Цель урока: на историческом опыте Соединенных штатов Америки показать становление и укрепление государства с либерально-демократическими ценностями, совершенствовать умения учащихся анализировать и обобщать полученный материал на основе работы с историческими документами.
Форма урока: урок-лекция.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карты, портреты политических деятелей, исторические документы.
Структура урока:
1. Повторение ранее изученного материала. Работа с историческими документами.
2. Вступительное слово учителя.
3. Изучение нового материала. Работа с презентацией.
4. Подведение итогов урока. Задание на дом.
ХОД УРОКА
Повторение
Опираясь на данные исторические документы, назовите и дайте своими словами характеристику происходящему в США событию.
Журнал “ Нью уоркер” писал в начале 1932 года: “ Всякий, кто хочет видеть конец цивилизации, может это сделать, побывав на углу Вест-стрит и Спринг- стрит в Нью-Йорке… Здесь вырос целый поселок лачуг и хибарок, скроенных из упаковочных материалов, бочарных досок, кусков железа и другого хлама… Люди вынуждены жить в этих конурах ещё и потому , что нью - йоркская Центральная железная дорога оказалась не в состоянии переправить их в другое место”.
Некоторые штаты пытались закрыть свои границы для “ чужих” бродяг. В солнечной Калифорнии у бездомных оставалась надежда найти работу на плантациях хотя бы за пропитание. Но там приняли закон об уголовном наказании тех жителей штата, кто помогает беднякам въехать на его территорию. В некогда богатом Чикаго вполне добропорядочные люди, потеряв работу, пытались выжить и прокормить семьи, с раннего утра и до позднего вечера дежуря на городских свалках. “Прожорливые мужчины часто забирались в грузовики ещё до того, как с них сваливали содержимое… и растаскивали всё лучшее, не давая женщинам попытать счастье”, - говорилось в отчете специально созданной комиссии, занимающейся изучением “потребления” пищевых отходов.
Ужас ситуации состоял в том, что практически никто не понимал, почему стоят заводы и фабрики, поезда и пароходы, почему люди голодают, когда федеральные склады ломятся от продовольствия, скупленного для поддержания цен.
Президент США Гувер утверждал: “ Правительство должно заниматься государственными делами… Бизнес же следует предоставить самому себе”. Он отвергал идею государственного вмешательства в экономику, поскольку эта идея подрывает “ американский уклад” и священное право частной собственности.
Еженедельник “ Либерти” писал: “Если что-либо не будет в ближайшее время сделано для исправления этого ужасающего положения, в котором мы сейчас находимся, то революция может обрушиться на нас в любой момент. Сейчас нам необходимо военное положение. Сейчас не время для гражданских законов. Президент должен пользоваться диктаторскими полномочиями”. Гувер был морально готов к этому, да и многие военные полагали, что “ американская армия… способна взять контроль над страной”. Но на выборах 1932 г. Республиканцы потерпели сокрушительное поражение. Президентом стал кандидат от демократов Франклин Делано Рузвельт.
- Учащийся делает сообщение о Ф. Д. Рузвельте.
Обнищание миллионов людей грозило общественным взрывом. Активизировалась коммунистическая партия. Создавались новые радикальные организации - фашистские, анархистские и прочие. Другую серьёзную опасность для государства представляла организованная преступность - мафия. Разбогатев на контрабандной торговле спиртным в условиях “сухого закона”, мафиозные группировки брали под контроль целые города, подкупали государственных служащих и полицейских.
Ёще в 1930 году Рузвельт говорил: “ Для меня несомненно то, что страна должна серьезно измениться на протяжении жизни одного поколения. История учит, что нации, у которых это время от времени происходит, избавлены от революций”. Для выхода из сложившейся ситуации Рузвельт предлагает программу реформ, которую назвал “ New Deal”. Это выражение часто переводится как “новый курс”, хотя на самом деле оно означает “ новая сделка”, “новый контракт”. Смысл этой сделки заключался в том, что в обмен на поддержку со стороны населения власть обязуется вынудить крупных капиталистов поделиться доходами с простыми людьми, обездоленными кризисом.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение новой темы “США. Политика “нового курса”.
Лекция учителя
(параллельно лекции проводится работа с
презентацией)
“Новый курс” Рузвельта
- Банковская реформа (золотой запас США был передан в государственное казначейство, страхование мелких и средних вкладчиков и т.д.).
- Создание специальной федеральной организации – Национальной администрации по оздоровлению промышленности (НИРА) – насаждение “кодексов честной конкуренции” (нормы, устанавливающие одинаковый для всей данной отрасли промышленности уровень заработной платы, одинаковую продолжительность рабочего дня ит.д.).
- Закон 1933 г. О регулировании сельскохозяйственного производства (выплата компенсации фермерам за сокращение производства).
- Программа помощи нуждающимся (общественные работы различного назначения для безработных и т.д.).
- “Сдвиг влево”:
а) Закон о социальном обеспечении (14 августа 1935 г.) - создание государственной системы по оказанию помощи вдовам , сиротам, инвалидам, по страхованию безработных и по пенсионному обеспечению).
б) Закон о трудовых отношениях (закон Вагнера) – закрепление права рабочих на профсоюз и стачку, создание системы государственного регулирования трудовых отношений.
в) Реформирование системы налогообложения – повышение ставок налогов на сверхдоходы, наследства и дарения.
Значение “Нового курса”
Введение “нового курса” - переломный момент в истории США.
Впервые государство взяло на себя роль гаранта социальной защищенности граждан.
Дальнейшее развитие либеральной демократии (расширение прав граждан).
Тенденция к росту государственного вмешательства приняла форму либерального реформизма. Выход из кризиса с помощью социального компромисса.
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
Выбрав роль предпринимателя или наемного работника, подготовить:
а) речь в защиту “нового курса” Рузвельта;
б) речь, содержащую критику “нового курса”.
Литература
- Энциклопедия для детей. “История ХХ века. Зарубежные страны” – М.: “Аванта +”, 2002.
- Всемирная история. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.
- Всеобщая история в таблицах и схемах. Серия “Школа в клеточку”. – М.: “Лист”. 1998.
- Большая энциклопедия “Кирилл и Мефодий”, 2005, 2006, 2007, 2008.