В последнее время проверка знаний учащихся через тестирование входит в школьную жизнь. Единые государственные экзамены (ЕГЭ) - это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Значимость ЕГЭ как для отдельного учащегося, так и для системы образования в целом трудно переоценить. С другой стороны, можно сказать, что ЕГЭ не учитывает никаких личностных, психологических особенностей школьника, ориентирован на исключительно благополучного в личном плане ребенка, уверенного в себе, решительного, обладающего скоростью мыслительных процессов.
Ведь не секрет, что в каждом классе (особенно в сельской местности) есть ученики, не знающие как и что делать, "туго соображающие", медлительные (как качественная особенность ребенка). Посильные для большинства учащихся задания им непосильны, хотя, конечно, задания все остаются в пределах школьных программ. Следовательно, только планомерная, вдумчивая, добросовестная учеба в течение всей школьной жизни позволит выпускнику хорошо подготовиться к участию в ЕГЭ и решить свою дальнейшую судьбу.
Материалы для единых государственных экзаменов по русскому языку создают задания, проверяющие подготовку по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют:
- знания о языке как системе;
- речеведческие знания:
- текст, абзац, средства связи в нем;
- типы речи: повествование, описание, рассуждение;
- стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный;
- использование языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения, стиля и типа речи.
- знание основных орфографических и пунктуационных правил;
- владение нормами литературного языка:
- орфоэпическими;
- лексическими;
- морфологическими;
- синтаксическими;
- стилистическими и т.д.
Как помочь учащимся подготовиться к экзаменам? В условиях сельской школы, где у большинства семей нет компьютера, где доступ к школьному компьютеру тоже ограничен, приходится надеяться только на себя. В экзаменационной работе используются тестовые задания трех типов. Из них задания с выбором ответа включают в себя задания, основанные на знание основных орфографических и пунктуационных правил. Школьная программа предполагает изучение 71 вида орфограмм и соответствующих им орфографических правил и 27 пунктуационных правил. Только осознанное знание грамматики и орфографических правил поможет найти правильный ответ к решению поставленных заданий.
В орфографический блок вошли основные правила правописания
- корней;
- окончаний имен и глаголов;
- приставок;
- суффиксов и правила, регулирующие слитные, раздельные и дефисные написания.
В формулировке заданий экзаменационного текста не указывается тип орфограммы, поэтому учащимся предстоит самим определить, каким орфографическим правилом нужно руководствоваться, выбирая ту или иную букву или способ написания слов. Опыт работы в школе показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности - это далеко не одно и то же. "Понятие, правило не переходит сразу из головы учителя в голову ученика",-писал в свое время В.П. Шереметевский. Иногда навык отрабатывается путем проб и ошибок, но при этом ученики не получают ясного представления о том, какие операции должны быть произведены при применении орфографического правила. Значит, центр тяжести должен быть перемещен с усвоения, заучивания правил в плоскость их применения. Ученику нужно знать, как воспользоваться правилом, и учитель должен дать ему ориентир, компас, рекомендации, инструкции по применению правила. Иногда это опорная схема, приемы-секреты, а чаще всего - алгоритм. Большим подспорьем для решения этих задач становится работа с таблицей.
Например, правила правописания одной и двух букв Н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов, являются достаточно трудными.
Для отработки навыка написания Н и НН в суффиксах прилагательных можно предложить следующие виды работ:
1. Правописание в прилагательных
-Н- | -НН- |
юг-южный лето-летний вечер-вечерний |
лимон-лимонный туман-туманный длина-длинный |
-АН-, -ЯН- | |
кожа-кожаный песок-песчаный земля-земляной глина-глиняный |
деревянный оловянный стеклянный (исключения) |
-ИН- | -ЕНН-, -ОНН- |
лебедь-лебединый зверь-звериный |
письмо-письменный листва-лиственный станция-станционный агитация-агитационный |
2. Диктовку на прилагательные, образованные от существительных: длинная дорога, ветреный день, серебряная посуда, мужественный поступок, оловянная ложка (исключение), объясняются правила правописания.
