Время реализации проекта: 2 академических часа, внеурочная деятельность.
Идея проекта: Как по внешнему виду животного определить ареал его обитания?
Цели:
- Формирование у учащихся представлений об особенностях строения и образа жизни животных, обитающих в определенных природных зонах.
- Развитие ИКТ - компетентности.
Задачи:
- Учить детей находить связь между внешним видом животных и условиями их обитания.
- Познакомить с природными условиями пустынь.
- Развивать умения получать, обрабатывать и использовать информацию.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
План-конспект урока.
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
| I этап Мотивационный, постановка проблемы. | Представьте, что вы – работники зоопарка. К вам поступила партия новых животных. Но проблема в том, что при перевозке были утеряны сопроводительные документы. Сохранился только перечень животных. Вам нужно срочно разместить животных по вольерам и накормить их. | Слушают учителя, смотрят на экран. | КОЗ № 1 (компетентностно – ориентированное задание) |
| ( на экране появляются фотографии животных и их названия – тушканчик, корсак, феннек, ушастый ёж) | Могут узнать кого-то из животных, обращают внимание на то, что у всех животных очень большие уши. | Презентация (Приложение 1) | |
| Основополагающий вопрос: Для чего нужны уши? |
Выдвигают гипотезы | ||
Проблемные вопросы:
Задание: Используя разные источники (справочники, CD-диски, Интернет, учебник), найдите информацию об этих животных. Из этой информации выберите сведения о каждом животном по плану:
Результат оформите в виде таблицы. (см. приложение 2) |
Триада вопросов | ||
| II этап Планирование | Уточнение направления исследования, определение круга источников информации, на основе которой будет проходить исследование. Определение способов деятельности каждого участника проекта, деление на группы, установка временных рамок. | Совместно с учителем определяют
направления исследований, источники информации. Делятся на 4 группы (каждая группа выбирает для исследования одно животное). |
|
| Даёт подробные инструкции и алгоритмы работы. | Распределяют роль каждого ученика в группе | ||
| III этап Практический | Контролирует работу групп, оказывает необходимую помощь. | Самостоятельная работа. Сбор и обработка материала. |
Приложение 3 |
| Используя разные источники информации
(справочник, учебник, информационные карты,
Интернет), учащиеся заполняют таблицу по каждому
виду животных. Находят ответы на частные вопросы:
|
Заполнение таблицы |
||
| IV этап Аналитический (систематизация отобранного материала) |
Проверка выполненной работы. Предлагает учащимся зачитать найденную информацию по каждому пункту таблицы |
На 1 пункт таблицы выступают все 4 группы, на 2 пункт – снова все 4 группы и т.д. | |
| По итогам выступления по каждому пункту
таблицы учитель совместно с детьми находят
одинаковые сведения у разных животных (по
окраске, образу жизни, местам обитания, форме
ушей, способам питания). Составляет на магнитной доске сводную таблицу, в которой указаны все сходные признаки. |
Выделяют из всей собранной информации похожие сведения по каждому животному. | ||
| Предлагает детям сделать вывод по полученной таблице. | Приходят к выводу, что у всех этих животных похожая окраска, похожий образ жизни (это сумеречные и ночные животные), похожая форма ушей (большие уши). Все эти животные не пьют воду (им хватает влаги из съеденного корма). Все эти животные обитают в одной природной зоне – в пустыне. | ||
| Предлагает ответить на вопросы: - Почему эти разные животные (тушканчик, феннек, корсак, ушастый ёж) имеют очень много сходного? |
Отвечают на вопросы: (Обитают в одной природной зоне.) |
||
| - Почему эти животные имеют большие уши? | (Ведут сумеречный и ночной образ жизни, поэтому им необходим острый слух.) | ||
| - Почему эти животные ведут сумеречный и ночной образ жизни? | Выдвигают гипотезу о природных условиях в зоне пустынь. | ||
Предлагает изучить природную зону
пустынь по плану:
|
Работа с картой природных зон, учебником, информационными картами. | ||
| V этап (Изучение природной зоны пустынь) | Предлагает ответить на вопросы:
|
ЦОР (слайды с фотографиями природных условий, растений и животных пустынь) | |
| Учитель задает вопросы: Почему в пустыне очень жарко? Как растения и животные приспособились к жизни в таких климатических условиях? |
Отвечают на вопросы. | ||
| VI этап Обобщение | Предлагает выполнить тест в программе Knowing. | Отвечают на вопросы теста на ПК. | Тест в программе Knowing. |
| Представьте, что вы у себя в зоопарке разместили в вольеры и накормили тушканчика, корсака, феннека и ушастого ежа. Вам необходимо проинструктировать обслуживающий персонал, как ухаживать за этими животными. | |||
| VII этап Домашнее задание | Пользуясь сведениями из составленных
на уроке таблиц, составьте для обслуживающего
персонала памятки-инструкции по уходу за этими
животными ( в программе Microsoft Publisher). Чтобы привлечь посетителей в зоопарк, сделайте фотогалерею обитателей пустынь в виде слайд-шоу. (критерии оценивания памяток и слайд-шоу в приложении) |
КОЗ № 2 (компетентностно – ориентированное задание) |
Внеурочная деятельность:
Учащиеся 4 класса совместно с родителями и учениками 11-го профильного информационно-технологического класса создают памятки-инструкции по уходу за этими животными ( в программе Microsoft Publisher) и фотогалерею обитателей пустынь в виде слайд-шоу.
На следующем уроке дети представляют и защищают свои мини-проекты, оценивают их согласно разработанным критериям. После этого проводятся дидактические игры (используются ЦОР (см. приложение 4 – презентация в программе Power Point)).
Критерии оценки памятки-инструкции:
Критерии оценивания |
Отсутствует 0 баллов |
Частично 2 балла |
Максимальное количество баллов (до 5 баллов) |
| 1. Титульный лист с заголовком. | |||
| 2. Общий дизайн и иллюстрации помогают пониманию материала. | |||
| 3. Соблюдение единого стиля оформления. | |||
| 4. Вставка иллюстраций и фотографий. | |||
| 5. Материал изложен ясно, структурирован, изложение доступно | |||
| 6. Творческий подход. | |||
| Набранное количество баллов | |||
Оценивание:
от 25 до 30 баллов – “отлично”
от 20 до 24 баллов – “хорошо”
от 10 до 19 баллов – “удовлетворительно”
Критерии оценки выставки фотографий ( слайд – шоу):
Критерии оценивания |
Максимальное количество баллов (до 5 баллов) |
| 1. Соблюдение единого стиля оформления. | |
| 2. Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, анимации). | |
| 3. Качество фотографий. | |
| 4. Оригинальность. | |
Набранное количество баллов |
Оценивание:
20 баллов – “отлично”
от 15 до 19 баллов – “хорошо”
от 9 до 14 баллов – “удовлетворительно”