Одним из направлений модернизации общего образования является деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, на развитие информационной культуры.
Компьютер в школе выступает в качестве средства для обучения, инструмента поддержки различных уроков, в том числе и уроков географии. Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний, они используются на всех этапах современного урока: при контроле знаний, при оформлении творческих работ, при объяснении нового материала, при выполнении исследовательских работ… Уроки с использованием ИКТ увлекательны, они захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие как учителям, так и учащимся.
В своей работе я использую электронные учебники « География 6,7,8,9,10», электронные тесты, созданные мною, моими коллегами. Тесты могут быть использованы для индивидуальной, групповой работы, для подготовки к экзаменам, к олимпиадам. Наличие локальной сети в компьютерном кабинете позволяет использовать ИКТ на уроках географии в режиме индивидуальной работы учащихся. Мультимедиапроектор и интерактивная доска позволяют расширить возможности уроков с применением ИКТ технологий.
Использование ИКТ лично мне позволяет: экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход.
Воспитание в системе непрерывного образования тесно связано с включением учащихся в различные жизненные ситуации. Активизация учебно-воспитательного процесса позволяет развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение вести научный спор, вызывать живой интерес к современным проблемам, участвовать в поиске перспективных путей их решения. Эффективность обучения возрастает, если поиском информации занимаются самостоятельно, работают в группе, сопровождают рассказ иллюстрациями, презентацией. Компьютерные мультимедиа системы позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинестетический, аудиальный), что несомненно повышает качество усвоения учебного материала, способствует повышению мотивации учебной деятельности, росту познавательного интереса учащихся.
Во всех классах я использую презентации в режиме демонстрации. Использую различные приемы для активизации познавательной деятельности учащихся, развития творческого потенциала учащихся, закрепление умений, полученных на уроках.
Один из таких приемов – это организация самостоятельной деятельности учащихся. Для того, чтобы расширить знания учащихся, выйти за пределы школьного учебника предлагаю им сделать проект- презентацию (предварительно на одном из уроков показываю презентации старшеклассников и знакомлю с правилами построения презентации, требованиями, которые предъявляю к данному заданию).
При этом ориентируюсь на следующие принципы педагогической техники:
- принцип свободы выбора (учащиеся сами определяют тему своего проекта-презентации);
- принцип открытости (сталкивать учащихся с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- принцип деятельности (освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, использование ИКТ);
- принцип идеальности (высокого КПД) ( максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования).
Практика показывает, что учащиеся выбирают разные темы, что их интересы выходят за рамки изученного на уроках.
Уроки, на которых учащиеся представляют проекты-презентации вызывают интерес других учеников, появляются др. интересные проекты.
Например, одним из интересных проектов стала « Красная книга Прикамья. Животные», которую ученица выстроила, как электронную энциклопедию. Просмотрев данный проект, другая ученица создала продолжение « Красная книга Прикамья. Бабочки.»
Для иллюстрации изучаемых тем «Природа Пермского края», «Рекреационные ресурсы», «Штаты США» и др. были созданы презентации «Кунгурская ледяная пещера», «Гаинский район», «Соликамск», «Сочи- курортный район», «Штат Юта» и многие др.
Особенно интересно проходит урок «Глобальные проблемы человечества», к которому учащиеся готовят презентации, являющимися обобщением знаний по теме и всему курсу географии.
В последнее время все чаще возникают вопросы глобализации, которые означают резкое расширение и углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между странами, народами и отдельными людьми. Глобализация охватывает сферы политики, экономики, культуры. А в основе ее - деятельность политических, экономических союзов, ТНК, создание глобального информационного пространства, глобального финансового капитала. С процессом глобализации тесно связано возникновение глобальных проблем человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и широкой общественности, изучаются многими науками, в том числе географией. Это объясняется тем, что каждая из них имеет свои географические аспекты и по–разному проявляется в различных регионах мира. Рассматривая глобальные проблемы, обобщаются знания, полученные при изучении всех тем географии. Это сложный, синтезирующий материал. Глобальные проблемы непосредственно касаются каждого из нас как маленькой «частички» всего единого и многоликого человечества. Представленный материал содержит конспект блока уроков темы: «Глобальные проблемы человечества», опорные схемы по теме, электронные презентации, иллюстрирующие данную тему. Такое изучение темы позволяет включить в образовательный процесс всех учащихся, развивать их творческие способности, обобщать умения работать с дополнительной литературой, работать в группе, умение создавать электронные презентации.
