Тема: Число и цифра 7 (УМК «Перспективная начальная школа»).
Цели:
- Ввести число 7 на теоретико-множественной основе: объект, жёстко связанный с числом 7 – неделя, а в качестве соответствующего множества – множество дней недели; с помощью важного свойства (в неделе 5 рабочих дней и 2 выходных), выйти на арифметическую основу числа 7 как значение суммы 5 + 2; установить связь между количественным и порядковым смыслом числа 7; научиться писать цифру 7.
- Развивать умения делать обобщающие выводы; умение работать в быстром темпе; умение работать с учебником и тетрадью; внимание, воображение, память, мышление.
- Воспитывать культуру учебного труда, нравственные качества личности, положительное отношение к знаниям, эстетические взгляды.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник № 1, счётный материал, тетрадь на печатной основе для самостоятельной работы № 1, наглядный материал, гости-герои Маша и Миша.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Каким хотите увидеть урок? (Интересным,
хорошим,..)
– Мы постараемся. Для этого надо поработать.
– Скажем девиз: «Дружно поработаем – больше
узнаем».
II. Работа над новым материалом
1. Постановка темы урока
– Сегодня на урок к нам пришла гостья. Угадайте её.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
– А как называется сказка? (Волк и семеро
козлят)
– Кто догадался, какая тема урока?
– Где ещё можно посмотреть тему урока? (В
учебнике, в оглавлении).
– Найдите и прочитайте.
– Почему именно эта тема? (Вчера была
«Прибавление числа 2»)
– Найдите нужную страницу в учебнике и откройте.
(Уч. ч.1 стр. 62)
2. Постановка целей урока
– Что хотите сегодня узнать? (Как
записывается, где находится в натуральном ряду,
соседи числа 7, как получить).
На доске вывешиваю: Записывается…, Порядок
следования…, Образуется. (Приложение
1)
3. Теоретико-множественный смысл числа 7
– С нами вместе на уроке будут учиться Миша и Маша. (Приложение 2, Приложение 3)
На доске портрет Миши и Маши. Календарь.
– Миша спросил Машу: «Почему в календаре
некоторые дни напечатаны чёрным цветом, а другие
– красным?»
– А вы как думаете? Что ответить Мише? (Ответы
детей).
Учитель читает вывод: «Чёрным цветом
отмечены рабочие дни, а красным – выходные.
Одна полная строчка в календаре – это неделя. В
неделе 5 рабочих дней и 2 выходных», – объяснила
Маша.
«Всего получается 7 дней», – догадался Миша.
– Ребята, значит, как можно получить число 7? (Сумма
чисел 5 и 2).
4. Знакомство с цифрой 7(Задание № 2). (Уч. ч.1 стр.62)
– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью
которой записывают число 7. (Приложение
4)
– На доске образец.
– На что похожа цифра 7?
Учитель читает стихотворение о цифре 7.
Вот семёрка – кочерга
У неё одна нога.Семь – точно острая коса,
Коси коса пока роса
– Найдите среди других значков цифру 7.
– Сосчитайте, сколько раз встретилась цифра 7? (3).
– Подчеркните их простым карандашом.
5. Физминутка
6. Письмо цифры 7
– Какой следующий этап работы? (Научиться
писать).
– Приготовьте тетради для письма (Тетрадь
на печатной основе стр. 80).
– Рассмотрите образец.
– Из скольких элементов состоит цифра 7?
– Сконструируйте её из счётных палочек.
Объяснение учителя, показ на доске, письмо в воздухе под счёт, письмо в импровизированном квадрате
Правила посадки. Письмо
– Обведи самую удачную на ваш взгляд цифру, и покажи соседу.
7. Физминутка
8. Установление связи между количественным и порядковым смыслом числа 7
– У вас у каждого на столе лежит лист бумаги и
кружок.
– Нарисуйте (обведите) 7 кругов в ряд.
– Первый круг раскрасьте красным цветом, а
последний – синим.
– Каким цветом раскрашен седьмой из
нарисованных кругов?
– Что показывает число 7? (Сколько всего кругов
(7), который по счёту синий круг (7)).
III.Закрепление изученного
1. Коллективная работа
Правила посадки. Письмо
– Выполним задание №2. (Тетрадь на
печатной основе стр. 80).
– Сколько геометрических фигур на рисунке?
– Составь к рисунку две суммы.
– Запиши суммы. Найди их значение. (5 + 2 = 7, 2 + 5 = 7)
2. Дифференцированное выполнение заданий
– У вас в тетради лежат разные полоски.
– У кого жёлтые полоски – выполняют задание 4, у
кого красные – 5, зелёные – задание 6.
– Задание 4 и 6 выполняют самостоятельно, задание
5 – коллективно.
Проверка заданий 4 и 6 (с доски).
Если осталось время задание 7.
3. Закрепление количественного и порядкового смысла числа 7
–Перед вами рисунок с яблоками. (Уч. ч. 1 стр.
63)
– Каким по счёту справа является красное яблоко?
– Сколько жёлтых яблок надо дорисовать, чтобы
красное яблоко стало седьмым по счёту справа? (Два,
т.к. 7 = 5 + 2)
– А каким по счёту слева?
– Сколько яблок нужно дорисовать, чтобы красное
яблоко стало 7? (т.к. 7 = 6 + 1).
– Давайте нашу гостью, число 7, поместим в
натуральный ряд. Где её место?
IV. Итог
– У кого всё получилось, покажи зелёный
карандаш, не всё получилось – жёлтый, всё не
получилось – красный.
– За что вы себя можете похвалить?
– Мне очень понравился сегодняшний урок.
– Я хочу похвалить вас за….
– Молодцы. Спасибо. Урок окончен.