Цели:
- Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.
- Помочь понять, в чем особенность жанра “рассказ-быль”.
- Учиться более глубокой и точной передаче мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
- Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.
- Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.
- Открытие детьми жизненных истин – что значит преданность, дружба.
Оргмомент.
Ребята, сегодня на уроке мы первый раз принимаем такое количество гостей, наверное, вы очень волнуетесь. Я предложу вам небольшую установку, которая, надеюсь, поможет вам справиться с волнением: Я спокоен. Я уверен в себе. У меня всё получится. Я работаю.
Прочтите, пожалуйста, тему нашего урока: Л.Н.Толстой “Лев и собачка” (быль). Слайд 1
Планирование.
Как предлагаете поработать на уроке? Составим план работы.
- Вспомним о писателе.
- Словарная работа (что такое быль).
- Познакомимся с былью.
- Поработаем над текстом, поучимся читать.
- Подведение итогов, оценивание.
- Дом. задание.
Разрешите мне внести небольшое дополнение и добавить еще один пункт плана – сюрприз. С него мы и начнём.
На протяжении предыдущих уроков мы знакомились с биографией Л.Н.Толстого, а сегодня мы совершим небольшую заочную экскурсию (потому что нас не будет там) в деревню Ясная Поляна в дом Л.Н.Толстого, который сейчас является домом-музеем.
Дом Л.Н.Толстого. Слайд 2.
После возвращения из Петербурга в 1856 году Толстой поселился в нём, в то время выглядел дом по-другому. Постепенно к дому делались пристройки, и окончательно он стал выглядеть вот так. Около 50 лет прожил Толстой в этом доме.
Передняя. Слайд 3.
Переступив порог яснополянского дома, мы попадаем в переднюю. Сразу же видим шкаф с книгами – это говорит о том, что люди здесь жили образованные, умные, интересные. У двери в коридор висит большая чёрная кожаная сумка, в которой ежедневно привозилась почта со станции: газеты, журналы, письма, в последний год жизни (1910) количество писем достигало 20-25 штук в день.
Ружья и охотничьи принадлежности. Слайд 4.
В шкафу у печки хранятся ружья и охотничьи принадлежности Толстого, что говорит о его страстном увлечении охотой.
Английские часы. Слайд 5.
На верхней площадке лестницы обращают на себя внимание старинные английские часы в форме башенки. Они идут и сейчас. Куплены часы дедом Толстого.
Зал. Слайд 6.
Самая большая в доме комната. Здесь ежедневно собиралась семья Толстого, гости Ясной Поляны. Уголок серьёзных разговоров – место для бесед.
Гостиная. Слайд 7.
Здесь долгие годы жила тётя Толстого Т.А.Ергольская (1792-1874), которая всю свою жизнь посвятила воспитанию Л.Толстого, его братьев и сестры после смерти их родителей. На стенах многочисленные портреты членов семьи и близких им людей, пейзажи Ясной Поляны.
Кабинет писателя. Слайд 8.
Письменный стол. Слайд 9.
За этим столом написано большинство произведений великого писателя.
Спальня писателя. Слайд 10.
Комната жены писателя, Софьи Андреевны Толстой. Слайд 11.
Старинная швейная машинка фирмы “Зингер”. Слайд 12.
Знаменита тем, что на ней шилось всё бельё Л.Н.Толстого, он не любил заказывать вещи у портных и одевался просто.
Библиотечная. Слайд 13.
Состоит из 28 шкафов и насчитывает 22000 книг.
Комната для приезжающих. Слайд 14.
В тот период, когда Толстой работает над созданием “Азбуки для детей”, он устраивает в этой комнате школу для крестьянских детей, в которой преподаёт сам и привлекает к этому делу домашних и даже старших детей.
Аллея в парке, по которой любил гулять Толстой. Слайд 15.
Скамья, на которой любил сидеть писатель. Слайд 16.
Возможно здесь пришла ему в голову мысль написать 10 уроков жизни для детей.
Слайд 17. “10 уроков жизни”:
- Делай всё по возможности сам, не будь “барином”.
- Не будь назойлив.
- Будь внимателен.
- Не надо жадничать.
- Не нервничай, держи себя в руках.
- Будь твёрд и спокоен.
- В игре, спорте, труде – будь разумен.
- Будь организованным.
- Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
- Имей своё мнение.
Предлагаю задание:
По иллюстрации нужно угадать произведение Л.Н.Толстого и сказать, каким урокам жизни учит писатель в этом произведении.
“Прыжок”.
“Пожар”. Слайд 18.
“Филиппок”. Слайд 19.
А теперь обратимся к плану урока.
Что такое быль? Обратимся к “Большому толковому словарю современного русского языка” Д.Н.Ушакова.
Слайд 20.
Быль –
1. То, что было.
2. Рассказ о действительном происшествии.
Слайд 21. Толстой читает детям книгу.
История, о которой рассказывает Л.Н.Толстой, произошла очень давно, в далёком от берегов России городе – Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту.
Слайд 22. “Лев и собачка”.
Действие происходит в зоопарке. Мы видим, что лев и собачка сидят дружно, даже очень странно, как они мирно сидят.
Я читаю, а вы следите по учебнику внимательно, помечаете карандашом непонятные слова.
Первичное восприятие.
Каково ваше впечатление от рассказа? Какие мысли, настроение вызвало чтение.
- Какие моменты показались самыми напряжёнными?
Словарная работа.
Какие слова были непонятны?
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Барин – землевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Работа с текстом. (Анализ произведения)
- Назовите главных героев были.
- Прочитаем, как начинается рассказ. (1 часть рассказа). Поставьте карандашом точку.
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ?
- Что он хотел нам показать?
(Люди безжалостны – уничтожают животных и смотрят на расправу. Чтобы такого никогда не было, хочет научить нас любить животных)
- Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. (2 часть рассказа). Какие действия совершает собачка – найдите и подчеркните глаголы, которые передают эти действия. Слайд 23.
- Что вы можете сказать о собачке? Какая она? (Добрая, ласковая, предлагает дружбу)
- Какие действия совершает лев? (Подчеркните карандашом глаголы). Слайд 24.
- Каким мы видим льва в этой ситуации? (Рассматривает, понравилась)
- Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных? (Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва)
- Что сблизило этих двух животных? (Они оба одиноки)
- Как протекала жизнь льва и собачки дальше? (Чтение – 3 часть рассказа)
- Кем стала собачка для льва? (Другом)
- Читаем заключительную часть. (4 часть рассказа)
- Как ведёт себя лев? (Горюет, не выдерживает разлуки, преданный)
- Что значит быть преданным? (Варианты ответов). Слайд 25
- Работа в группах (по карточкам).
Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу. (Жить вместе – и умереть вместе. Все за одного, а один за всех. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Волка ноги кормят. Ленивому всегда праздник. Не топор кормит, а работа)
Вывод.
- Перейдём к следующему пункту плана: Итог урока.
- Вернёмся к урокам жизни Л.Н.Толстого. Слайд 26.
- Ребята, как вы думаете, можно ли ограничиться в жизни только этими 10 уроками?
- Попробуйте назвать, какие уроки жизни преподаются этим рассказом. Если вы не найдёте их среди уроков жизни Л.Н.Толстого, сформулируйте их сами. (Работа в группах). Слайд 27.
- Любите животных.
- Будьте преданны в дружбе.
Оценивание.
Домашнее задание:
Вопрос: Могут ли животные быть преданными? (Приведите свои примеры)
- составьте план рассказа (на части разделили);
- на выбор: выразительное чтение или пересказ. Слайд 28.