Урок математики в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  • ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЦЕЛОГО.

ЗАДАЧИ:

  • ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ ЦЕЛОГО.
  • СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ГРАФАМ.
  • СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ.
  • РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, РЕЧЬ, КРУГОЗОР.
  • ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТОВАРИЩАМ,
  • УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ, ПАРЕ.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

«Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Задачи правильно решать,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Оценки лишь «четыре», «пять»!»

- Сегодня на уроке нам предстоит очень серьёзная работа. Мы повторим многозначные числа, вспомним, как найти несколько долей целого, решим сложную задачу. Хочу пожелать всем успеха в работе и удовольствия от её выполнения.

2. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1). НУМЕРАЦИЯ.

-Запишите числа, которые вы услышите.

  1. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн.кв.метров.
  2. Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 тыс.кв.метров.
  3. Длина реки Волга – 3530 км.
  4. На одном гектаре богатых перегноем полей живёт примерно 4 млн.500 тыс. дождевых червей. За год они «перепахивают» 787500 кг грунта.

-Проверьте друг у друга записанные числа и сверьтесь с образцом, данным на доске.

2). НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЦЕЛОГО.

-А теперь давайте повторим правило нахождения нескольких долей целого. (Дети рассказывают правило).

-Решите задачи по вариантам.

1 вариант: «Найти 2/5 длины реки Волга, если её длина составляет 3530 км».

2 вариант: «Если ежегодно на планете исчезает 120 тыс.кв.метров леса, то какая площадь леса уже исчезла на планете в этом году, учитывая, что прошло ѕ года?»

- Проверка решений.

3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГРАФАМ.

1). ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- На дом вам было задано составить задачи по выбранным вами графам и поучаствовать в конкурсе «Самая лучшая задача». Все задачи, победившие в конкурсе, будут использоваться на уроках математики во второй четверти. Сейчас вы найдёте на доске плакат с выбранным вами графом и прикрепите под ним свою задачу. Сам конкурс мы проведём на следующем уроке математики, а сейчас свои задачи могут прочитать двое желающих. (Опрос учащихся.)

-Правильно ли составлены эти задачи по выбранным графам? (Оценки детей.)

2). КОЛЛЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ.

-Решите задачу: «Площадь участка 10 аров. На нём стоит дом длиной 8 метров и шириной 5 метров. Из остальной площади участка 3/8 отвели под спортивную площадку, а 5/12 – под пруд. На ј оставшейся после этого площади разбили цветник, а остальную засадили фруктовыми деревьями. Какова площадь сада?»

-Какие правила нужно знать, чтобы решить эту задачу? (Повторение правил.)

-Давайте составим план решения задачи. (Составление плана детьми коллективно.)

-Решение задачи.

ФИЗМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

3). ИГРА «СОГЛАСЕН, НЕ СОГЛАСЕН».

- Сейчас вам будут предложены задачи и составленные по их решению графы.

Если вы согласитесь с данным графом – нарисуйте кружок, если нет – квадрат, если не знаете – треугольник.

-Задачи.

  1. В парке 10 трёхсотлетних дубов, двухсотлетних в 5 раз больше, а столетних на 17 больше, чем двухсотлетних. Сколько в парке столетних дубов?

  1. В здании 150 окон. В 1 день помыли 67 окон, во 2 – 73. Сколько окон осталось помыть?

  1. В магазин привезли 270 кг яблок и 240 кг апельсинов. Яблоки разложили в пакеты по 3 кг в каждый, а апельсины – по 4 кг в каждый. Сколько всего понадобилось пакетов?

  1. В 4 одинаковые коробки помещается 160 кубиков. Сколько кубиков помещается в 9 таких коробок?

  1. 180 кг картошки хотели поровну разложить в 9 ящиков, а разложили поровну в 6 ящиков. На сколько больше килограммов, чем собирались, разложили в каждый ящик?

-Проверка по алгоритму.

-Кто выполнил задание верно, поднимите руки. Вы получаете за урок пятёрки.

-Какие ошибки были допущены в составлении графов по задачам 1, 4, 5?

(В графе №1 – неверно поставлен знак в первом действии; №4 – лишняя «дуга»; №5 – число 180 обозначено дважды, что недопустимо при составлении графов.)

4. РАБОТА В ПАРАХ И ИНДИВИДУАЛЬНО.

- Предлагаю вам ещё порешать задачи по карточкам (нескольким учащимся выдаются карточки для индивидуальной работы и для работы в парах) и по учебнику (остальным учащимся).

-Задачи.

  1. В магазин привезли 63 велосипеда. В день продавали по 3 велосипеда.Сколько велосипедов осталось через 16 дней?
  2. В ящик помещается 10 кг картошки. Масса пустого ящика в 5 раз меньше. 80 кг картошки разложили в такие ящики. Сколько будет весить этаm картошка вместе с ящиками?
  3. В одном ящике 47 кг бананов, в другом – 37. Бананы разложили в коробки по 7кг в каждую. Было 15 коробок. Сколько осталось пустых коробок?
  4. В доме 160 квартир.Из них 47 трёхкомнатных, двухкомнатных в 2 раза больше, а остальные – однокомнатные. Сколько однокомнатных квартир в доме?
  5. В пяти мешках 90 кг орехов. В первом мешке лежит 21 кг орехов, во втором – пятая часть всех орехов. В третьем, четвёртом и пятом – одинаковое количество орехов. Сколько килограммов орехов в пятом мешке?
  6. В четырёх коробках 570 кг яблок. В первой коробке 90 кг яблок. В трёх других – одинаковое количество яблок. Сколько яблок в первой и второй коробках вместе?

5. ОБОБЩЕНИЕ.

- Чем занимались сегодня на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Какие правила закрепили в процессе работы?

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Тексты задач взяты из сборника «Тесты по математике. 4 кл.» Авторы: О.В.Узорова и Е.А.Нефёдова. Издательство АСТ.Астрель. г. Москва. 2007 г.