Цель: формирование представлений о взаимосвязи видов искусства (живописи и поэзии) через творчество русских поэтов и художников-пейзажистов.
Задачи:
Обучающие: углубление и расширение знаний о пейзажном жанре; закрепление понятий взаимосвязи живописи и поэзии.
Развивающие: развитие умения анализа художественного произведения, расширение лексики учащихся в пределах темы урока.
Воспитывающие: воспитание чувства прекрасного к окружающей действительности и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Материал к уроку: опорный конспект, наглядно-демонстрационный материал: репродукции картин русских художников-пейзажистов; презентация в электронном варианте; выставка рисунков на тему “ Времена года”; книжная выставка “ Природа в произведениях русских писателей и поэтов”; рассказы учащихся “ Моя любимая картина о природе”, рефераты “Русские художники-пейзажисты”, список литературы.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой.
Учитель: Добрый день! Рада вас видеть вновь на сегодняшнем уроке.
“Здравствуй! мы скажем солнцу и птицам,
И доброе утро улыбчивым лицам!”
(Муз. фрагмент “Утро” Э. Грига)
II. Сообщение темы урока, цели и задач.
Слайд 1, 2. Тема, цели, задачи. (Приложение 1, Презентация)
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока продолжает изучение того материала, с которым мы познакомились ранее (сообщается тема, цель урока).
III. Повторение и обобщение ранее изученного.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами пытались разобраться, что такое человек в природе, желание человека постичь закономерности природы и какое место в жизни человека она занимает. Давайте вспомним, каковы были представления людей о природе в глубокой древности?
Ученик: В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей. Ее тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной и непонятной стихией.
Учитель: Совершенно верно, именно таково было восприятие окружающей действительности в давние времена. Как меняется восприятие природы человеком в эпоху античности?
Ученик: Все проявления природы человек стал приписывать величественным богам.
Учитель: Да, действительно это было свойственно эпохе античности. А что же произошло дальше во взаимодействии человека и природы.
Ученик: Постепенно человек перестал прятаться от ее стихийных проявлений, а более уверенно научился управлять ее законами.
Учитель: А в какой эпохе человек стал восприниматься как венец творения Бога?
Ученик: Это было в эпоху Возрождения.
Учитель: А что же стало главным объектом изучения природы в эпоху Просвещения?
Ученик: Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы.
IV. Изучение новой темы.
Учитель: Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу, ее “язык”. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты, композиторы. Именно с изображением природы сходятся такие виды искусства как живопись и литература. Глядя на картины А. Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова, А. Куинджи и многих других прекрасных русских пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н.Некрасова. Эти виды искусства имеют между собой очень тесную взаимосвязь. Вы, конечно, любите путешествовать, открывать для себя все новые и новые горизонты. Предлагаю вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут не только замечательные художники и поэты, но и ваши одноклассники.
Слайд 3, 4. Перед вами портреты русских художников пейзажистов. Назовите, пожалуйста известные картины этих авторов (ученики называют)
Слайд 5.
Учитель: Запишите в тетрадях фамилии русских художников-пейзажистов (во время записи звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”).
Слайд 6. Стих Ф.И. Тютчева
Не то мните вы природа,
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Учитель: В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы. Не менее восторженно и поэтично он был запечатлен в произведениях искусства
Слайд 7
Ученик 1: Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе. Она являлась источником вдохновения многих художников и поэтов. Безгранично любя свою Родину - Россию, они стремились воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы. Это бескрайние леса, луга и долины, высокие горы и величавые реки, голубое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками. Природа в искусстве всегда одухотворена (музыка смолкает). Природа в картинах то печальна, то радостна, задумчива или величава, она поражает нас насыщенностью колорита. Художники изображают природу во всем ее многообразии.
Ученик 2: Сколько прекрасных стихов, рассказов о природе написано русскими писателями и поэтами. А пейзажные полотна русских художников! Одним из распространенных жанров является пейзаж. В переводе с французского пейзаж означает “природа”, “местность”. Пейзаж появился в XVII веке в Голландии, где главным действующим лицом стала природа. В России пейзаж, как самостоятельный жанр складывается во второй половине XVIII века. Родоначальником русской пейзажной живописи считается Семен Федорович Щедрин – первый пейзажист, выпущенный Академией художеств.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с живописцами, которые все свое творчество посвятили изображению природы это- Левитан, Шишкин, Саврасов и другие. Она представлена в разное время года - осень, зима, весна, лето. Каждый художник видел что-то свое, постигал голоса природы по-своему. И мы сегодня попытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по временам года.
