Проект "Постигая мир" (исследовательская работа учащихся по английскому языку)

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Тип проекта:

  • практико-ориентированный;
  • со скрытой координацией;
  • межпредметный;
  • продолжительный;
  • проводящийся в рамках школы.

Образовательная область: филология.

Учебный предмет: английский язык.

Формы представления проекта: буклет, презентация.

Цель проекта: Обучение школьников навыкам исследовательской работы.

Задачи:

  1. Заинтересовать учащихся в выполнении исследовательской деятельности/
  2. Развивать навыки критического мышления/
  3. Вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у школьников, а именно учить:
  • проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • подготовке презентаций в различных формах;
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Методическое обоснование:

В современном мире, когда дети живут в обществе, перегруженном информацией, им необходимо умение отбирать материал, находить главное и отсеивать второстепенное.

Современные подростки легко ориентируются в виртуальном пространстве, без труда овладевают информационными технологиями. Однако их компьютерные увлечения затрудняют развитие таких важных в жизни качеств, как способность общаться, умение работать в команде, владение навыками критического мышления.

Исследование учащихся 7-8 классов МОУ СОШ № 28, проведенное в сентябре-ноябре 2008 года, показало, что только 7% учащихся любят читать, причем большая часть из них предпочитают книги “легких” жанров. Только у 3% учащихся выявлена склонность к исследовательской деятельности. При этом практически ни один ученик не имеет представления об исследовательской культуре. По наблюдению педагогов, большинство учащихся не умеют и не любят конспектировать материалы. Работая в Интернете, подростки выбирают сайты, не требующие серьезной мыслительной деятельности и крайне редко пользуются образовательными ресурсами. Подобное времяпрепровождение приводит к тому, что почти половина учащихся имеет низкий уровень познавательной активности, не владеет навыками критического мышления, не испытывает интереса к учебе.

Для того чтобы найти свое место в современном быстро меняющемся мире, выпускнику школы требуется способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Организация исследовательской деятельности школьников поможет решать задачи подготовки полноценной творческой личности, способной к самореализации в любых условиях жизни.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что по завершению проекта его участники-ученики 7-11 классов приобретут навыки исследовательской деятельности, а значит, будут способны:

  • планировать свою деятельность;
  • ставить цели;
  • использовать навыки критического мышления (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализации, обобщению, т.д.);
  • наблюдать, проводить эксперименты;
  • предоставлять результаты своей деятельности в различных формах (доклад, презентация, статья, газета, т.д.).

Программа выполнения проекта

Этапы выполнения проекта

Сроки

1 Диагностика (выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе) Январь-май. 2009
2 Мотивация учащихся к выполнению исследовательской деятельности Сентябрь-декабрь. 2009
3 Обучение основным понятиям исследовательской работы Январь-декабрь. 2010
4 Выбор направлений исследований Сентябрь-декабрь.2010
5 Обучение постановка задач Январь. 2011
6 Обучение фиксации и предварительной обработке данных Февраль-май. 2011
7 Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез Сентябрь-декабрь. 2011
8 Оформление результатов работы Январь. 2012
9 Представление исследовательской работы Февраль 2012
10 Обучение одноклассников навыкам исследовательской работы Cентябрь 2012 - май 2013
11 Оформление результатов проекта Сентябрь-декабрь. 2013
12 Отчет о выполнении проекта