Конспект блока уроков: «Глобальные проблемы человечества».
Цели и задачи уроков блока:
Называть и определять:
- общие тенденции развития объектов и явлений, связанные с возникновением глобальных проблем человечества.
Описывать:
- конкретные проявления глобальных проблем в регионах и странах мира.
Объяснять:
- понятие: «Глобальные проблемы человечества»,
- причины возникновения глобальных проблем человечества.
Прогнозировать и оценивать:
- последствия возникновения глобальных проблем,
- обострение или ослабление каких-либо глобальных проблем в ближайшие десятилетия,
- пути решения глобальных проблем.
Формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности и взаимообусловленности глобальных проблем человечества, о возможности их решения только при комплексном подходе в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи.
Оборудование:
- Учебник и атлас,
- настенные карты: «Политическая карта мира»,
- технические средства для защиты проектов.
Эпиграф стих. Р.Рождественского
Много нас – людей - на белом свете.
Маются серьезные умы:
В этой жизни, в этой круговерти,
Сумасшедшие расплодились мы!
Бьют демографические взрывы,
Сохнут реки и чернеет наст,
Города вступают, как нарывы,
Очень много, слишком много нас!
Много нас.
Ученый бомбу хвалит.
Много нас.
Эсминец рвет волну.
Много!...
Только все-таки не хватит
Нас – людей - на новую войну.
1 этап. Вводное слово учителя о сущности глобальных проблем.
Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня за ней все чаще закрепляется определение «эпоха глобальных проблем». В этом названии – свидетельство растущей взаимозависимости всех стран нашего противоречивого мира.
Если раньше наша планета «могла погибнуть от природных явлений, то сейчас не только от войны, но и от мирных условий».
Почему возникают проблемы?
( потому что существуют противоречия
-между странами с высокоразвитой экономикой и культурой и развивающимися с отсталой экономикой;
-обществом и природой;
-природой и обществом.)
Понятие о глобальных проблемах человечества и их классификация.
Схема темы (учебник Максаковского с.352)
2 этап. Самостоятельная работа групп (в группы объединяются самостоятельно по 3-4 человека до урока).
До урока получено задание: подготовить характеристику одной из глобальных проблем человечества (по выбору, в группах (на группы делятся по желанию)
План характеристики:
- Сущность проблемы.
- Причины ее возникновения.
- Примеры проявления в экономически развитых странах.
- Примеры проявления в развивающихся странах.
- Пути решения проблем.
- Международные программы по решению проблем.
3 этап. Работа групп. Выступления по плану. Защита проектов: Характеристика глобальных проблем человечества.
Задание слушателям: подготовить вопросы выступающим с сообщениями.
(Смотри презентации: «Глобальные проблемы»)
По ходу сообщений - заполнение таблицы: «Глобальные проблемы человечества»
№ | Глобаль- ные пробле- мы человечества | Сущ-ность проблемы. | Причины ее возникно-вения. | Примеры проявления в экономически развитых странах. | Примеры проявле- ния в развивающихся странах. |
Пути реше-ния проб-лем. | Международные программы по решению проблем. | |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 |
Вопросы учащихся, выступающим с сообщениями по теме.
Работа по опорной схеме: «Глобальные проблемы человечества» (закрепление материала).
Вопросы и задания по теме:
- Почему именно во второй половине ХХ века обострились глобальные проблемы?
- Можно ли сказать, что глобальные проблемы человечества актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?
- Какие глобальные проблемы наиболее актуальны для современной России?
- В чем состоят главные особенности географического подхода к анализу глобальных проблем человечества? Приведите примеры.
- Почему экологические проблемы стали наиболее актуальными?
- Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?
- Какая социальная проблема в современной России наиболее остра? Расскажите о ней.
Обобщение учителя.
Глобальные проблемы связаны с решением ряда научных, технических, экономических и других вопросов, но прежде всего это проблемы социальные. В условиях мира и научно-технической революции, осуществления стратегии устойчивого развития человеческой цивилизации не грозит гибель из-за перенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды.
Д\з блок самоконтроля с.373-374
Современный мультимедийный компьютер позволяет объединить возможности всех, ставших традиционными, средств обучения на новом техническом уровне. Для максимально эффективного использования таких возможностей в учебном процессе необходимо использовать новые интерактивные средства обучения географии — электронные мультимедиа-учебники, программно-методические комплексы и создавать собственные электронные материалы.
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние 15 лет прочно вошел в нашу повседневную жизнь на работе и дома. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного её усвоения при новых приемах представления.
Презентации: