Турнир "Занимательные задачи Я.И. Перельмана"

Разделы: Физика


Цель мероприятия:

  • знакомство с творчеством великого популязатора науки Я.И. Перельмана;
  • поиск и поддержка талантливых детей.

Учебно-воспитательные задачи: создание условий проявления креативных способностей, соответствующих творческой деятельности учеников. Поощрение проявлений инициативности, изобретательности, смекалки в учебной и внеурочной деятельности школьников. Раскрытие творческого потенциала учащихся.

Оснащение: мультимедийный проектор, компьютер с презентацией, набор оборудования (листы А-4, ножницы, ножки от компаса, калька, коробок спичек, картон).

Оформление: стенд с книгами Я.И. Перельмана, фотографии.

Подготовка к мероприятию: мероприятие проводилось в рамках фестиваля по физике среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Майкопа как один из этапов на базе МОУ “Лицей № 8” г. Майкопа. За несколько месяцев до проведения фестиваля на городском методобъединении учителей физики были оговорены цели, задачи и условия данного турнира. Для успешного выступления в данном мероприятии учащиеся должны были ознакомиться с творчеством Я.И. Перельмана, особое внимание уделить книгам “Занимательная физика”. Каждое ОУ для выступления в турнире выставило команду их 6 человек, в заранее подготовленной заявке, которая подается за 10 дней до проведения турнира.

ХОД УРОКА

1. Представление членов жюри и участников команд. Команду представляет капитан команды (девиз, эмблема).

2. Доклад на тему: “Жизнь и творчество Я.И. Перельмана”, подготовленный старшеклассниками лицея № 8, с презентацией (Приложение 1).

    Яков Исидорович Перельман

Слайд 1. Яков Исидорович Перельман родился в г. Белостоке Гродненской губернии в декабре 1882 г. Его отец, служивший счетоводом на суконной фабрике, скончался через год. На руках у матери осталось двое детей - Яков и его старший брат Осип. Жизнь этой семьи была непростой, но мать делала все возможное, чтобы мальчики получили хорошее образование.

В городе было только одно учебное заведение - белостокское реальное училище, куда Яков поступил в 1895 г. Это училище славилось своими педагогами, которые не только давали знания, но и учили мыслить самостоятельно, развивали любознательность к самому процессу учебы.

Любимыми предметами Якова были математика и физика. Его учителя, несомненно, повлияли на жизненный выбор Якова. Они воссоздавали старые физические эксперименты, например, опыты Ньютона по разложению света, получение искусственной молнии. Умение видеть необычное в обычном довольно рано проявилось у Якова.

Первая публикация Якова Исидоровича относится к 1899 г. Началось все с книжки, в которое предвещался “конец света”, - огненный дождь должен был в 1900 г. уничтожить все живое на Земле. В преддверии XX в. Подобных зданий было немало. В возрасте 17-ти лет Яков решил написать статью, разоблачающую такие предсказания.

В газете “Гродненские губернские ведомости” был опубликован его очерк “По поводу ожидаемого огненного дождя”. Но ученикам под угрозой исключения запрещалось печататься в газетах и журналах. Так появился псевдоним “Я.П.”. Статья Перельмана занимала три больших столбца и производила солидное впечатление. Причем удачно выбранная форма непринужденной беседы весьма успешно сочеталась с точными подсчетами и яркими сопоставлениями. Так впервые был опробован стиль, который впоследствии станет визитной карточкой Я.И.Перельмана.

Летом 1901 г. Яков Перельман закончил белостокское реальное училище. В аттестате по 11 из 12 предметов стояли пятерки. Старший брат Осип к тому времени уже учился в петербургском Лесном институте. Туда же подал документы и Яков и был зачислен по конкурсу аттестатов. Яков Исидорович начал сотрудничать в журнале “Природа и люди”. Там он проработал без малого семнадцать лет. И за это время на страницах журнала было опубликовано более пятисот его очерков, статей, заметок.

Лесной институт славился высоким уровнем преподавания. Здесь уже во второй раз Перельману повезло с педагогами. Особо выделял он профессоров, читавших курс физики и математики. Именно тогда впервые Яков Перельман услышал, что математика и физика помогают выработать у человека правильное мировоззрение.