Слайд 8. Осень (музыка П.И.Чайковского “Октябрь”)
Учитель: Свое знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов мы начнем с осени. Начинается она с особенной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко и справляет свой тихий праздник.
Слайд 9. И.И. Левитан “ Золотая осень”
Учитель: Вот такую тишину осени, ясную радость отдыха передал русский художник – пейзажист Исаак Левитан в своей картине “Золотая осень”. Как удалось Левитану красками передать тишину природы? Ведь цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. Но, посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды.
Слайд 10.
Ученик 1: А помните стихотворение Тютчева, созвучное этой картине?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Учитель: Назовите, пожалуйста, какие средства художественной выразительности используют поэты?
Ученики: метафоры, эпитеты, сравнения.
Учитель: Да, поэты и писатели восхищают искусством слова. Образные метафоры, эпитеты, сравнения позволяют проникнуть в саму глубь литературного произведения.
Слайд 8. В.Д. Поленов “Золотая осень”
Ученик 2: Осень заворожила многих художников. Василий Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень”. От нее веет тишиной, но есть в этой тишине, что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, стоящие вокруг. Наверное, эта неравномерность движения и рождает тревогу.
Учитель: Константин Паустовский писал: “ Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. Осень в картинах Левитана очень разнообразна. Как природу и живопись , Левитан любил литературу и музыку. Его называют великим поэтом природы. Тема природы прослеживается и в стихах русских поэтов. Наверное, нет такого поэта, который не воспевал бы в своих стихах красоту русской природы. Назовите этих поэтов.
Ученики: Это С. Есенин, А.Плещеев, И.Бунин.
Слайды 11–15. Фотогалерея
Учитель: Итак, назовите, пожалуйста, картины, которые вы запомнили, записав их в таблицу вашего опорного конспекта. Сегодня на уроке объявляется конкурс на лучшего знатока картин русских художников, кто больше запомнит.
Учитель: Обращаю ваше внимание на новый термин- пленэр, что означает – живопись на природе. Художники-пейзажисты очень много своих картин писали, выходя в природу. Наше путешествие продолжает следующее время года – зима.
Слайд 17. Зима
Ученик 3: Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. В каждом времени года есть свое очарование. Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая ее холодный величавый покой. Много стихов написано и поэтами, прочтите их (чтение стихов учащимися)
Слайд 18. К.А. Коровин “Зимой” (музыка П.И. Чайковского “Декабрь”)
Ученик 4: Всмотритесь в картину Константина Коровина “ Зимой”. Посмотрите, как удачно передает художник образ русской природы в зимний период. Живопись здесь легка, прозрачна, изысканна и в то же время полна трепета жизни. Деревенская изба и стоящая поодаль лошадка, запряженная в сани. Кругом - белый снег, а вдали – очертания тающего леса. От строгой серебристо-серой гаммы цвета как бы исходит аромат зимнего воздуха. Полотно несет в себе тепло дома.
Слайд 19. И.Э. Грабарь “ Февральская лазурь”
Ученик 3: А вот перед вами “Февральская лазурь”. Грабарь считал это произведение самым задушевным в своем творчестве. Природа у художника словно празднует какой-то небывалый праздник. Она искрится радужными красками, наполнена ощущением простора и света. Очень четко вырисовываются на фоне голубого неба белые стволы и ветви берез, образуя как бы легкое кружево, сплетенное зимой. А вот как описывает зимнюю березу поэт Сергей Есенин (стих “Белая береза”).
Ученик 4: Красота зимнего морозного утра переливается всеми цветами радуги в работе А. Рябушкина “ Зимнее утро”. Зимние краски это: сине-голубое небо, фиолетово-синие тени на ослепительно белом снегу. Видны очертания коричнево-желтых стволов и веток деревьев. Все это вызывает у нас приподнятое настроение, прилив сил, одним словом – радость жизни.
