Оборудование: Ёлки на каждую команду, ёлочные игрушки, магнитофон, красочное оформление доски, лотерейные билеты, фломастеры, название этапов.
Цели:
- Повторить, что члены предложения могут быть главными и второстепенные.
- Этии грамматическай олоун булууга эрчиллии.
- Будем учиться составлять предложение по схемам.
- Айар дьоуру сайыннарыы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие на двух языках:
1-й учитель: Yтүө күнүнэн!
2-й учитель: Здравствуйте! Сегодня к нам приехали гости, учителя из разных школ нашего улуса гуманитарных предметов.
1-й учитель: Бүгүңңү уруокка нууччалыы уонна сахалыы тылынан этии чилиэннэрин булууга эрчиллиэхпит. Эhиэхэ анаан араас оонньуулар ыытыллыахтара. Саңа дьыл бырааhынньыга чугаhаабытынан хас биирдии хамаанда бэйэтин харыйатын симиээ.
2-й учитель: Сегодняшний урок – необычный. Урок – ярмарка (звучит музыка).
1-й учитель: Дьаарбаңкаа киириэхпит иининэ оонньуу быраабылатын кытары билсиhиэххэйиң.
2-й учитель: (Сообщение цели и правила игры). Итак, начинаем нашу ярмарку.
II. Основная часть.
1 задание: Команды, придумайте названия.
1-й учитель Хамаандалар ааттарын толкуйдаатылар. Аны билигин иккис түhүмэххэ киириэхпит. Дьаарбаңка буолан баран хайдах сүүйүүлээх оонньуута суох буолуой?
Онон билигин ыйытыыларга эппиэттээн лотереяа оонньуохпут.
2 задание
2-й учитель: Итак, лотерея - разминка. Проводится в форме теста.
- Назовите главные члены предложения.
- Определение и дополнение.
- Подлежащее и сказуемое.
- Обстоятельство и дополнение.
2. Из скольких главных членов предложения может состоять грамматическая основа?
- Из трех.
- Из четырех.
- Из двух.
3. Как называются остальные члены предложения.
- Однородные.
- Второстепенные.
- Обобщенные.
4. С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в тексте?
- Что делать?
- Какой?
- Кто? Что?
5. Слова, к которым вопрос поставить нельзя. Членами предложения не являются:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Предлоги, союзы, частицы
Ответ:
Лотереяны сөпкө таайбыт хамаанда оонньуур ылан харыйатын симиир.
2-й учитель: С помощью теста – опроса мы повторили основные признаки предложения.
3 задание. Знатоки грамматической основы.
2-й учитель:
Найди в предложениях
Грамматическую основу
Выиграй игрушку
Наряжай ёлку.Весело сияет
Месяц над селом,
Белый снег сверкает
Синим огоньком. (И.С. Никитин)В вершине густой ели устроила
белочка теплое гнездо.
1. Муус - хаар кырыалаах наңнаар хатың араас өңнөөх уоттарынан чаылыңныы оонньуур.
Лаглайбыт күөх харыйачаан ойуур тыаа үүммүт.
2. Чоңкуйа кырыарбыт лабаа, сиик таммахтарынан бүрүллүбүт курдук, күлүмүрдүү турара.
Булчут кыыл-сүөл суолун хаарга эндэппэккэ билэрэ.
1-й учитель. Оолор хайдах үлэлээбиттэрин ырытан сорудаы түмүктээhин. Сорудаы сөпкө толорбут хамаанда харыйатын симиир.
4 сорудах. 1-й учитель:
Бэриллибит этиилэргэ
Толорууну туруоран
Ситэрэн суруйуң.
(В это время 2-й учитель раздает карточки)
Толя (тугу?) олус үчүгэйдик доргуччу аахта.
Тымныы оонньор (кимиэхэ? тугу?) түңэттэ.
Кыргыттар харыйаны араас өңнөөх (тугунан?) симээтилэр.
Малыши радуются (чему?).
Ребята украшают (что? чем?).
Ученики писали (что?).
2-й учитель: обобщение. На вопросы каких падежей отвечают придуманные вами второстепенные члены предложения? От какого слова зависят?
(Примерный ответ: Отвечают на вопросы косвенных падежей. Относятся к сказуемому, вносят уточнения и дополнения)
- Совпадает ли количество падежей в русском и якутском языках? (Нет, в р/я – 6, в я/я - 8)
5 сорудах. Сиhилиини ситэр.
1-й учитель:
Хайааhыны сырдатар,
Ханна буоларын ыйар,
Кэмин кытта быhаарар
Сиhилиилээх этиитэ
Толкуйдаан суруй.
МИГ:
Возьмите схемы,
Составьте предложения
Где, когда и как
Встречаем Новый Год
(Раздается карточка с двумя схемами. По первой схеме составляют предложение на русском языке, по второй схеме – на якутском языке)
1-й учитель: обобщение. Этиигэ сиhилии туох суолталаах эбитий? (Хайааhын ханна, хаhан, хайдах буоларын чопчулаан биэрэр)
6 задание. Творческая работа “Быhаарыны умнума”.
1-й учитель:
Саңа дьылга аналлаах
Хоhоонно суруйуң!
2-й учитель:
Раскройте тему
Выиграйте игрушку.
2-й учитель: обобщение. Какова роль определенией в тексте? (Определение зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей?)
Какими частями речи выражается определение? (Прилагательными, даааhынынан уонна ахсаан аатынан)
7 сорудах. 1-й учитель: Саргылаах Саңа дьыл туhунан тэттик тиэкис суруйуу. (На любом языке пишут текст о встрече Нового года)
Обобщение: Какие типы текста вы знаете?
Хайа хамаанда ханнык тиибинэн суруйбутуй?
III. Подведение итогов.
Дьэ эрэ, хайа хамаанда харыйата элбэх симэхтээх эбитий? Побеждает та команда, у которой ёлка украшена полностью. Итак, победила команда …
IV. Рефлексия.
V. Д/з.