Тип проекта:
- практико-ориентированный;
- со скрытой координацией;
- межпредметный;
- продолжительный;
- проводящийся в рамках школы.
Образовательная область: филология.
Учебный предмет: английский язык.
Формы представления проекта: буклет, презентация.
Цель проекта: Обучение школьников навыкам исследовательской работы.
Задачи:
- Заинтересовать учащихся в выполнении исследовательской деятельности/
- Развивать навыки критического мышления/
- Вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у школьников, а именно учить:
- проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представление результатов своей деятельности и хода работы;
- подготовке презентаций в различных формах;
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Методическое обоснование:
В современном мире, когда дети живут в обществе, перегруженном информацией, им необходимо умение отбирать материал, находить главное и отсеивать второстепенное.
Современные подростки легко ориентируются в виртуальном пространстве, без труда овладевают информационными технологиями. Однако их компьютерные увлечения затрудняют развитие таких важных в жизни качеств, как способность общаться, умение работать в команде, владение навыками критического мышления.
Исследование учащихся 7-8 классов МОУ СОШ № 28, проведенное в сентябре-ноябре 2008 года, показало, что только 7% учащихся любят читать, причем большая часть из них предпочитают книги “легких” жанров. Только у 3% учащихся выявлена склонность к исследовательской деятельности. При этом практически ни один ученик не имеет представления об исследовательской культуре. По наблюдению педагогов, большинство учащихся не умеют и не любят конспектировать материалы. Работая в Интернете, подростки выбирают сайты, не требующие серьезной мыслительной деятельности и крайне редко пользуются образовательными ресурсами. Подобное времяпрепровождение приводит к тому, что почти половина учащихся имеет низкий уровень познавательной активности, не владеет навыками критического мышления, не испытывает интереса к учебе.
Для того чтобы найти свое место в современном быстро меняющемся мире, выпускнику школы требуется способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Организация исследовательской деятельности школьников поможет решать задачи подготовки полноценной творческой личности, способной к самореализации в любых условиях жизни.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что по завершению проекта его участники-ученики 7-11 классов приобретут навыки исследовательской деятельности, а значит, будут способны:- планировать свою деятельность;
- ставить цели;
- использовать навыки критического мышления (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализации, обобщению, т.д.);
- наблюдать, проводить эксперименты;
- предоставлять результаты своей деятельности в различных формах (доклад, презентация, статья, газета, т.д.).
Программа выполнения проекта
№ |
Этапы выполнения проекта |
Сроки |
1 | Диагностика (выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе) | Январь-май. 2009 |
2 | Мотивация учащихся к выполнению исследовательской деятельности | Сентябрь-декабрь. 2009 |
3 | Обучение основным понятиям исследовательской работы | Январь-декабрь. 2010 |
4 | Выбор направлений исследований | Сентябрь-декабрь.2010 |
5 | Обучение постановка задач | Январь. 2011 |
6 | Обучение фиксации и предварительной обработке данных | Февраль-май. 2011 |
7 | Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез | Сентябрь-декабрь. 2011 |
8 | Оформление результатов работы | Январь. 2012 |
9 | Представление исследовательской работы | Февраль 2012 |
10 | Обучение одноклассников навыкам исследовательской работы | Cентябрь 2012 - май 2013 |
11 | Оформление результатов проекта | Сентябрь-декабрь. 2013 |
12 | Отчет о выполнении проекта |