Посмотрите, как по- разному художники изображают это время года в своих картинах. Кстати самым сложным для художника является изображение на картине белого снега.
Учитель: Картины и стихи зимней тематики представлены следующими авторами, познакомьтесь с ними.
Слайды 20–23.
Учитель: Обобщим названия картин и авторов.
Слайд 24 (учащиеся называют)
Учитель: Скажите, пожалуйста, кто из русских поэтов назвал весну “утром года”, и почему?
- Правильно, А.С. Пушкин. Да, потому что весной просыпается природа, начинается бурное ее цветение. И нет такого человека, который не ощущал бы прихода весны. В настоящее время и мы чувствуем ее дыхание.
Еще в полях белеет снег,
В долине пар белеет тонкий,
И песню звонкую запел
В долине жаворонок звонкий,
Слайд 25–26. Весна (Михаил Иванович Глинка “Жаворонок” в исп. учителя)
Слайд 27. А. К. Саврасов “ Грачи прилетели”
Ученик 5: Перед вами известная картина А. Саврасова “ Грачи прилетели”. Ее можно назвать визитной карточкой весеннего пейзажа в творчестве художника. Глядя на эту картину, чувствуется пробуждение сил природы. Перед нами – русская деревня с небольшой церквушкой и деревянным домом. На переднем плане картины – березы с еще нераспустившимися ветками. А вот и прилетели первые вестники весны_-_неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи. Сколько звуков в этой природе! Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы деревьев. Эта картина, по праву считается одной из лучших картин А. Саврасова.
Слайд 28. И.И. Левитан “ Большая вода” (читает ученик)
Слайд 29. И.И. Левитан “Март”
Ученик 5: Перед вами картина И. Левитана “ Март”. Неброский пейзаж притягивает и не отпускает. Вы заметили, как ярко светит солнце?
Мир залит светом, нежность которого подчеркивают синие тени на снегу. Простор ясного неба и яркость золотого света создают ощущение праздника весны, освобождения от скованности, оцепенения, холода. Деревья у художника как будто радостно танцуют и летят к небу. Весна представляется нам бесконечным миром без границ, где все ликует. Все в картине просто - обыкновенное, покосившееся от старости крыльцо, лошадка с пустыми санями и талая дорога.
Учитель: Давайте полюбуемся следующими картинами русских художников.
Слайд 30. А.К. Саврасов “Скоро весна”
Слайд 31. И.И. Левитан “ Озеро. Весна”
Учитель: Проверим вашу память.
Слайд 32.
Обобщение: Запишите, пожалуйста картины весенней тематики, назовите их. (Учащиеся записывают, затем называют)
Слайд 33. Лето (музыка П.И. Чайковского “Июнь”)
Учитель:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя…
Прошу продолжить дальше… (учащиеся продолжают чтение стихотворения)
Кому принадлежат эти строки?
Ученики: А.С. Пушкину.
Учитель: Да, пушкинская шутливая характеристика лета, наверное, не совпадает с вашим представлением об этом времени года. Это самая прекрасная пора.
Слайд 34. И.И. Шишкин “Дубы в старом Петергофе (фонограмма пения птиц в лесу)
Ученик 7: Лес! Скольких художников вдохновил он на создание прекрасных произведений искусства. Его поэтический образ запечатлен поэтами, композиторами. Но певцом русского леса по праву называют Ивана Шишкина. Войдем вместе с художником в зеленое царство, прислушаемся к его таинственной тишине, к едва заметному шороху листвы и трепету птиц, перелетающих с ветки на ветку, вдохнем аромат соснового леса.
На полотнах Шишкина нет особо ярких красок. В основном, это окраска зеленого убора деревьев. Но картины этого художника сразу покоряют своей величавой красотой, силой и крепостью.
Слайд 35. Стих “Среди долины ровныя”
Учитель: (обращается к учащимся) прочитайте это стихотворение (ученики читают стих)
Учитель: Обратите внимание, как поэтичен дуб Шишкина – “цветет, растет высокий дуб в могучей красоте”. Как тесно переплетаются здесь живопись и поэзия.
Слайд 36. И.И. Шишкин “Дубовая роща”/
Ученик 8: Искусство Шишкина на редкость оптимистично. Наверное, это происходит потому, что в своих крупных полотнах художник не лиричен, а монументален. Его мир основан на таких ценностях, как – земля, страна, народ, благодать жизни и неба.
