Проект учебного занятия "Зачем тушканчику большие уши?"

Разделы: Начальная школа


Время реализации проекта: 2 академических часа, внеурочная деятельность.

Идея проекта: Как по внешнему виду животного определить ареал его обитания?

Цели:

  1. Формирование у учащихся представлений об особенностях строения и образа жизни животных, обитающих в определенных природных зонах.
  2. Развитие ИКТ - компетентности.

 Задачи:

  1. Учить детей находить связь между внешним видом животных и условиями их обитания.
  2. Познакомить с природными условиями пустынь.
  3. Развивать умения получать, обрабатывать и использовать информацию.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

План-конспект урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
I этап Мотивационный, постановка проблемы. Представьте, что вы – работники зоопарка. К вам поступила партия новых животных. Но проблема в том, что при перевозке были утеряны сопроводительные документы. Сохранился только перечень животных. Вам нужно срочно разместить животных по вольерам и накормить их. Слушают учителя, смотрят на экран. КОЗ № 1

(компетентностно – ориентированное задание)

  ( на экране появляются фотографии животных и их названия – тушканчик, корсак, феннек, ушастый ёж) Могут узнать кого-то из животных, обращают внимание на то, что у всех животных очень большие уши. Презентация (Приложение 1)
  Основополагающий вопрос:

Для чего нужны уши?

Выдвигают гипотезы  
  Проблемные вопросы:
  1. Зачем тушканчику большие уши?
  2. Зачем корсаку и феннеку большие уши?
  3. Почему ежа назвали ушастым? 

Задание:

Используя разные источники

(справочники, CD-диски, Интернет, учебник), найдите информацию об этих животных. Из этой информации выберите сведения о каждом животном по плану:

  1. Название животного;
  2. Внешний вид;
  3. Где обитает;
  4. Какой образ жизни ведёт;
  5. Чем питается.

Результат оформите в виде таблицы. (см. приложение 2)

  Триада вопросов
II этап Планирование Уточнение направления исследования, определение круга источников информации, на основе которой будет проходить исследование. Определение способов деятельности каждого участника проекта, деление на группы, установка временных рамок. Совместно с учителем определяют направления исследований, источники информации.

Делятся на 4 группы (каждая группа выбирает для исследования одно животное).

 
  Даёт подробные инструкции и алгоритмы работы. Распределяют роль каждого ученика в группе  
III этап Практический Контролирует работу групп, оказывает необходимую помощь. Самостоятельная работа.

Сбор и обработка материала.

Приложение 3
    Используя разные источники информации (справочник, учебник, информационные карты, Интернет), учащиеся заполняют таблицу по каждому виду животных.

Находят ответы на частные вопросы:

  1. Кто такой тушканчик (корсак, феннек, ушастый ёж)?
  2. Где обитает тушканчик (корсак, феннек, ушастый ёж)?
  3. Какие природные условия сложились в местах обитания тушканчика (корсака, феннека, ушастого ежа)?
  4. Как эти животные приспособились к жизни в таких условиях?

Заполнение таблицы

(приложение 2)

IV этап

Аналитический

(систематизация отобранного материала)

Проверка выполненной работы.

Предлагает учащимся зачитать найденную информацию по каждому пункту таблицы

На 1 пункт таблицы выступают все 4 группы, на 2 пункт – снова все 4 группы и т.д.  
  По итогам выступления по каждому пункту таблицы учитель совместно с детьми находят одинаковые сведения у разных животных (по окраске, образу жизни, местам обитания, форме ушей, способам питания).

Составляет на магнитной доске сводную таблицу, в которой указаны все сходные признаки.