Прилагательные могут быть образованы не только от существительных, но и от глаголов без приставок, если они несовершенного вида. В таких прилагательных пишется одна буква Н в суффиксе. Например, Варить (глагол несовершенного вида) - вареная картошка; Квасить (глагол несовершенного вида) - квашеная капуста. Не влияет на написание и приставка НЕ: невареная картошка, неквашеная капуста, негашеная известь. Если же форма образована от глаголов совершенного вида, то это причастие. Решить (глагол совершенного вида) - решенная задача, бросить (глагол совершенного вида) - брошенная лодка.
Теперь построим "цепочку", показывающую способ образования причастий: вареная картошка - сваренный суп (приставка причастия С) сделало слово причастием, в котором пишется НН).
Для закрепления правил предлагается упражнение с заданием вставить пропущенные буквы, установить зависимость написания Н и НН от того, к какой части речи относится слово (используется проектор).
1. Краше..ные полы, выкраше..ые полы, крашен..ые масляной краской полы, некрашен..ые полы. 2. Мороже..ная рыба, немороже..ная рыба, свежезамороже..ная рыба. 3. Вяза..ная кофта, невяза..ная кофта, вяза..ная по журналу кофта, связа..ная новым способом кофта.
Делаем вывод: прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишутся с Н. Добавление приставки или зависимого слова указывает на причастие, которое в полной форме пишется с НН.
Продолжение темы. Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксами -ова, -ева (-ёва) - пишутся с НН. Асфальтированная дорога, маринованные огурцы, как и причастия, образованные от глаголов совершенного вида (но кованый, жеваный и т.д.)
Продолжением темы следующего урока является правописание Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Цель урока: Знать различие в написании кратких страдательных причастий и кратких прилагательных, образованных от глаголов. После повторения пройденной темы, работы с карточками приступаем к новой теме.
Запись на доске и в тетрадях. Отправленное (полное) письмо - письмо отправлено (краткое). Напечатанная (полное) книга - книга напечатана (краткое). Вывод: в кратких причастиях пишется одно Н.
Правило-помощник: Чтобы отличить краткие причастия от кратких прилагательных, необходимо поставить их в полную форму, а затем найти глагол или существительное, от которого они образованы. Причастие можно заменить глаголом, прилагательное - другим прилагательным. Например: Враги окружены. Полная форма - окруженные (враги), заменяем глаголом: враги, которых окружили. Следовательно, окружены - краткое причастие в котором пишется Н. Дорога пустынна - пустынная дорога. Деревья зелены - зеленые деревья. Это прилагательные. Их можно заменить. Вывод: В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько их в полных. Запись с объяснением, почему пишется одно или два Н.
Бригада организованна (прилагательное) и дружна.
Собрание хорошо организовано (причастие).
В наше время люди достаточно образованны (прилагательное).
Все комиссии уже образованы (причастие).
Все эти правила можно зафиксировать в таблицу и брать за основу при выполнении тестов.
-Н- | -НН- |
1) Если нет приставок (кроме НЕ), суффикса
-ова (-ева) и пояснительных слов: крашеный пол раненый боец Исключения: медленный желанный священный неслыханный нежданный и др. 2) В кратких страдательных причастиях: боец ранен изложение написано |
1) При наличии приставки (кроме НЕ-) накрашенная пораженный сломанный Исключения: смышлёный посажёный названый 2) При наличии пояснительных слов: крашенный ими пол раненный пулей боец 3) В словах на -ованный (-еванный) маринова..ый арестова..ый Исключения: жеваный кованый Образованные от глаголов совершенного вида: купленный решенный |
Следовательно, при выполнении тестовых заданий следует руководствоваться следующим ходом работы:
Внимательно прочитать все четыре предложенные объяснения орфограмм;
Проверить, верно ли указаны части речи, к которым принадлежат данные слова;
Уточнить, верно ли обозначена в этих словах морфема с орфограммой;
Прочитать предложенные объяснения орфограмм.
Варианты тестовых заданий на данные правила:
Вставьте пропущенные Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.
слома..ая тка..ый серебром выкраше..ый кова..ый |
ветре..ый понто..ый увенча..ый радиацио..ый |
В каком примере пишется -Н-?
