большие плиты известняка и речные валуны. По углам поставили башни: одна была проезжей, другая выполняла роль часовни. Во дворе размещались разные службы: приказная изба, караульная, клети, амбары для провианта и снаряжения, казацкие избы и другие постройки. Такие укрепления защищали жителей от воинственных набегов кыргызов. (1) Представьте, что вы - строители и вам нужно построить башню. (дети выкладывают башню из счетных палочек).

- Знаете ли вы, о чем "говорит" герб нашего города? (На красном поле лук и колчан для стрел - знак того, что живущие в этом округе пользовались таким оружием).

- Какой основной цвет в нем? Красный цвет - символ мужества, значит наши предки были мужественные, храбрые, смелые люди.

Предлагаю детям пройти к столам и раскрасить контурное изображение герба нашего города.

А сегодня наш город называют "западными воротами Красноярья". Ведь именно с него начинают знакомство с огромным краем все, кто приезжает сюда из центра России.

Предлагаю подойти к карте России и найти на ней Красноярский край, город Ачинск.

Первое, на что сразу же обращают внимание гости - удивительное приволье и красота природы, золотоствольные сосновые боры, полноводная река Чулым.

- Знаете ли вы, почему наш город назвали Ачинском? (Ачинск - от "ачыг" - так называли татар, живущих у реки Чулым).

- Как называют жителей нашего города? (ачинцы, горожане).

- Сколько лет нашему городу? (325 лет)

- Какие реки протекают в нашем городе? (Чулым, Ачинка, Тептятка).

- Названия каких улиц вы знаете?

- На какой улице находится наш детский сад?

- На какой улице вы живете?

Словесная игра "Придумай название"

(завод - заводская, школа - школьная, цветы - цветочная, фонтан - фонтанная, музей - музейная, стройка - строительная, парк - парковая, театр - театральная, сад - садовая, аптека - аптечная).

- Какие дома построены в нашем городе? (кирпичные, деревянные, каменные, панельные; одноэтажные, двухэтажные, трехэтажные, четырехэтажные, пятиэтажные, девятиэтажные, десятиэтажные, шестнадцатиэтажный, многоэтажные).

- Какой транспорт есть в нашем городе? (дети выбирают из картинок, разложенных на столе, и называют транспорт: автобус, трамвай, такси, поезд, грузовые автомобили, специальный транспорт).

- Наши далекие предки - ачинцы были не только храбрыми воинами, но и отличными охотниками, умелыми землепашцами, знатными мастеровыми. Целые обозы мехов, собольих да беличьих, да бочек с салом, осетровой рыбой и смолой сосновой - снаряжали они в Тобольск для доставки в казну государеву.(1)

А сегодня наш город - промышленный и культурный центр Причулымья. Горожане работают на глиноземном комбинате, нефтеперерабатывающем, цементном заводах, мелькомбинате, обувной, швейной фабриках, больницах, школах, детских садах, магазинах и т.д. Ачинцы умеют не только хорошо работать, но и отдыхать. В нашем городе работают драматический театр, краеведческий музей, выставочный зал, библиотеки, кинотеатры, Дворец металлургов, база отдыха "Айдашки".

Предлагаю детям игру "Загадки и отгадки"

(Воспитатель читает загадки, а дети среди открыток с видами города находят нужную отгадку.)

В этот дом идут с утра
Дети нашего двора.
Он уютный и большой,
Он всем детям как родной.
Там они гуляют, спят,
На занятиях сидят,
Сказки слушают, танцуют,
Учатся считать, рисуют. (детский сад)

В этом доме - только книги.
Здесь их можно брать домой.
А в читальном зале тихом -
Почитать журнал любой.  (библиотека)

Электрички, поезда
Прибывают все сюда.
Здесь билеты продают,
Провожают здесь и ждут. (вокзал)

В этом доме нет дошкольников,
Но зато в нем много школьников,
Учатся читать, писать,
Задачи сложные решать. (школа)

Вот холодная арена,
Лед коньками режут смело.
Быстрый, ловкий хоккеист
И красавец-фигурист. (каток)

Можно здесь купить таблетки
И микстуру заказать.
Витамины выбрать можно,
По рецепту мази взять. (аптека)

Очень ловко и красиво
Подстригут вас всем на диво. (парикмахерская)

Здесь покупают и продают,
Здесь на прилавках все люди найдут
Могут продукты любые купить.
И для детишек конфет не забыть.
Могут одежду себе присмотреть,
Обувь, посуду и ткань приглядеть. (магазин)

Соревнованья здесь проходят,
В футбол играют и хоккей,
Здесь занимаются спортсмены.
И ты спеши сюда скорей! (стадион)

Что за дом, что за дом -
Сказку ты увидишь в нем,
Танцы, музыка и смех -
Представления для всех! (театр)

С виду дом совсем обычный,
Для спортсменов он привычный,
В этом доме круглый год
Плещется в воде народ. (бассейн) (2;3)

Игра "Раньше и теперь"

Раздаю детям фотографии старого и современного города. Они объединяются в две семейки, рассматривают и обсуждают, а затем по очереди называют изменения, произошедшие в городе и в жизни горожан.

Воспитатель.

- Нравится ли вам жить в городе?

- Что нравится? Что не нравится?

- А что мы можем сделать, чтобы в городе было чисто, красиво и хотелось в нем жить? (ответы детей)

В заключение ребенок читает стихотворение:

Хоть есть места богаче
И реки есть теплее,
Но для меня мой Ачинск
Всех городов милее!
Года его не старят,
Лишь делают красивей.
И пусть он расцветает,
Мой уголок России!
(Т.Лесняк)

Используемая литература.

1. Альманах "А город этот - необыкновенный" г. Ачинск МУК "Ачинская городская централизованная библиотечная система" 2008.

2. "Дошкольное воспитание" №10 2005г. стр.52.

3. "Ребенок в детском саду" № 2 2008г. стр.20.