Выделяют из всей собранной информации похожие сведения по каждому животному.  
  Предлагает детям сделать вывод по полученной таблице. Приходят к выводу, что у всех этих животных похожая окраска, похожий образ жизни (это сумеречные и ночные животные), похожая форма ушей (большие уши). Все эти животные не пьют воду (им хватает влаги из съеденного корма). Все эти животные обитают в одной природной зоне – в пустыне.  
  Предлагает ответить на вопросы:

- Почему эти разные животные (тушканчик, феннек, корсак, ушастый ёж) имеют очень много сходного?

Отвечают на вопросы:

 (Обитают в одной природной зоне.)

 
  - Почему эти животные имеют большие уши? (Ведут сумеречный и ночной образ жизни, поэтому им необходим острый слух.)  
  - Почему эти животные ведут сумеречный и ночной образ жизни? Выдвигают гипотезу о природных условиях в зоне пустынь.  
  Предлагает изучить природную зону пустынь по плану:
  1. Географическое положение.
  2. Природные условия.
Работа с картой природных зон, учебником, информационными картами.  
V этап (Изучение природной зоны пустынь) Предлагает ответить на вопросы:
  1. Каковы природные условия в зоне пустынь?
  2. Какие ещё животные обитают в пустыне? Как они приспособились к жизни в таких условиях?
  3. Какие виды растений произрастают в зоне пустынь? Как они приспособились к таким климатическим условиям?
  ЦОР (слайды с фотографиями природных условий, растений и животных пустынь)
  Учитель задает вопросы:

Почему в пустыне очень жарко?

Как растения и животные приспособились к жизни в таких климатических условиях?

Отвечают на вопросы.  
VI этап Обобщение Предлагает выполнить тест в программе Knowing. Отвечают на вопросы теста на ПК. Тест в программе Knowing.
  Представьте, что вы у себя в зоопарке разместили в вольеры и накормили тушканчика, корсака, феннека и ушастого ежа. Вам необходимо проинструктировать обслуживающий персонал, как ухаживать за этими животными.    
VII этап Домашнее задание Пользуясь сведениями из составленных на уроке таблиц, составьте для обслуживающего персонала памятки-инструкции по уходу за этими животными ( в программе Microsoft Publisher).

Чтобы привлечь посетителей в зоопарк, сделайте фотогалерею обитателей пустынь в виде слайд-шоу.

(критерии оценивания памяток и слайд-шоу в приложении)

  КОЗ № 2

(компетентностно – ориентированное задание)

Внеурочная деятельность:

Учащиеся 4 класса совместно с родителями и учениками 11-го профильного информационно-технологического класса создают памятки-инструкции по уходу за этими животными ( в программе Microsoft Publisher) и фотогалерею обитателей пустынь в виде слайд-шоу.

 На следующем уроке дети представляют и защищают свои мини-проекты, оценивают их согласно разработанным критериям. После этого проводятся дидактические игры (используются ЦОР (см. приложение 4 – презентация в программе Power Point)).

Критерии оценки памятки-инструкции:

Критерии оценивания

Отсутствует

0 баллов

Частично

2 балла

Максимальное количество

баллов

(до 5 баллов)

1. Титульный лист с заголовком.      
2. Общий дизайн и иллюстрации помогают пониманию материала.      
3. Соблюдение единого стиля оформления.      
4. Вставка иллюстраций и фотографий.      
5. Материал изложен ясно, структурирован, изложение доступно      
6. Творческий подход.      
Набранное количество баллов  

Оценивание:

от 25 до 30 баллов – “отлично”

от 20 до 24 баллов – “хорошо”

от 10 до 19 баллов – “удовлетворительно”

 Критерии оценки выставки фотографий ( слайд – шоу):

Критерии оценивания

Максимальное количество

баллов

(до 5 баллов)

1. Соблюдение единого стиля оформления.  
2. Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, анимации).  
3. Качество фотографий.  
4. Оригинальность.  

Набранное количество баллов

 

Оценивание:

20 баллов – “отлично”

от 15 до 19 баллов – “хорошо”

от 9 до 14 баллов – “удовлетворительно”

Приложение 5