Цели:
Учебная
- Закрепить умение анализировать художественное произведение, используя литературоведческий минимум
Воспитательные
- Воспитать в детях порядочность и умение любить
- Привить интерес к зарубежной литературе
Развивающая
- Развить познавательные процессы и навыки общения
Задачи:
- изучить особенности новеллы О. Генри,
- познакомиться с эпизодами биографии писателя.
Словарная работа:
- новелла,
- парадоксальный сюжет,
- композиционная стройность.
1. Урок начинается с творческой работы над темой.
Прошу учеников продолжить фразу «Когда любишь…» Будет это сделано в идейном русле рассказа или нет, это неважно. Важно, что ребята проявляют уже свою, по-детски взрослую философию жизни.
Когда любишь, есть смысл в жизни.
Когда любишь, хочется радоваться, хочется спешить делать добрые дела, очень хочется жить.
Когда любишь, все вокруг расцвечивается новыми красками.
Когда любишь, легко…
Когда любишь, все прощаешь.
Когда любишь, для другого человека ничего не жалко.
«Когда любишь, никакие жертвы не тяжелы».
2. Беседа с элементами диспута
- Как пришел в искусство Джо Лэрреби?
Путь в искусство Джо скорее случаен. В 6 лет он нарисовал городскую водокачку и почтенного обывателя, проходящего мимо. Художественное творение Джо было выставлено на всеобщее обозрение в окне аптеки, «рядом с удивительным початком кукурузы». Когда Джо Лэрреби исполняется 20 лет, то он, недолго думая, расстается с домом.
- Кем мечтала стать Дилия Кэрузер?
Она мечтала стать пианисткой. Дилия «умела извлекать из шести октав фортепьянной клавиатуры» звуки. В город едет с целью «завершения музыкального образования».
Героями новеллы являются обыкновенные люди, «одни из многих». Пришло время, и молодые покидают родительский дом, отправляются в город в поисках мечты, счастья, славы. Герои близки нам, читателям.
« Джо и Дилия влюбились друг в друга или полюбились друг другу – как вам больше по вкусу – и, не теряя времени, вступили в брак, ибо (смотри выше), когда любишь Искусство, никакие жертвы не тяжелы».
- Чем пожертвовали герои, вступив в брак?
Они лишили себя свободы, независимости. Но все ради Искусства. Пока.
- Автор подробно описывает жилище молодых супругов. С какой целью? (здесь же уместно поговорить об авторском отношении к Дилии и Джо)
Ребята зачитывают или пересказывают отрывок (ключевые фразы – «Супруги были счастливы», «Они принадлежали друг другу, а Искусство принадлежало им», «Дом, в котором царит счастье, не может быть слишком тесен»).
Автор не скрывает своей симпатии к героям. Он переживает за них, радуется их счастью («Но прекраснее всего, на мой взгляд, была сама их жизнь в маленькой квартирке: горячие, увлекательные беседы по возвращении с уроков; уютные обеды вдвоем…»)
Биографический эпизод
О чем бы ни писал писатель, он пишет прежде всего о себе.
В 1885 г. О. Генри (наст. имя Билл Портер) знакомится с семнадцатилетней Этол Эстес. Она была из тех, кто любил искусство. Она увлекалась книгами, музыкой, пением, танцами. Билл и Этол полюбили друг друга. Мать и отчим были против свадьбы. Но молодость преодолевает все страхи, в 1887 году они тайно обвенчались. В то время Билл Портер устроился на новую престижную работу, чертежником. Платили скромно: 100 долларов в месяц. Для молодой семьи этого было мало. И все же первый год любящие супруги жили беззаботно, интересно и весело. Почти до конца беременности Этол продолжались танцы, спектакли и пикники.
Смерть новорожденного сына была первым страшным ударом для молодой семьи. Правда, через год родилась девочка, Маргарет. Портер оказался прекрасным отцом.
Счастье героев нашего рассказа тоже ждало непростое испытание. Джо обучался живописи у великого мастера, Дилия училась музыке у Розенштока. Перед ними была цель, и они шли к ней. Но не стало денег. Нечем было оплачивать уроки знаменитостей.
- Что предпринимают Джо и Дилия?
Дилия первой заявляет о том, что она будет давать уроки, и тогда они сведут концы с концами. При этом Дилия не устает твердить, что Джо не должен бросать живопись. («…каждый грезил не столько своими успехами, сколько успехами другого»).
Дилия начинает давать уроки дочке генерала Пинкни, Джо продает картину за картиной. В дом возвращается достаток.
- Финал рассказа. Ожидаем ли он?
Дилия вернулась как-то домой с забинтованной рукой. Вся причина, по ее словам, была в том, что Клементина, ее ученица, плеснула на руку растопленным сыром. Но муж понимает, что это не так, что Дилия что-то недоговаривает. Оказывается, что никаких уроков она не давала и это легенда, а все это время работала в прачечной. Впрочем, не было никакого покупателя и у Джо.
«… сегодня я послал из котельной наверх, в прачечную, лигнин и мазь для какой-то девушки, которой обожгли руку утюгом. Я уже две недели как топлю котел в этой прачечной».
Развязка рассказа неожиданна, непредсказуема. Герои новеллы, заботясь друг о друге, забывая о музыке и живописи, идут заниматься черной работой. Каждый из них, как настоящий художник, сочинил свою легенду о заработанных деньгах. Впрочем, эти легенды стали одной.
«Мой покупатель из Пеории – так же, как твой генерал Пинкни, - всего лишь произведение искусства, которое, кстати, не имеет ничего общего ни с живописью, ни с музыкой»
Вывод
Да, Джо и Дилия делают все ради Искусства и во имя Искусства, но Искусства другого: искусства жить вдвоем, искусства понимать друг друга, искусства любить и быть любимым.
Биографический эпизод
Одно время Портер работал кассиром и счетоводом в Остинском национальном банке. Очередная ревизия банка установит недостачу 5000 долларов. Крайним окажется Портер. (Кстати, виновен он не был, это доказало спец. расследование в 1959 г.) Писатель незаконно покинет страну и отправится в Гондурас. Этол (жена) одобрила план мужа и дала ему свои золотые часы для продажи. Жизнь в Гондурасе подарила Портеру новые впечатления для будущих рассказов и особенно для единственного романа «Короли и капуста», который позднее О. Генри назовет «комедией, сшитых из пестрых лоскутков». Но отсидеться в Гондурасе Портеру не удалось. Через друзей он тайно переписывался с друзьями. Здоровье Этол (туберкулез) ухудшалось. Любовь к умирающей жене пересилила страх перед правосудием, и Портер возвращается в Остин.
3. Работу по этой части урока можно построить по-разному: сделать заключительной или растворить в сюжетно-композиционном анализе.
Новелла – малый прозаический эпический жанр, отличающийся динамичным, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом
Особенности новеллы О. Генри
- Герой – «один из многих»
- Композиционная отточенность
- Отсутствие богатой описательности
- Случайность как композиционная образующая
- Неожиданная развязка (сильный финальный акцент)
4. Домашнее задание
- Сочинение-миниатюра.
- Вернемся к началу урока. Пусть эта строчка «Когда любишь…» с Вашим продолжением станет началом творческой работы.