Цель: ввести новую величину, дать первоначальное представление о силе трения.
обучающая: углубить знания учащихся при формировании новых понятий и применение их знаний на практике.
развивающая: формировать у учащихся умение применять знания в жизни, на развитие самостоятельного творческого мышления и обобщать результаты исследования .
воспитывающая: привлечь к активной деятельности самостоятельной работы; развитие интереса к предмету.
Задачи:
1. Формировать умение самостоятельно делать выводы.
2. Отрабатывать навыки работы с физическими приборами.
3. Развивать речевые навыки учащихся.
4. Развивать теоретическое мышление.
5. Развивать способности к анализу и синтезу.
6. Учить детей видеть практическую пользу знаний.
7. Продолжить формирование коммуникативных умений.
Структура урока
Этап урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный | 1 |
Настраивает на урок | Психологически настраиваются на урок |
2. Вход в тему | 8 |
Комментирует задания | Выполняют задания |
3. Изучение нового материала | 15 |
Эвристическая беседа, | Делают выводы. Выдвигают гипотезы, выполняют фронтальный эксперимент |
4. Закрепление | 7 |
Предлагает задания | Выполняют задания |
5. Дом. Задание | 2 |
Записывают задания | |
6. Самостоятельная работа | 5 |
Выполняют работу | |
7. Подведение итога | 2 |
Подводит итог урока |
Оборудование:
1. Посмотрели все на меня, улыбнулись. Я тоже вас рада видеть. (Глубоко вдохнули, наполнили лёгкие кислородом, который вследствие диффузии попадёт в кровь. Медленно выдыхаем и садимся. (Дыхательная гимнастика)
Открыли тетради, записали число, нарисовали на полях настроение с которым вы пришли на урок. (Cлайд № 1. Презентация). Посмотрели всё, что лежит у вас на столе.
Посмотрели на экран (слайд № 2), прочитали правила поведения на уроке.
Будь:
-внимателен
- аккуратен
- активен
Но:
- не выкрикивай
- не перебивай
- не отвлекайся
2. Имя нашего урока “Вездесущее, мешающее, необходимое” (слайд № 3).
У вас на столах найдите задание № 1 (Одно на две парты поэтому первая поворачивается ко второй, третья – к четвёртой). 1 минута на чтение и обсуждение, один от группы даёт ответ. Время пошло.
Задание № 1 (слайд № 4)
- Зачем в гололед тротуар посыпают песком?
- Зачем на шинах автомобилей делают глубокий рисунок – протектор?
- Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры специальными перчатками?
- Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу?
- Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?
- Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи или ставят шипованную резину?
Кроссворд: (слайд № 5). Приложение № 1
1. Единица измерения силы.
2. Она меняется под действием силы.
3. Сила величина векторная, а значит имеет …..
4. Прибор для измерения силы.
5. Действие одного тела на другое.
6. То к чему приложена сила (все предметы в физике так называют).
Ключевое слово ТРЕНИЕ
Отрывок – исторический факт:
18 августа 1851 г. император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Паровоз буксовал! (Какое это обстоятельство? - Масляная краска являлась смазкой!)
А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. (Зачем? – Для увеличения силы трения)
И так тема нашего урока: Трение. Сила трения
А что такое трение?
Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало
Чтоб со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от земли.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Но при том приносит вред
И не мало разных бед:
В станках, приборах
Трутся части
И это главное несчастье.
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост
Тренье друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!
Трение возникает: при соприкосновении тел.
При движении одного тела по поверхности другого.
При попытке вызвать движение.
Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называется трением. (Cлайд № 7)
Причины возникновения трения: (учебник Физика-7 (Пёрышкин), стр71 обзац № 3 одна из причин) читают, называют (слайд № 9):
- шероховатости поверхности;
- взаимодействие молекул.
Сухое трение бывает: покоя, скольжения, качения. (Слайд №7)
Изучением трения ученые занимаются уже 500 лет. (Слайд №8)
Силу возникающую при взаимодействии соприкасающихся тел называют силой трения. (Слайд № 10)
Fтр [Н] – сила трения
Существует на свете сила трения.
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно нужны.
Сила
трения
покоя
скольжения
качения
направлена всегда в сторону противоположную движению тела или попытке вызвать движение. (Слайд № 11)
Точка приложения – центр масс.
Условия, при которых возникает сила трения покоя:
Что такое, что такое Сила трения покоя?
Если ты стоишь спокойно Вертикально на земле,
Сила трения покоя очевидно на нуле.
За верёвку тянут двое, Ты стоишь пока, и вот
Сила трения покоя Потихонечку растёт. (Опыт по стихотворению)
- тела соприкасаются;
- приложена сила;
- тело не двигается.
Эксперимент:
1. Брусок перемещаем по столу, увеличиваем количество грузов.
2. Движение тела по наклонной плоскости (тяжёлой гири, круглого цилиндра, который располагают так чтобы его ось была перпендикулярна наклонной плоскости, затем параллельна, меняют угол наклона наклонной плоскости).
Выводы:
1. Сила трения покоя самая большая.
2. Зависит от прижимающей сила.
3. Растёт пропорционально приложенной силе.
(Слайды № 12, 14)
Очевидно что сила трения скольжения равна максимальной силе трения покоя.
Фронтальный эксперимент: от чего зависит сила трения скольжения.
Приборы: бруски, грузы разной массы, разные поверхности (бумага, ткань, поролон, деревянные линейки разной обработки, наждачная бумага), динамометры, два фломастера. Приложение № 2
Выводы зависит:
- от вида трущихся поверхностей;
- зависит от прижимающей силы.
Не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.
Как увеличить силу трения? (Слайды № 15, 16)
Как уменьшить силу трения (возвращаемся к вопросам, которые были вначале урока)?
Что вы должны знать о силе трения? (Слайд № 13)
Рассмотрите таблицы, которые лежат у вас на столе. Приложение № 3
Д/з.: параграф 30, 31 мини-сочинение “Если бы исчезла сила трения”.
У вас на столе тесты, проверим как вы усвоили тему. (Слайд № 17)
У кого получилось слово УСПЕХ поднимите руки.
Интересно, но факт. (Слайд № 18)