маши..ый ряд гаше..ая известь поноше..ый костюм книга купле..а |
дочь очень начита..а книга прочита..а экскурсио..ый автобус замороже..ые фрукты |
скоше..ая трава эта поездка рискова..а |
плете..ая корзина стекля..ая ваза |
В каких примерах пишется -НН-?
1. Девушка взволнова..а случившимся. 2. Волосы подкраше..ы. 3. Маринова..ые грбы. 4. Плете..ая мебель. |
1. Недочеты обнаруже..ы. 2. Шерстя..ое одеяло. 3. Вяза..ый крючком шарф. 4. Кова..ый сундук. |
1. Ржа..ое поле. 2. Нарисова..ый акварелью. 3. Соле..ый огурец. 4. Девочка румя..а. |
1. Плете..ое кресло. 2. Ржа..ая мука. 3. Спица слома..а. 4. Погаше..ый свет. |
1. Лошадь привяза..а. 2. Серый неноше..ый костюм. 3. Прочита..ые книги. 4. Серебря..ая ложка. |
1. Прессова..ое изделие. 2. Незва..ый визитер. 3. Лебеди..ый пух. 4. Вещь прода..а. |
1. Комиссия созда..а. 2. Непроше..ый гость. 3. Дважды стира..ая куртка. 4. Полотня..ая ткань. |
1. Ю..ое создание. 2. Взволнова..ый посетитель. 3. Книги прочита..ы. 4. Крупные моче..ые яблоки. |
1. Работа выполне..а. 2. Песча..ый берег. 3. Дорожная плете..ая корзина. 4. Соломе..ая шляпа. |
1. Реше..ый вопрос. 2. Приказа..о отойти. 3. В вяза..ой тапочке. 4. Пута..ая речь. |
1. Она чем-то встревоже..а. 2. Некраше..ый пол. 3. Зва..ый ужин. 4. Варе..ый в кастрюле. |
В каком примере при написании выделенного слова нужно использовать правило "В суффиксе полного причастия пишется НН"?
- клятве:ое заверение адвоката
- искаже:ый текст стихотворения
- чай подавали в гранё:ых стаканах
- окно было завеше:о темной тканью
На этапе развития практических умений упражнения разных видов позволяют овладевать искусством грамотного письма с учетом учебных затруднений. Детям, которые испытывают затруднения на этапе опознания орфограммы или пунктограммы, необходимо начинать работу с упражнений, развивающих умение фиксировать опознавательные признаки: найти в данном тексте изученные орфограммы; подобрать слова с той же орфограммой; сгруппировать орфограммы; списать текст с пропуском тех букв, правильное написание которых затрудняет. Так воспитывается орфографическая зоркость у самых слабых учащихся.
Ученики с недостаточно развитыми умениями квалифицировать и дифференцировать орфограммы и пунктограммы выполняет упражнения, направленные на преодоление этих затруднений: выборочно распределительная работа, различные виды диктантов, "орфографические разминки" и т.п.
Часто дети, показывающие уверенные знания при выполнении специальных упражнений, допускают ошибки в сочинениях, изложениях и других творческих работах, когда их внимание обращено прежде всего на создание теста, а не на грамотное его оформление. А ведь именно свободное письмо является, в конечном счете, целью освоения норм правописания. Поэтому необходимо завершать изучение каждой темы серией упражнений, связанных с изучаемым и повторяемым материалом, объединенных общей темой высказывания и реализуемой задачей по развитию речи: сочинения по опорным словам, восстановительный диктант, свободный диктант, изложение с творческим заданием и т.п.
Положительный результат дает не разнообразие упражнений как таковое, а целесообразность, определяемая задачами правильного становления навыка и его развития. В выборе упражнения не может быть произвола. Процесс становления навыка требует времени, многократных повторений и этапности. Учитель должен помнить о целесообразной последовательности как важнейшем требовании к подбору упражнений.
На основе своего педагогического опыта каждый учитель может строить такую систему орфографических упражнений, приемов, которые помогут достичь поставленные цели - повысить орфографическую грамотность учащихся. Следовательно, успешное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку.