Урок химии в 8-м классе по теме "Кислоты"

Разделы: Химия


Цель урока: Сформировать понятия о кислотах.

Задачи:

Образовательные.

  • Сформировать у обучающихся понятие о кислотах.
  • Рассмотреть состав, название и классификацию кислот.
  • Познакомить обучающихся с важнейшими неорганическими кислотами.
  • Продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами.
  • Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с учебником, таблицей, плакатами.

Воспитательные.

  • Формировать положительные привычки, такие как аккуратно писать, делать опыты.

Развивающие.

  • Развивать интеллект через развитие памяти (учим определения), развитие речи, учить преодолевать препятствие (предлагаю учащимся задания посильной сложности).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практический,
  • объяснительно-иллюстративный (описание, беседа, практическая работа),
  • частично-поисковый (практические действия с последующим доказательством закономерностей),
  • исследовательский.

Оборудование:

  • серная кислота (конц., разбав.),
  • уксусная кислота,
  • лимонная кислота, витаминка аскорбиновой кислоты,
  • гидроксид натрия (раствор),
  • индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин),
  • пробирки, лучина,
  • сахароза,
  • спиртовой градусник,
  • копилка с вкладышами - оксиды,
  • основания,
  • кислоты,
  • результативные листы,
  • сигнальные карточки,
  • плакаты: "окраска индикаторов в трех средах";
  • правильные ответы к тесту с критериями оценок;
  • полезные советы; формулы различных неорганических веществ;
  • штатив с пробирками для демонстрационных опытов.

Записи на доске к началу урока:

  • число, тема - кислоты,
  • формулы следующих кислот: H2SO4, H2SO3, H2CO3, H3PO4, HNO3, H2S, HCL, H2SiO3 ;
  • классификация кислот:
  • 1) 1, 2, 3 - основные,
    2) O-содержащие, без - O,
    3) P, H,
    4) стабильные и нестабильные (можно заранее написать на плакате).

На столах у обучающихся: результативные листы (двух вариантов); набор реактивов среди которых индикаторы - лакмус и фенолфталеин; штативы с пронумерованными пробирками: среди первых трех обязательно д.б. щелочь, среди вторых трех - кислота; учебник О.С. Габриелян "Химия 8", рабочие тетради, ручки, дневники, сигнальные карточки (разноцветные карточки с номерами 1, 2, 3).

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Наш сегодняшний урок будет называться "копилка знаний", т.е. к нашим уже имеющимся знаниям, мы добавим еще знания об одном классе соединений. Давайте вспомним, какие классы мы же изучили (оксиды, основания). А как вы усвоили материал, сейчас проверим.

I. Проверка домашнего задания.

На столах у вас лежат результативные листы (приложение 1), подпишите их.

1. Первое задание - это игра "крестики-нолики", принцип игры вам известен: нужно найти и закончить выигрышный путь, на выполнение - 2 минуты.

2. Следующее задание: тест по основаниям, формулы которых записаны на доске. Я диктую, а вы пишите ответы под номером 2 в результативных листах.

На доске:

а) NaOH,

б) KOH,

в) Ca(OH)2.

  • твердое, белое, гигроскопичное вещество.
  • вещество, применяемое в строительстве.
  • раствор, какого гидроксида называется известковой водой?
  • вещество, раствор которого является реактивом на CO.
  • другое название этого вещества включает слово едкий.
  • вещество, применяемое в качестве добавки при производстве тугоплавкого вещества.
  • раствор этого вещества в воде мылкий на ощупь и очень едкий.
  • при растворении этого вещества в воде выделяется много тепла.
  • раствор этого вещества применяют при дезинфекции деревьев.

Сейчас поменялись листами, проводим взаимопроверку, правильные ответы и критерии оценок на плакате (приложение 2), поставьте оценки друг другу.

А теперь проверим, как вы умеете определять щелочи.

У вас на столах в штативах по 3 больших пробирки, в одной из них гидроксид натрия, вам предстоит узнать в какой, но сначала вспомним правила ТБ.

