Профпробы по специальности "Электромонтер"

Разделы: Технология


Введение

Современный человек живет в сложном, постоянно изменяющемся мире, общество в целом переживает переход от индустриального этапа научно-технического прогресса к технологическому этапу общественно-экономического развития, поэтому необходимо как можно раньше, глубже и самокритичнее разобраться в своих интересах и склонностях, потом определить свои способности.

Рецептов, которые гарантировали бы выбор такой профессии, в которой физические и духовные силы человека проявились бы наилучшим образом, не существует. И, прежде всего потому, что выбор профессии не мгновенный шаг, а процесс длительной подготовки. Начинается он задолго до того, как человек начинает трудиться. Нужно постараться заранее узнать побольше о разнообразии современных профессий и перспективах их развития, о требованиях, которые они предъявляют к качествам человека. Выбирая профессию каждый человек должен четко определить, каким ему нужно быть для овладения ею. Профессиональное самоопределение -длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.

Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за человеком определенной профессии, требующей от человека специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, определенные общим названием (токарь, электрик, водитель, врач, учитель и т. д.) Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом. Когда работа сделана качественно, нередко говорят, что она выполнена профессионально. Если человек допускает в своем деле брак, то говорят о непрофессиональной работе. Профессионализм-это результат обучения и опыта работы.

Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ. Другими словами это сложный труд, который отличается от неквалифицированного, простого труда. Один час сложного труда приравнивается к нескольким часам труда простого. Квалификация работника подтверждается документ о присвоенном ему разряде, категории, звании. Тот, кто хочет больше зарабатывать, должен приложить умения для получения более высокой квалификации. Квалифицированному работнику легче найти хорошую работу. Ведь каждый хочет отдать детей хорошему учителю, пойти к хорошему врачу, сшить платье у хорошего портного. Слово "хороший" в житейском употреблении включает в себя, прежде всего, понятие о профессионализме, высокой квалификации работника, о высоком качестве продукта труда или предоставляемых услуг.

Выполнение правил, норм, договоров, приказов, распоряжений руководителей производства называют также исполнительностью. Но исполнительность невозможна без инициативы. В самом деле, получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. Невозможно в правилах, приказах, инструкциях предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Современный работник должен в конкретных условия найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему предписание. Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Бездумный исполнитель - плохой работник. Напротив - инициатива - свидетельство высокого профессионализма. Наряду со специальной подготовкой на современных производствах большое значение имеет общая культура работника, способность к самостоятельному решению творческих задач. Культура труда проявляется в его научной организации.

Мы сказали о том, какой работник нужен современному производству: трудовая деятельность требует от человека профессионализма, квалификации, общей культуры, дисциплинированности, инициативы и т. д. Теперь подойдем к трудовой деятельности с другой стороны: на сколько она соответствует природе человека, как способствует (или препятствует ) развитию в нем подлинно человеческих качеств.

С развитием индустриального производства человек освободился от многих физических усилий при выполнении трудовых операций. Однако, если в древности ремесленник создавал законченную вещь, которая была воплощением его личного мастерства, как бы представляла его личные качества, работник индустриального труда, наряду со средствами труда рассматривается лишь как фактор производства. Это нарушает гармонию труда с основными биологическими и психологическими чертами, свойственными развитию человеческой жизни. Этот результат индустриального производства называется дегуманизацией производства.

Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями, доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости.

Большое значение имеют условия труда. В них включается степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Гуманизация труда означает процесс очеловечивания. Прежде всего необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику.

Современные технологические процессы предполагают интеллектуализацию труда, такую его организацию, когда личность не низводиться до простого исполнителя отдельных операций. Иными словами речь идет об изменении содержания труда, который на современном этапе научно-технического прогресса может стать более многообразным, более творческим, более интересным.

Особое значение имеет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Трудовая деятельность - это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь развертываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Процесс гуманизацию труда расширяет эти возможности. Использовать их - дело каждого из нас.