Слайд 37, 38. И.И. Шишкин “Корабельная роща”, “ Сосны, освещенные солнцем”.
Природа для художника – само благородство. Именно она может облагородить человека. Любимым деревом Шишкина был могучий красавец-дуб, поэтому именно этому дереву посвящаются многие картины художника. Мы перелистали несколько зеленых страниц лесной книги картин известного русского художника-пейзажиста.
Учитель: Летняя прогулка по лесу продолжается.
Слайды 39–42.
Учитель: Запишите запомнившиеся вам картины летней странички, назовите их. Ну, а сейчас, давайте проведем конкурс на лучшего знатока. Кто больше запомнил картин за сегодняшний урок (работа с материалом на интерактивной доске).
Давайте посмотрим правильность ваших ответов и выберем трех учащихся, которые набрали наибольшее количество баллов. Каждый правильный ответ – это балл. (Награждение победителей сертификатами успеха)
V. Краткий анализ изученного материала.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Вы убедились в том, как разнообразна пейзажная живопись, как много стихов написано русскими поэтами на
тему природы. Как тесно взаимодействуют между собой поэзия и живопись.
- Где и когда впервые появился жанр “пейзаж”?
- В XVII веке в Голландии. - Как вы думаете, картины художников точно передают те или иные уголки природы?
- Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы. А есть такие, которые созданы фантазией художника. - Назовите, пожалуйста фамилии художников-пейзажистов.
Ученики: (называют)
Учитель: Кого считают родоначальником русской пейзажной живописи?
Ученик: Семена Федоровича Щедрина.
Учитель: Картина всегда обращена к зрителю, ее можно назвать диалогом между художником и зрителем. Но можно назвать и диалогом между поэтом и художником. Стихи, каких русских поэтов прозвучали сегодня на уроке?
Учащиеся: (называют)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что хотели передать художники в своих картинах, а поэты в своих стихах?
Ученик: Они воспевали красоту родной природы, передавая свое восхищение ею и чувство любви.
Учитель: Совершенно верно. Обращаясь к природе, человек не просто ее копировал, а создавал свой поэтический мир, где тесно переплетались сказка и быль, вымысел и реальность. Способность поэтизировать жизнь природы, наделять ее чертами прекрасного и возвышенного выразилось в образном и эмоциональном строе художественного творчества.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Подведем итоги сегодняшнего урока. Во-первых, мне хочется поблагодарить моих помощников-экскурсоводов, которые так интересно рассказывали о картинах художников, читали стихи.
- Назовите, чье выступление вам понравилось больше и почему (учащиеся оценивают выступления своих товарищей).
Учитель: Я рада, что наши с вами мнения полностью совпадают. Поэтому за урок они все получают “отлично”. Также мне хочется поблагодарить всех, кто принял участие в выставке рисунков на тему “Времена года”. Ваши рефераты также будут оценены. (Оцениваются остальные учащиеся)
Учитель: Что вам больше всего запомнилось на уроке? (Ответы учащихся)
- В чем вы испытали затруднение?
Учащиеся: Сложно запоминать названия картин и художников.
Учитель: За один урок, конечно, сложно. Но мы ведь не волшебники, мы только учимся! Благодарю всех за работу на уроке.
VII. Домашнее задание (дифференцированное).
- Подготовить рассказ на тему “Мое любимое дерево”.
- Презентация “История одной картины”.
- Сочинить стих на тему “Природа”.
- Найти адреса сайтов в Интернете по теме сегодняшнего урока.
Учитель: Наша маленькая планета Земля сегодня, как никогда, нуждается в спасении и защите. Что оставим мы будущим поколениям? Это тема нашего последующего урока.
Да, ребята, природа - наше богатство. Кто-то сказал “ Там, где ступает нога человека - кончается природа”. Мне хочется, чтобы эта фраза к вам не относилась. Ведь именно человек должен сберечь, сохранить и преумножить природные богатства. Любите свою Родину - Россию, тот уголок, где вы родились и наш прекрасный город Тольятти. Сделайте свой город зеленым, красивым, неповторимым. (Муз. фрагмент “Времена года” П.И. Чайковского)