Урок чтения в 4-м классе по теме "Литературные сказки. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»"

Разделы: Начальная школа


ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

    Вот и прозвенел звонок.
    Начинается урок чтения.
    Тихо сели.
    Глазками всё посмотрели.
    Все ль готово,
    Все ль в порядке книжки, ручки и тетрадки.

2. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были проиллюстрировать стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Густой зелёный ельник у дороги…”

У вас получились очень красивые иллюстрации. Вы все справились с заданием. Проиллюстрировав это стихотворение мы прощаемся с поэтической тетрадью и переходим к другому разделу учебника.

3. Сообщение темы урока.

Учитель:

Так что же это за раздел вы мне скажете сами. Послушайте.

(Звучит мелодия песни “Сказки гуляют по свету”)

Учитель:

Сказки гуляют по свету
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по рощам в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит.
Пусть зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает добро.

Как вы думаете, о чем же пойдёт речь в следующем разделе? (О сказках)

4. Работа над новым материалом.

Сказки бывают разные.

Перед вами книги. (Выставка книг “Русские народные сказки”)

Скажите, кто сочинил сказки, которые помещены на этой выставке. (Русский народ)

Народные сказки появились давным- давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. Великий писатель Николай Алексеевич Некрасов писал: “Русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности”.

Эти сказки вы уже читали. Но я бы хотела поговорить с вами о других сказках. Ответьте на мои вопросы. И эти книги появятся на нашей выставке. (По мере отгадывания сказки выставляются на выставку)

Сказки вы помните из книг любимых
И, конечно, мне ответите сейчас:
Кто охотится за юным Буратино?
Ну, конечно, злой разбойник… Карабас

Как называется книга и кто автор? (Приключение Буратино А.Толстой)

Скачет лошадь непростая,
Чудо грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конёк,
По прозванью……горбунок. Ершов “Конёк горбунок”

На двери он глядит в тревоге
Умывальник хромоногий,
Всех мочалок командир
В чудесной сказке … Мойдодыр

Автор?

Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор … Айболит

Всех он любит неизменно
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это … Это Гена крокодил

Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружок
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовётся … Чипполино

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите, как звали её? Красная шапочка Ш.Перро

Как вы думаете, чем эти сказки отличаются от предыдущих? (У них есть автор)

Правильно у этих сказок есть автор и поэтому эти сказки называются авторскими или их ещё называют литературными.

У литературных сказок немало общего с народными. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, ест волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.

Сегодня мы познакомимся с одной из них. Перед вами целый сборник, который называется очень поэтично “Алёнушкины сказки”. Автор этого сборника Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. (Портрет писателя )

Родился в 1852 году.

Юля нам расскажет немного об этом авторе.

Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился в Петербургском университете. Однако из-за болезни получить законченное образование так и не смог.

Печататься начал с 1875 года. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

Учитель:

Сегодня мы начнём читать сказки из сборника уральского писателя, который называется очень поэтически “Алёнушкины сказки”.

Алёна нам расскажет, почему Дмитрий Наркисович дал своему сборнику такое необычное название.

Рассказ ученицы:

Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла при родах, ребёнок рос слабенький и болезненный. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории, вроде бы незатейливые, но мудрые и поэтичные. Сам писатель отзывается о нём так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

Учитель:

А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.

- Что такое присказка? (Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)

С самого начала, с “Присказки”, ласково, успокаивающе звучит голос рассказчика, словно настраивает на сказочный лад и обещая непременно хороший конец:

“Баю- баю-баю…

Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.

Спи, Алёнушка, спи красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, всё тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и Забияка Петух.

Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окошко смотрит высокий месяц; вон косой заяц приковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтоватыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки. Один глазок у Алёнышки спит, другой смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.

Баю-баю-баю…

Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.

Сказка, с которой мы сегодня познакомимся, называется “Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”.

Сейчас мы посмотрим эту сказку. Но вы не просто смотрите, а проследите, как по разному называет писатель зайца? (Просмотр сказки)

Как же автор называет зайца? (Cмешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый)

Словарная работа.

- Как вы понимаете “задал стрекоча”?

Физкультминутка.

Пришло время и нам отдохнуть.

Все встали.

Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали.
Все на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.

Мы посмотрели мультфильм, а теперь давайте сами прочитаем сказку и подумаем, как бы мы с вами назвали зайца.

Откройте учебник по закладке. Начинаем читать. Но читать будем выразительно соблюдая нужную интонацию. (Чтение сказки детьми)

Как бы вы назвали зайца? (Хвастун)

Какой эпизод в сказке вас рассмешил?

А когда вы переживали за зайца?

Как вы думаете, зачем писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

Итог.

Вы все сегодня хорошо работали, были активны.

С каким автором вы сегодня познакомились?

Какую сказку читали?

В какой сборник входит эта сказка?

Домашнее задание.

Дома подготовьте выразительное чтение этой сказки.