Вот почему необходимо как можно раньше задуматься о выборе профессии, сделать этот выбор и успешно осваивать основы выбранной профессии.

Профессиональная проба.

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становиться все более актуальной. Рынок труда в нашей стране выявил серьезные недостатки в ее решении.

Профессиональная проба моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствует сознательному, обоснованному выбору профессий.

Профессиональная проба "Электротехника" в сфере деятельности "Человек-техника" ориентирует учащихся 9 классов по специальностям "Электромонтер", "Электромонтажник", "Электрослесарь". Целью данной профпробы является формирование интереса к профессии, оказание помощи в выборе жизненного пути, выявление способностей к данным специальностям.

Задачи профессиональной пробы.

  1. Дать базовые сведения о профессиональной деятельности.
  2. Смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в сфере "Человек-техника".
  3. Методом проб выявить интересы учащихся к этому виду практической деятельности.
  4. Формировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности.

Профессиональная проба включает в себя:

Обучающий этап, в котором предусмотрено получение учащимися общей информации о профессиональной деятельности электромонтажника.

Целью данного этапа в подготовке учащихся к выполнению профессиональной пробы и получения информации о профессиональной деятельности в области "Человек-техника".

По прохождении этого этапа учащиеся должны знать:

  • Содержание и характер труда в данной сфере деятельности. Требования предъявляемые к личностным и профессиональным качествам.
  • Правила техники безопасности, санитарии и гигиены.
  • Востребованность профессии на рынке труда в регионе, пути получения профессии.
  • Общие теоретические сведения, инструменты, материалы, оборудование и правила их использования.

Основой подготовительного периода является теоретическая подготовка в сочетании с практикой, которая заключается в повторении отдельных приемов.

Практический этап является основой пробы и состоит из:

1. Профпроба по специальности "Электромонтер".

2. Профпроба по специальности "Электромонтажник".

3. Профпроба по специальности "Электрослесарь".

Профпробы построены на моделировании основных элементов профессиональной деятельности в сфере "Человек-техника".

Профессиональные пробы направлены на:

- Выявление склонностей к выполнению работ связанных с электроустановками.

- Формирование умения осмысливать вопросы, связанные с технологическим процессом монтажа, ремонта и обслуживания электрооборудования.

- Выявление индивидуальных особенностей, необходимых людям данной сферы деятельности, таких как: оперативная память, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность. 

Результативность выполнения задания каждой части оценивается учителем, подводится итог и дается общая оценка работы учащихся. Выбор последовательности выполнения проб и уровня сложности осуществляется учителем на основе итога входного контроля.

Об эффективности профессиональных проб свидетельствуют:

- Осознанность выбора дальнейшего пути получения профессии;

- Профессиональное самоопределение учащихся.

Целью профессиональной пробы "Электромонтер" является формирование опыта в допрофессиональной деятельности в области электротехники, оказание помощи в самоопределении.

В программе определен минимальный обязательный для каждого обучающегося объем учебного материала необходимый для ознакомления с профессией, указано время изучения и намечена педагогическая целесообразность последовательности его изучения.

Программа теоретического обучения составлена с учетом знаний и умений, полученных обучающимися в общеобразовательной школе в объеме 8 классов.

Производственное обучение первоначальным навыкам осуществляется в кабинете электротехники в МОУ МУК. К концу обучения каждый обучающийся должен самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные программой допрофессионального обучения.

В процессе обучения предусматривается проведение профессиональных проб по уровням сложности:

  • Проба 1 уровня сложности - под руководством преподавателя.
  • Проба 2 уровня сложности - выполняется обучающимися самостоятельно. Возможны консультации у преподавателя.
  • Проба 3 уровня сложности - выполняется обучающимися самостоятельно.

В течение всего процесса обучения заполняется дневник профессионального самоопределения, в который обучающийся заносит представления о себе, данные о пробах по специальности с самооценкой обучающихся. Дневник позволяет выделить пригодность обучающегося к профессии.