Дипломная работа Перельмана получила высшую оценку и была признана образцовой. Ему предлагали остаться в институте - и на кафедре физики, и на кафедре математики. Но к тому времени было написано уже более десятка очерков и заметок. Призвание литератора возобладало над всеми остальными интересами. Ведь в 1904 г., будучи студентом, он уже становится ответственным секретарем журнала “Природа и люди”.

Слайд 2. Многое из напечатанного в журнале позже вошло в первую книгу Я.И.Перельмана “Занимательная физика”. Она увидела свет в 1913 году. Ни автор, ни издатель даже не предполагали, что книга будет иметь такой ошеломляющий успех. А между тем яркий калейдоскоп оригинальных парадоксов, разнообразных фактов, запоминающихся примеров, созданный Перельманом на ее страницах, буквально завораживал читателей. Хвольсон, профессор Петербургского университета, узнав, что книга написана не физиком, сказал автору, что ученых-лесоводов у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, нет вовсе.

Слайд 3. Спустя несколько лет увидели свет “Занимательная астрономия, II часть “Занимательной физики”, “Занимательная геометрия”, “Занимательная арифметика”, “Занимательная алгебра”,

“Занимательная механика”, а еще – “Фокусы и развлечения”, “Физика на каждом шагу”, “Загадки и диковинки в мире чисел” и т. д., всего более ста названий. Словом, целая научно-популярная библиотека.

“Занимательные” книги выдержали множество переизданий с незначительными изменениями.

Слайд 4. И это еще один из парадоксов, как при такой огромной работе Перельман успевал заниматься еще миллионом самых разных дел: он преподавал, создавал новые учебные программы, редактировал журналы, участвовал в работе научных обществ, постоянно выступал с докладами.

Работая в 1916–1917 гг. в петроградском “Особом совещании по топливу”, он впервые в России предложил перевести стрелку часов на час вперед в целях экономии горючего, что и было без промедления осуществлено.

Слайд 5. А в середине 30-х Перельман вместе с единомышленниками создал удивительный музей – “Дом занимательной науки”. Общеизвестно, что любая уважающая себя экспозиция пестрит предостерегающими надписями: “Руками не трогать!”, “За ограждения не заходить!”. Здесь же все было наоборот – обязательно трогать руками, вертеть так и эдак, даже попытаться сломать, если получится, словом – вовсю работать с экспонатами, большинство из которых пришли из перельмановских книг по математике, физике, астрономии. Были в музее и совершенно уникальные вещи, были и самые обычные. Но и они поражали экскурсантов своими возможностями. Так, простые торговые весы могли без труда отгадать любое задуманное число и фамилию.

Даже буфет Дома занимательной науки был устроен с разными причудами. Наряду с обычными стаканами, блюдцами, чайными ложками здесь попадалась и “оперельманенная” посуда. Из бутылки, стоящей в битом льду, наливали кипящий чай, а чайная ложка таяла быстрее сахара, который она размешивала. Только потом изумленным посетителям объясняли, что бутыль – это сосуд Дьюара (наиболее совершенный термос), ложечка же сделана из сплава Вуда, тающего при температуре 68 градусов по Цельсию. Естественно, что от экскурсий не было отбоя. Экспозиция музея постоянно росла. Организаторы готовились открыть новые залы. Но их планам не суждено было осуществиться — началась Великая Отечественная война. В блокаду музей погиб.

Слайд 1. К началу войны Якову Исидоровичу было 59 лет. Холод и голод блокадного Ленинграда подточили его силы. На дежурстве в госпитале скончалась от истощения его жена, врач Анна Давидовна. А в 1942 г. не стало и самого Перельмана.

Мишкевич, автор книг и статей о творчестве Якова Перельмана подсчитал: за 43 года деятельности - 105 книг и брошюр, в том числе 47 научно-популярных, 40 научно-занимательных, 18 учебных пособий. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

Живые и занимательные книги Перельмана удивят, заставят задуматься, приобщат к творчеству и исследовательской деятельности еще многие поколения школьников.

3. Организационный этап.

Объяснение условий турнира, раздача рабочего материала и заданий.

Задания содержат как теоретические вопросы, качественные задачи так и практические задачи составленные по книгам Я.И. Перельмана.

