Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Тип: систематизация и обобщение знаний;

Цели:

  • образовательные: систематизация и обобщение знаний о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образовании банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах;
  • воспитательные: формирование собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентация на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода;
  • развивающие: формирование умения самостоятельно делать выводы по предложенному материалу; аргументировать свое мнение; работать с различными источниками исторической информации;

Оборудование:

  • карта, таблица, иллюстрации;
  • контрольные листы.

Ход урока

План:

  1. Вступительное слово учителя. Обоснование значения и темы урока.
  2. Основная часть.
    • терминологический диктант;
    • угадай пословицу;
    • работа с таблицей "Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской";
    • блиц-опрос;
    • угадай сословие;
    • выводы;
  3. Заключительная часть. Подведение итогов, оценка действий, знаний и умений, задание на дом в случае неполного усвоения знаний или незавершенности работы.

1. Сегодня мы проводим урок обобщения по теме "Европа в начале Нового времени".

В ходе урока мы должны закрепить знания о постепенном складывании в Европе нового капиталистического уклада, вспомнить основные понятия и термины; на основе имеющихся знаний найти ответы на поставленные вопросы, выделить основные черты нового, капиталистического уклада по сравнению со старым, феодальным. Перед вами - Контрольные листы, в которых отражены основные этапы нашей работы.

Приложение.

2. Первый этап нашей проверки - терминологический диктант.

-общественный строй Нового времени (капитализм);

-ценная бумага (акция);

-исключительное право производства, торговли, промысла, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству (монополия);

-хранилище больших сумм денег, предприятие-посредник в платежах (банк);

-место, где осуществляются сделки по купле-продаже товаров и ценных бумаг (биржа);

-предприятие, основанное на ручном труде, где производство поделено на операции и применяется наемный труд (мануфактура);

-большие группы людей с противоположными интересами, имеющие или не имеющие средств производства (классы);

-посредник на бирже при заключении торговых сделок (маклер);

-хозяйство, в котором вещи и предметы изготовляются на продажу (товарное хозяйство);

-документ, предоставляющий право или привилегию на занятие торговлей (патент);

Критерии:

  • "5" - 1 ошибка;
  • "4" - 3 ошибки;
  • "3" - 5 ошибок;
  • Остальное "2"

Для тех, кто не смог в этот раз справиться с заданием, мы повторим проверку на следующем уроке. Сейчас, поменяйтесь Контрольными листами и поставьте оценки друг другу.

Одной из характерных черт нового капиталистического уклада является развитие торговли, и мы с вами совершаем путешествие в один из центров мировой торговли в начале Нового времени - город Лондон.

Обширен Лондон и хорош
В крещеном мире не найдешь
Второго города такого -
Столь модного и столь большого.
Богата тамошняя знать,
Себя умеет показать.

В стране английской места нету -
Прекрасней и важней чем это.
Туда по Темзе многоводной
Добро из разных стран везет
Хитер и ловок там народ.
(Легенда о Тристане и Изольде).

 Мы - на рыночной площади Лондона, толкаясь среди торговых рядов, мы слышим обрывки фраз, различные высказывания, присказки и пословицы. В Контрольных листах проставьте №№ только тех изречений, которые отражают отношение лондонцев к рынку:

  • "Рыцарство было убито пушкой";
  • "На бирже можно было купить и продать ветер";
  • "Ваше величество не могло бы получить римской короны без моей помощи";
  • "Штыком коли, прикладом бей";
  • "Все продается на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести";
  • "Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке";

 -Как вы понимаете эти выражения?

-Какое место рынок занимал в жизни горожан?

-Какое значение имели биржи для развития торговли?

С развитием мировой торговли увеличился спрос на изделия ремесла, ремесленные мастерские не могли его удовлетворить, нужны были большие, крупные предприятия. В XVI веке появляются мануфактуры. Мы должны выявить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Один ученик работает на доске, а остальные - в своих Контрольных листах.

Таблица: "Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской"

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Капиталистическая мануфактура
1.Каковы размеры предприятий? Небольшие, оговоренные цеховыми уставами. Крупные предприятия.
2.Кто в них работал? Мастер, подмастерья, ученики - количество оговаривалось цеховыми уставами. Наемные рабочие.
3.Характер труда. Ручной труд. Ручной труд.
4.Кому принадлежали орудия труда и продукты труда? Хозяину - мастеру. Владельцу предприятия.
5.Существовало ли разделение труда? Нет. Производство поделено на операции.

-Почему мануфактура была шагом вперед по сравнению с цеховым ремеслом?

(Крупные предприятия могли удовлетворить спрос на товары, связанные с развитием мировой торговли, с ростом населения в заокеанских колониях;

На мануфактурах использовался наемный труд, разделение труда давало возможность выпускать больше продукции в единицу времени, увеличилась производительность труда).

Следующий этап нашей работы - блиц-опрос:

1. Назовите хронологические рамки I периода Нового времени. Почему мы называем его Новым?

(1500 - 1800 гг.; XVI-XVII вв.; Новый - постепенно складывается новый капиталистический уклад, по сравнению со старым, феодальным, средневековым).

2. Что способствовало бурному развитию торговли в XVI-XVII вв.? Какие новые черты появились в торговле по сравнению с XIV-XV вв.?

(ежедневная торговля; торговля вразнос; возникновение монополий; биржи; лавки; образование купеческих компаний; развитие мировой торговли; банки)

3. Каковы предпосылки развития капиталистического производства?

(рост торговли и товарно-денежного хозяйства; города-центры торговли; изменение состава населения, появление новых социальных групп; усиление буржуазии; развитие предпринимательства и наемного труда в сельском хозяйстве)

4. Какие технические изобретения, на ваш взгляд, особенно повлияли на развитие производства? Расскажите о некоторых из них.

(ветряная мельница, усовершенствования в горнорудном деле, усовершенствование огнестрельного оружия, применение винта, использование каменного угля);

5. Согласны ли вы с утверждением ряда историков, что "рыцарство было уничтожено пушкой"? Аргументируйте.

Нашу беседу прерывает посещение гостей, они считают своим долгом представиться, но забыли назвать, к какому слою населения относится каждый из них? Вы должны догадаться сами.

-Главные доходы - повинности крестьян (денежные и натуральные оброки); (дворяне-феодалы, родовое дворянство);

-Жили в деревне, использовали наемный труд, поддерживали тесные отношения с буржуазией; (новое дворянство, деловое дворянство);

-Имели свои банки, занимались государственными финансами, несли королевскую службу; (буржуа-финансисты);

-Брали на откуп сбор налогов, выплачивали в казну определенную сумму; (буржуа-откупщики);

-Жили на результаты своего труда, не имели собственности; (наемные рабочие);

-Составляли 88% населения Европы; (крестьяне).

Наступила самая сложная и ответственная часть нашей работы. В Контрольных листах определите, и запишите основные черты нового капиталистического уклада.

(-развитие торговли;

- развитие мануфактур;

-совершенствование техники;

-изменение положения и занятий различных слоев населения);

3. Заключительная часть.

Список использованной литературы.

1.Юдовская А.Я. Баранов П.А. Ванюшкина Л.М. Новая история 1800-1918, 7 класс. М "Просвещение" 2001.

2.Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по Новой истории. М "Просвещение" 2002.