Обучение завершается собеседованием, в котором обучающиеся высказывают свое отношение к процессу обучения.

План урока. Профпробы по специальности "Электромонтер".

Тема урока: профпробы по специальности "Электромонтер".

Цель урока: дать учащимся базовые сведения о профессиональной деятельности.

1. Рассказать учащимся об основных приемах работы электрослесаря, правилах электро и пожаробезопасности.

2. Показать обучающимся основные приемы зачистки и соединения проводов методом скрутки.

3. Научить основам безопасной работы с ручным электромонтерским инструментом.

4. Помочь обучающимся раскрыть в себе качества необходимые для дальнейшего успешного освоения выбранной специальностью.

5. Воспитать уважение к труду, интерес к выбранной профессии, обязательность соблюдения правил безопасности труда, самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к материалам, оборудованию.

6. Развивать наблюдательность и техническое мышление.

Материально-техническое оснащение урока:

  • Инструменты: плоскогубцы, круглогубцы, плоская отвертка, нож монтерский.
  • Материалы: монтерские провода АППВ, ламповый патрон.

Оборудование:

1. Плакаты "Зачистка и соединение проводов."

2. Инструкционные карты.

3. Плакаты по технике безопасности.

4. Таблица определения результатов.

Межпредметные связи: Физика "Проводники и диэлектрики". "Электрический ток в металлах".

Ход урока

1. Организационная часть урока.

1.1. При входе в класс раздать обучающимся дневники самонаблюдения.

1.2. Проверить явку обучающихся.

1.3. Осмотреть внешний вид обучающися, соответствие одежды обучающихся безопасным условиям труда и требованиям эстетики.

2. Вводный инструктаж.

2.1. Сообщаем обучающимся тему программы.

2.2. Сообщаем обучающимся тему урока и цель урока.
Зачистка проводов, соединение проводов способом скрутки, формирование из зачищенного провода кольца, зарядка лампового патрона.

2.3. Сообщаем цель урока:
Освоить самые простые и основные виды работ специалиста электромонтера, проверить степень присутствия качеств необходимых для дальнейшего успешного освоения специальности "Электромонтера".
Актуализация опорных знаний.

2.4. Вопросы обучающимся, задаются в форме фронтального опроса.

  • Какие металлы являются лучшими проводниками электрического тока?
  • Что такое диэлектрик?
  • Где и для чего применяются диэлектрики?
  • Перечислить требования предъявляемые к монтерскому инструменту?
  • Требования к рабочему месту?
  • Правила техники безопасности при работе с ручным монтерским инструментом?

Профессиональная проба.

Как уже было сказано выше профессиональная проба проходит в три этапа.

1 этап. На первом этапе рассказываю обучающимся о способах зачистки проводов, снятия изоляции "чулком" при помощи ручного монтерского инструмента. Обращаю внимание обучающихся на правильное выполнение технологической операции, использование инструмента по назначению. Несколько раз демонстрирую правильность выполнения операции и показываю готовое изделие которое используется в дальнейшем в качестве эталонного.

Далее предлагаю обучающимся выполнить технологическую операцию по зачистке проводов самостоятельно, пользуясь в своей работе плакатом "Зачистка и соединение проводов" и инструкционными картами, которые находятся на рабочих столах обучающихся. Во время выполнения задания слежу за правильностью выполнения технологической операции, указываю ошибки.

Затем предлагаю из зачищенного провода с помощью круглогубцев оформить кольцо. Показываю правильность выполнения операции. Во время выполнения операции учащимися слежу за правильностью выполнения. Если первая операция-зачистка- была выполнена правильно, то по окончании второй операции должно получиться аккуратное кольцо, пригодное для дальнейшего использования. Оцениваю работу, затем, используя обратную сторону инструкционно-технологической карты, предлагаю обучающимся самим оценить результаты своего труда и выставить себе оценку в дневник самонаблюдения.