Как определите, ответ покажите сигнальной карточкой и запишите в результативный лист.

На каждой парте: 3 пробирки - в одной щелочь и набор реактивов, среди которых фенолфталеин. Ребята сами определяют, в какой пробирке находится щелочь, и сигнальными карточками показывают ответ.

Учитель:

- Что помогло определить щелочь? (индикатор - фенолфталеин).

- Есть основания, которые мы можем определить по внешнему виду? (гидроксид железа (II) - бурый и гидроксид меди (II) - голубой).

- Ребята, вы хорошо справились с заданием. Не зря в нашей копилке лежат карточки оксиды и основания.

II. Изучение нового материала.

Учитель раздает всем по аскорбиновой кислоте.

- Ребята попробуйте, что я вам дала (пока они пробуют) продолжаю:

- Вы дома все едите квашеную капусту, кислые яблоки, уксус пробовали на вкус, скажите мне, что объединяет все эти вещества? (все они кислые). Так вот из-за того, что они кислые, эти вещества давным-давно назвали кислотами. Кислоты имеют большое значение в природе:

- муравьи выделяют кислоту в момент опасности, это служит сигналом о нападении хищников,

- медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась в муравейник, муравьи его, кусая, впрыскивают кислоту;

- молочная кислота улавливается кровососущими насекомыми, позволяя находить им жертву;

- соляная кислота находится в наших желудках и убивает часть бактерий;

- некоторые дикорастущие растения выделяют уксусную и масляную кислоту, которые подавляют рост или вызывают гибель растений и др.

- Также мы часто прибегаем к их помощи в быту - на плакате (приложение 5) я выписала некоторые полезные советы, после урока можете посмотреть.

- Итак, тема нашего урока - кислоты.

Кислот в природе очень много, а сегодня мы с вами познакомимся только с важнейшими неорганическими кислотами, познакомимся с их строением, названиями, классификацией.

- Запишите тему урока и выпишите формулы в тетрадь в столбик - они на доске, и в параграфе 20 - найдите названия этих кислот.

Сейчас вслух по очереди прочитаем формулы кислот и дадим им названия.

На доске: H2SO4, H2SO3, H2CO3, H3PO4, HNO3, H2S, HCL, H2SiO3.

Обратите внимание, что в состав кислоты входит неметалл.

- Подумайте, как образуются названия кислот? (к корню прибавляется суффикс Н и окончание АЯ). Но не все кислоты называются по этому правилу. Например, кислота - H2SO3.

- Что вы заметили общего во всех кислотах? (присутствие Н, он и дает кислый вкус всем кислотам).

- По составу это сложные вещества, почему? (т.к. состоят из нескольких элементов).

- Кислоты состоят из двух частей: на первом месте атомы водорода, а на втором кислотный остаток.

- Давайте прочитаем кислотные остатки (по формулам на доске).

Все эти формулы можно выразить одной общей формулой, она записана на доске, запишите ее в тетрадь (я читаю НX К.О.X-).

- Кислоты все разные, как и люди и их отличают по различным признакам.

Записали в тетрадях - классификация кислот (приложение 3).

- Обратите внимание на атомы водорода - что можно сказать? (разное количество). Т.е. кислоты различаются, прежде всего, по количеству атомов водорода, от этого зависит основность кислоты. Они могут быть - 1, 2, 3 основные.

- Посмотрите на кислотные остатки, что вы можете сказать? (в одни входит кислород, а в другие нет). Т.о они могут быть кислородсодержащие, или безкислородные.

- По какому признаку из группы оснований, мы выделили щелочи? (по признаку растворимости). Посмотрите в таблицу растворимости, все ли кислоты растворимы? (не все, не растворима кремниевая кислота). Следовательно, есть кислоты растворимые и нерастворимые.

- И последний признак скажу сама: кислоты могут быть стабильные и нестабильные, по таблице посмотрим, какие кислоты стабильные, а какие нет.

