I блок. Понятия “компетентностный подход”, “компетенции в образовании”.
Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование ключевых компетентностей.
Ключевые компетенции – универсальные компетенции (круг вопросов, способности, умения), применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника.
Основные ключевые компетенции, формируемые на уроках русского языка и литературы:
а) Общая характеристика.
- Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе: принятие различий, уважение других, способность жить с людьми других культур, языков, религий.
- Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение языками.
- Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения (самостоятельная познавательная деятельность, усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации).
б) Определение ключевых компетенций.
- Информационная компетенция - готовность работать с информацией.
- Коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми.
- Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми.
- Проблемная компетенция - готовность к решению проблем.
II блок. Основные принципы организации учебного процесса в логике компетентностного подхода.
а) Цель учебной деятельности – организовать самостоятельные действия ученика от формирования проблемы до проверки правильности решения, выполнения задания (учить способам деятельности);
б) Позиция ученика: я учусь, как действовать в проблемной ситуации; я сам должен принимать решение, прав ли я или нет;
в) Позиция учителя: ученик – человек, имеющий собственный опыт, собственное мнение, имеющий право и возможность самому искать решение добывать знания (“я не сосуд, который надо заполнить знаниями);
г) Учебный материал опирается на результаты изучения предыдущего и связан с последующим; практически ориентирован;
д) Задания не только те, которые выполняются с правильными ответами, а и те, которые имеют неправильные варианты (типа тестов);
е) Вопросы задаются такие вопросы, ответ на которые можно найти не только в учебнике: часть можно найти в учебнике, часть в изученных дополнительных материалах, а часть нужно искать самостоятельно;
ж) Оценивание.
III блок. Что должен уметь учитель, чтобы реализовать учебный процесс в логике компетентностного подхода.
- Ориентироваться в ситуации на рынке труда (хотя бы в своём городе); понимать, какие умения потребуются ученику, чтобы найти себе работу в будущем;
- Видеть и понимать жизненные интересы учащихся;
- Проявлять уважение к своим ученикам и их интересам;
- Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.
IV блок. Урок в логике компетентностного подхода.
- Цель (обучающая, воспитывающая, развивающая) ставится и формулируется чётко вместе с учащимися;
- Степень достижения целей урока оценивается совместно с учащимися;
- Урок планируется с пониманием содержания образования (чему учу) и содержания учебного материала (с помощью чего учу; а также для чего учу (у учащихся не должно возникать – “зачем мне это нужно?”);
- Урок планируется с использованием компетентностных форм и методов учебной работы (прежде всего, всех видов самостоятельной работы - групповой или индивидуальной); обучение способам деятельности - прежде всего;
- Между этапами урока выстраивается внешняя и внутренняя логика (логика движения);
- Учитель умеет оперативно (на самом уроке) корректировать и уточнять цели, учебные задачи, включать незапланированное содержание образования и незапланированный учебный материал - при изменении запланированной ситуации;
- Часть функций учителя можно передать ученикам.
V блок. Формы и методы учебной работы.
а) Некомпетентностные формы и методы учебной работы.
Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Но некоторые формы и методы, не снабжённые специальными акцентами или дополнениями (например, групповое целеполагание, самооценка), не работают на развитие ключевых компетенций. В их числе:
- монолог учителя;
- фронтально-индивидуальный опрос;
- информирующая беседа;
- самостоятельная индивидуальная работа ученика по заданию, указанному учителем;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме.
б) Методы формирования информационной компетенции.
Поиск и сбор информации:
- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путём опросов, работы с литературными первоисточниками;
- задачи с избытком информации (отделить значимую информацию от “шума”);
- задачи с недостатком информации (определить, каких именно данных не хватает и откуда их можно получить).
Обработка информации:
- упорядочение информации;
- составление планов к тексту;
- подготовка вопросов к тексту;
- составление диаграмм, таблиц;
- задания по обобщению материалов состоявшихся дискуссий, обсуждений.
Передача информации:
- подготовка докладов, сообщений по теме;
- подготовка плакатов, презентаций;
- подготовка учебных материалов, пособий по теме;
- подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.д.
Комплексные методы:
- составление и защита рефератов;
- информационные учебные проекты с публичным представлением результатов;
- телекоммуникационные проекты;
- учебно-исследовательская работа;
- выпуск ученических СМИ.
в) Методы формирования коммуникативной компетенции.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
- все формы учебного диалога;
- доклады и сообщения;
- ролевые и деловые игры (роли говорящего, слушающего, задающего вопросы и отвечающего);
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;
- обсуждение, дискуссии, диспуты;
- упражнения психологического тренинга общения;
- выступления в качестве оппонентов;
- выступления в качестве ведущих на занятиях, мероприятиях и т.д.;
- вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
- ролевые и деловые игры (роли пишущего и читающего);
- учебные исследования и проекты, требующие проведения письменного анкетирования с предварительной подготовкой вопросов;
- проекты (в том числе, телекоммуникационные), требующие составления текстов;
- подготовка заметок и статей в СМИ;
- письменное рецензирование выступлений и работ, подготовленных товарищами.
г) Методы формирования кооперативной компетенции.
Главное здесь – установка учителя на обучение каждого учащегося умениям работать над выполнением задания не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с товарищами.
Методы и приёмы в рамках фронтально-индивидуальной работы:
- фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (число задаваемых вопросов – 2-4; вопросы с элементами проблемности). Задав вопрос, учитель отводит 1-2 минуты на обсуждение ответа учениками в парах, в группах. Пара, группа должна предложить согласованное решение вопроса;
- индивидуальные задания проблемного характера для самостоятельной работы, для выполнения которого необходимо привлечение других учащихся.
Методы и приёмы в рамках групповой работы:
- самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала. Задания должны быть сформулированы так, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися (например, задания типа головоломок);
- лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах, группах;
- групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);
- групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);
- ролевые и деловые игры.
Методы и приёмы в рамках индивидуальной работы:
- индивидуальные проекты любого типа;
- индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.
д) Методы формирования проблемной компетенции.
Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности.
- Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи;
- Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи);
- Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся;
- Все методы и приёмы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент);
- Проблемно-модельное обучение: моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации; имитационно-деловые игры;
- Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки;
- Решение одной и той же учебной задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения;
- Учебные упражнения (задачи) с известным условием;
- Учебные упражнения (задачи) с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации;
- ситуационный семинар (метод кейсов): группе учащихся или отдельным ученикам выдаётся пакет материалов (кейс) с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания;
- Любые виды проектной деятельности;
- Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный контекст (бытовой, профессиональный, социальный, нравственный и т.д.)
Примечание: при подготовке материала было использовано пособие “Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности”; Сергеев И.С., Блинов В.И., АРКТИ, 2007.