2 этап. На втором этапе профессиональной пробы предлагаю обучающимся, используя знания и умения полученные на первом этапе зачистить провода и выполнить соединение способом скрутки. Для этого показываю обучающимся готовое (эталонное) изделие и объясняю порядок выполнения работы. Обучающиеся должны прослушав мое объяснение и имея перед глазами технологическую карту и готовое изделие самостоятельно выполнить задание. По окончании работы обучающиеся сравнивают получившееся у них изделие с эталонным и используя обратную сторону технологической карты оценивают свою работу, тем самым проверяя наличие у себя качеств необходимых для успешного выполнения данного задания.

Во время работы слежу за правильностью выполнения технологической операции и соблюдением правил техники безопасности.

После выставления оценок, и подведения предварительных итогов переходим к следующему этапу профессиональных проб.

3 этап. На третьем этапе профессиональной пробы предлагаю обучающимся используя знания и умения полученные на предыдущих этапах, самостоятельно зачистить провода на необходимое расстояние, сформировать кольцо и самостоятельно "зарядить" ламповый патрон. Перед началом работы показываю обучающимся готовый, "заряженный" ламповый патрон, который и будет эталонным изделием.

Обучающиеся приступают к выполнению задания. Во время выполнения этого задания слежу за правильностью выполнения технологических операций, правильным использованием инструмента, соблюдением безопасных приемов работы.

По окончании работы предлагаю обучающимся сравнить получившееся у них изделие с эталонным и самим оценить свою работу. Обучающиеся оценивают получившееся у них изделие и одновременно выявляют у себя наличие определенных качеств необходимых для успешного выполнения данного этапа профессиональной пробы, затем выставляют себе оценки в дневники самонаблюдения.

4. Подведение итогов урока.

4.1. Во время подведения итогов еще раз обращаем внимание обучающихся на то, где применяются полученные ими на уроке знания, умения и навыки, необходимость этих знаний и умений при дальнейшем обучении профессии и в обыденной жизни. Объясняем основные ошибки и способы их избегания в дальнейшем при выполнении более сложных заданий.

Несколько слов о системе выставления оценок в дневник самонаблюдения.

В дневнике самонаблюдения перечислены физические и психологические свойства, необходимые для освоения данной профессии. На каждом этапе профпроб обучающиеся выявляют у себя присутствие определенных качеств, необходимых для успешного выполнения данного этапа и оценивают в какой мере они у них развиты и выставляют себе оценки по трехбальной системе. Если определенное качество, например глазомер, развит хорошо, то обучающийся в определенной графе ставит отметку "В" - "Высокий" уровень развития. Если данное качество развито похуже, ставит отметку "Ср" - "Средний" уровень развития. Если же данное качество развито слабо, то учащийся ставит оценку "Н" - "Низкий" уровень развития данного качества.

Заключение.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об удобстве данной программы. Эта программа позволяет составить урок профессиональной пробы таким образом, чтобы давать обучающимся учебную информацию постепенно, в три этапа, что позволяет детям незнакомым с предметом "Электротехника" и не владеющими профессиональными навыками, понять задание и правильно его выполнить. Благодаря тому, что задание дается поэтапно, ребенку легче понять, чего от него хочет добиться учитель и легче выполнить незнакомое задание, максимально проявив при этом необходимые физические и психологические качества. На каждом этапе обучающийся имеет возможность увидеть результат своего труда, сравнить его с эталонным и выставить себе оценку, после чего логически переходит к следующему этапу. Пройдя все три этапа обучающийся видит конечный результат своего труда и оценивает его.

Кроме того, данная программа удобна и для учителя, поскольку ученикам незнакомым с основами профессии, легче давать информацию поэтапно. Есть возможность провести качественный мониторинг, отследить уровень усвоения информации на каждом этапе. Проследить правильность выполнения задания, вовремя заметить ошибки и подсказать пути их исправления. Научить правильно выполнять профессиональные приемы и в конце занятия объективно оценить результат приложенных усилий.