Цели:
- Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.
- Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
- Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.
Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока. Приложение 1, карточка к уроку Приложение 2.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется необычно начать урок. Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского: (Демострируется слайд) Вопросы к классу: Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас? Слово учителя: Правда, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки с деревьями и листочки. За каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево. (На слайде демонстрируется анимация – на дереве распускаются листочки). I. Актуализация знаний учащихся: Учитель: Вы уже несколько уроков изучаете имя прилагательное, давайте повторим то, чему вы уже научились. Спишите предложение с доски, вставьте пропущенные буквы, сделайте его синтаксический разбор. Под лучами весен… солнца быстро тает снег. 1. Как проверить правописание окончания имени прилагательного? 2. Каким членом предложения может быть имя прилагательное? II. Объяснение нового материала. И сегодня мы продолжим изучать эту часть речи. Запишите число и тему урока “Полные и краткие прилагательные”. Итак, начинаем нашу работу. (Демонстрируется слайд “Сравните прилагательные”). Посмотрите на таблицу. Сегодня у нас на уроке присутствует ещё один ученик - Вася Ошибкин, у которого к вам накопилось несколько вопросов, давайте поможем ему на них ответить. 1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими? 2. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными? 3. Каким членом предложения являются полные прилагательные? За помощью можете обратиться к таблице на карточке к уроку (см. приложение к уроку). 4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные? 5. Как изменяются полные прилагательные? 6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они? 5. Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа. Алгоритм ответа:
А теперь сравните ответы с таблицей. (Демонстрируется слайд с выводом) Слово учителя: Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете, посмотрите, как доволен Вася Ошибкин, да и деревья у вас постепенно покрываются листвой. III. Закрепление изученное. 1. А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал. Вася пригласил нас поиграть в прятки, а сам расстроился, потому что от него спрятались краткие прилагательные. Найдите краткие прилагательные и укажите их номера. (Демонстрируется слайд “Поиграем в прятки”). Как вы это определили? Учитель: За каждый правильный ответ положите себе по листочку. 2. Запись предложений по диктовку. Как первый луч весенний ярок! Опять весна душистая повеяла крылом. Ещё земли печален вид. Там небеса и воды ясны. Задания к предложениям: А) Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите род, число, падеж (где возможно). Б) Выпишите краткие прилагательные в ед. числе, рядом напишите эти прилагательные в полной форме. Чем отличаются краткие прилагательные от полных? 3. “Помогите Васе Ошибкину правильно поставить ударение”. Выполните упр. 590 устно. Сначала вместе проговорим образцы, потом по одному проговариваете слова, правильно ставя ударение. Обратите внимание, что в кратких прилагательных ж. р. ударение всегда падает на последний слог. 4. Физкультминутка. Мы работали, писали Проведем физкультминутку. Волны катятся морские. IV. Творческое списывание. 1. Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок: (Демонстрируется слайд “Творческое списывание”) Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды. Теперь сравните свои тексты с образцом на экране. Вопросы к учащимся: 1. Какой текст интереснее? 2. Что делает его таким? 3. С какой целью используются прилагательные в предложении? 4. Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения. 5. Обратите внимание на 1 слайд. Спишите этот стихотворение. Как эти строчки связаны с темой нашего урока? V. Подведение итогов. 1. Что нового узнали сегодня на уроке? 2. Чему научились? 3. Проверим, как распустились ваши деревья. Они почти такие, как на слайде. Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки. Учитель объявляет оценки. Понравился ли вам урок? Если да, то помогите распуститься листочкам на моём дереве. На доске прикреплено изображение дерева без листьев. Д/з (разноуровневое): 1. Базовый уровень - упр.593. 2. Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных). |
Ответ учащихся: - наступила весна. Один учащийся у доски, остальные в тетрадях делают разбор предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое) Учащиеся отвечают: Окончания прилагательных проверяются вопросом. Прилагательное может быть определением и сказуемым. Учащиеся записывают число и тему урока. Учащиеся изучают таблицу. Ответы учащихся: - у полных прилагательных окончания состоят из двух букв, у кратких - из одной. - полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? - краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы? Учащиеся работают с таблицей и отвечают на вопрос. Определениями и сказуемыми: - по родам, числам, падежам, - только по родам и числам. Они не склоняются. Несколько учащихся по алгоритму проговаривают ответ: Учащиеся работают с таблицей, ещё раз проговаривая ответ. Учащиеся пишут ответы на карточках и показывают правильные ответы. Правильный ответ: 2, 3, 5, 9. - по короткому окончанию. Учащиеся продолжают украшать свои деревья. Учащиеся записывают предложения. Учащиеся подчёркивают прилагательные как члены предложения и определяют их род, число, падеж. Учащиеся выписывают краткие прилагательные, записывают их полную форму и дают ответ: - у кратких прилагательных м.р. появляется беглая гласная. Учащиеся выполняют упр. 590 устно. Сначала все вместе проговаривают образец, затем по одному все остальные слова. Учащиеся, правильно поставившие ударение, добавляют листочки к дереву. Учащиеся списывают текст и вставляют подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок. Учащиеся читают вслух свои варианты текста, сверяя с образцом на экране. Ответы учащихся: - второй, - прилагательные. - чтобы сделать речь более яркой, выразительной. Учащиеся подчёркивают краткие прилагательные как сказуемые. Учащиеся списывают строчки из стихотворения Е.Баратынского и отвечают на вопрос: - в этом стихотворении есть краткие прилагательные. Ответы учащихся: Узнали, что прилагательные употребляются в краткой форме, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам. Научились находить краткие прилагательные в предложениях, правильно ставить ударение в кратких прилагательных. Учащиеся украшают деревья листочками. |