Задания:

Задания 1–9 выполняются на отдельных листах А-4, задание 10 как отдельный конкурс. На выполнение заданий отводится 1 час, причём рекомендуется из команды выделить 2 экспериментаторов, для выполнения отдельного задания № 10 (бумеранг). Данные ученики изготавливают бумеранг и тренируются его запускать.

Через 50 минут из числа данных учеников выявляются победители, которые приносят дополнительные баллы для своей команды.

Задание 1.

Какое время показывают часы на северном полюсе?

Задание 2. (Крепкий спичечный коробок)

Положите на стол пустой спичечный коробок отодвиньте его дуновением от себя. Сделайте обратное приблизьте коробок дуновением к себе (при этом выставлять вперёд голову, чтобы дуть сзади, не разрешается).

Задание 3. (Гребец на реке)

По реке плывёт вёсельная лодка, и рядом с ней - щепка. Что легче для гребца: перегнать щепку на 10 м или на столько же отстать от неё?

Задание 4. (Куда бросить бутылку?)

В какую сторону надо из движущегося вагона выбросить бутылку, чтобы опасность разбить её при ударе о землю была наименьшая?

Задание 5. (Сколько весит воздух в комнате?)

Рассчитайте, сколько весит воздух в комнате. В силах ли вы поднять такой груз одним пальцем или же с трудом могли бы удержать на плечах?

Задание 6. (Автомобильное колесо)

Колесо автомобиля катится вправо; обод его вертится по часовой стрелке. Вопрос состоит в следующем: в какую сторону перемещается при этом воздух внутри резиновой шины колеса?

Задание 7.

Для чего между рельсами делают зазоры?

Задание 8. (Почему дует от закрытого окна)

Нам кажется странным, что в холодную погоду дует от окна, которое закрыто совершенно плотно, тщательно замазано и не имеет ни малейшей щели. Объясните почему дует от закрытого окна.

Задание 9.

Из тонкой папиросной бумаги вырежьте прямоугольничек. Перегните его по средним линиям и снова расправьте: вы будете знать, где центр тяжести прямоугольничка. Положите теперь бумажку на острие торчащей иглы так, чтобы игла подпирала ее как раз в этой точке.

Бумажка останется в равновесии: она подперта в центре тяжести. Но от малейшего дуновения она начнет вращаться на острие.

Пока приборчик не обнаруживает ничего таинственного. Но приблизьте к нему руку, как показано на рис. 1., приближайте осторожно, чтобы бумажка не была сметена током воздуха. Вы увидите странную вещь: бумажка начнет вращаться, сначала медленно, потом все быстрее. Отодвиньте руку – вращение прекратится. Приблизьте – опять начнется.

Это загадочное вращение одно время – в 70-х годах прошлого века – давало многим повод думать, что тело наше обладает какими-то сверхъестественными свойствами. Любители мистического находили в этом подтверждение своим туманным учениям об исходящей из человеческого тела таинственной силе Дайте объяснение этому опыту.

Задание 10. (Бумеранг)

Изготовить и научиться правильно запускать бумеранг, изготовленный из картона.

Для упражнения в комнатах приходится довольствоваться бумажным бумерангом, который можно вырезать хотя бы из почтовой карточки в форме, указанной на рис. 2. Размеры каждой ветви — около 5 см в длину и немного меньше 1 см в ширину.

Зажмите такой бумажный бумеранг под ногтем большого пальца и щелкните по его кончику так, чтобы удар направлен был вперед и немного вверх.

Бумеранг полетит метров на пять, плавно опишет кривую, иногда довольно затейливую, и если не заденет какого-нибудь предмета в комнате, то упадет у ваших ног.

Еще лучше удается опыт, если придать бумерангу размеры и форму, показанные на рис. 3 в натуральную величину. Полезно слегка изогнуть ветви бумеранга винтообразно (рис. 3, внизу). Такой бумеранг можно, при некотором навыке заставить описывать в воздухе сложные кривые и возвращаться в место его вылета.

4. Подведение итогов, награждение.

Список литературы:

  1. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. – М., 1972.
  2. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2. – М., 1972.
  3. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? – М., 1992.
  4. Мишкевич Г.И. Доктор занимательных наук. – М., 1986.
  5. Ресурсы Internet:

www.-bibliogid.ru/authors/pisateli/perelman

www.fictionbook.ru/author/perlman_yakov_isid

www.narovol.narod.ru/art/litperelman.htm