ЦЕЛЬ:
- ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЦЕЛОГО.
ЗАДАЧИ:
- ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ ЦЕЛОГО.
- СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ГРАФАМ.
- СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ.
- РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, РЕЧЬ, КРУГОЗОР.
- ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТОВАРИЩАМ,
- УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ, ПАРЕ.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
«Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Задачи правильно решать,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Оценки лишь «четыре», «пять»!»
- Сегодня на уроке нам предстоит очень серьёзная работа. Мы повторим многозначные числа, вспомним, как найти несколько долей целого, решим сложную задачу. Хочу пожелать всем успеха в работе и удовольствия от её выполнения.
2. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1). НУМЕРАЦИЯ.
-Запишите числа, которые вы услышите.
- Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн.кв.метров.
- Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 тыс.кв.метров.
- Длина реки Волга – 3530 км.
- На одном гектаре богатых перегноем полей живёт примерно 4 млн.500 тыс. дождевых червей. За год они «перепахивают» 787500 кг грунта.
-Проверьте друг у друга записанные числа и сверьтесь с образцом, данным на доске.
2). НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЦЕЛОГО.
-А теперь давайте повторим правило нахождения нескольких долей целого. (Дети рассказывают правило).
-Решите задачи по вариантам.
1 вариант: «Найти 2/5 длины реки Волга, если её длина составляет 3530 км».
2 вариант: «Если ежегодно на планете исчезает 120 тыс.кв.метров леса, то какая площадь леса уже исчезла на планете в этом году, учитывая, что прошло ѕ года?»
- Проверка решений.
3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГРАФАМ.
1). ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- На дом вам было задано составить задачи по выбранным вами графам и поучаствовать в конкурсе «Самая лучшая задача». Все задачи, победившие в конкурсе, будут использоваться на уроках математики во второй четверти. Сейчас вы найдёте на доске плакат с выбранным вами графом и прикрепите под ним свою задачу. Сам конкурс мы проведём на следующем уроке математики, а сейчас свои задачи могут прочитать двое желающих. (Опрос учащихся.)
-Правильно ли составлены эти задачи по выбранным графам? (Оценки детей.)
2). КОЛЛЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ.
-Решите задачу: «Площадь участка 10 аров. На нём стоит дом длиной 8 метров и шириной 5 метров. Из остальной площади участка 3/8 отвели под спортивную площадку, а 5/12 – под пруд. На ј оставшейся после этого площади разбили цветник, а остальную засадили фруктовыми деревьями. Какова площадь сада?»
-Какие правила нужно знать, чтобы решить эту задачу? (Повторение правил.)
-Давайте составим план решения задачи. (Составление плана детьми коллективно.)
-Решение задачи.
ФИЗМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
3). ИГРА «СОГЛАСЕН, НЕ СОГЛАСЕН».
- Сейчас вам будут предложены задачи и составленные по их решению графы.
Если вы согласитесь с данным графом – нарисуйте кружок, если нет – квадрат, если не знаете – треугольник.
-Задачи.
- В парке 10 трёхсотлетних дубов, двухсотлетних в 5 раз больше, а столетних на 17 больше, чем двухсотлетних. Сколько в парке столетних дубов?
- В здании 150 окон. В 1 день помыли 67 окон, во 2 – 73. Сколько окон осталось помыть?
- В магазин привезли 270 кг яблок и 240 кг апельсинов. Яблоки разложили в пакеты по 3 кг в каждый, а апельсины – по 4 кг в каждый. Сколько всего понадобилось пакетов?
- В 4 одинаковые коробки помещается 160 кубиков. Сколько кубиков помещается в 9 таких коробок?
- 180 кг картошки хотели поровну разложить в 9 ящиков, а разложили поровну в 6 ящиков. На сколько больше килограммов, чем собирались, разложили в каждый ящик?
-Проверка по алгоритму.
-Кто выполнил задание верно, поднимите руки. Вы получаете за урок пятёрки.
-Какие ошибки были допущены в составлении графов по задачам 1, 4, 5?
(В графе №1 – неверно поставлен знак в первом действии; №4 – лишняя «дуга»; №5 – число 180 обозначено дважды, что недопустимо при составлении графов.)
4. РАБОТА В ПАРАХ И ИНДИВИДУАЛЬНО.
- Предлагаю вам ещё порешать задачи по карточкам (нескольким учащимся выдаются карточки для индивидуальной работы и для работы в парах) и по учебнику (остальным учащимся).
-Задачи.
- В магазин привезли 63 велосипеда. В день продавали по 3 велосипеда.Сколько велосипедов осталось через 16 дней?
- В ящик помещается 10 кг картошки. Масса пустого ящика в 5 раз меньше. 80 кг картошки разложили в такие ящики. Сколько будет весить этаm картошка вместе с ящиками?
- В одном ящике 47 кг бананов, в другом – 37. Бананы разложили в коробки по 7кг в каждую. Было 15 коробок. Сколько осталось пустых коробок?
- В доме 160 квартир.Из них 47 трёхкомнатных, двухкомнатных в 2 раза больше, а остальные – однокомнатные. Сколько однокомнатных квартир в доме?
- В пяти мешках 90 кг орехов. В первом мешке лежит 21 кг орехов, во втором – пятая часть всех орехов. В третьем, четвёртом и пятом – одинаковое количество орехов. Сколько килограммов орехов в пятом мешке?
- В четырёх коробках 570 кг яблок. В первой коробке 90 кг яблок. В трёх других – одинаковое количество яблок. Сколько яблок в первой и второй коробках вместе?
5. ОБОБЩЕНИЕ.
- Чем занимались сегодня на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Какие правила закрепили в процессе работы?
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Тексты задач взяты из сборника «Тесты по математике. 4 кл.» Авторы: О.В.Узорова и Е.А.Нефёдова. Издательство АСТ.Астрель. г. Москва. 2007 г.