Д.О: показываю серную кислоту - эту кислоту можно долго хранить и использовать после открытия ёмкости, а есть такие кислоты, которые мы не можем так использовать, например угольную (открываю бутылку с газировкой и выходит газ), это насыщенный раствор углекислого газа.

- А теперь поиграем в угадайку. Я загадала кислоту из тех, которые написаны на доске). Кто смелый, к доске.

(по пунктам классификации ученик задает учителю вопросы, на которые учитель отвечает - да, или нет, а ученик подчеркивает ненужные формулы после каждого ответа), например:

- Эта кислота одноосновная? (нет).

- Эта кислота двухосновная? (да).

- Эта кислота кислородсодержащая? (да).

- Растворяется? (да).

- Стабильная? (да).

Осталась - серная кислота.

Учитель:

- Посмотрим, что из себя представляет это вещество (показываю, как хранится концентрированная кислота, разбавленная кислота).

- Как она действует на органическое вещество - сахар, лучину (Д.О - приливаю конц. серную кислоту на сахар и лучину), идет обугливание, так же будет, если попадет на кожу. А как будем смывать? (водой, а потом слабым раствором щелочи, но вы хозяйственным мылом).

- Ребята, как вы растворяете жидкости? (к жидкости приливаем воду), а серную кислоту разбавляют наоборот: её наливают в воду порциями.

Д.О.: разбавление серной кислоты порциями, и одновременно меряем температуру спиртовым градусником.

- Что произошло при растворении кислоты в воде? (выделилось тепло). Поэтому нужно правильно разбавлять кислоту, а то при добавлении в нее воды, она начнет кипеть и может выброситься наружу.

А теперь посмотрим, как можно определять кислоты. Чем определяли щелочи? (индикаторами).

Д.О: (я показываю) в трех пробирках налита кислота, и приливаем в одну - лакмус, во вторую - метиловый оранжевый, в третью - фенолфталеин.

Когда приливаю лакмус, то читаю стих:

Кислота и синий лакмус -
Лакмус сразу станет красным.
Обнаружим так кислоты
В день хороший и ненастный.

- С помощью какого индикатора можно определять кислоту, а какой их не показывает? (фенолфталеин не показывает, определять с помощью лакмуса или метилового оранжевого).

- У вас на столах в штативах три маленьких пробирки, определите, в какой из них находится кислота, ответ запишите в результативный лист, помните про ТБ.

Ребята определяют и показывают сигнальными карточками.

- Мы сегодня на уроке так много говорили о кислотах, но до сих пор так и не дали им определение: так что же такое кислота?

Ребята дают определение сами, потом находим его в учебнике, в параграфе 20, записываем в тетради.

- А есть еще и другое, веселое определение этим веществам:

Если видишь с водорода
Вдруг, да формула начнется,
То таких с десяток формул
Выучить тебе придется!
Вот эта видишь с кислородом,
Безкислородная вон та,
Но у них одна природа,
Все с названьем кислота!

- Мы можем положить эту карточку (кислоты) в копилку знаний?

- И в заключение вам предстоит выполнить небольшое задание (вешаю плакат - приложение 4):

Сдали карточки учителю.

- Наш урок подходит к концу, открыли дневники, записали домашнее задание - параграф 20, записать и выучить формулы кислот, упражнения на с. 74

Учитель показывает образец выполнения упражнений.

Каждому я положила на стол индикатор, вы дома можете определить наличие кислот и оснований в различных продуктах питания, если инд. будет синеть, значит, среда щелочная, а если краснеть - кислотная, результаты оформите в тетрадях.

- Оценки за работу на уроке я выставлю, когда проверю ваши результативные листы, благодарю за помощь.

Литература.

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / О.С. Габриелян. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.- 267 с.
  2. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана [Текст] / М.Ю. Горковенко. - М.: ВАКО, 2004.- 284 с.
  3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 8" [Текст] / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др. - 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.- 158 с.
  4. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей [Текст] / А.К. Тарасов. - Смоленск: Русич, 1999. - 256с. ("Веселый урок").
  5. Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. Кн. Для учащихся 7 - 8 кл. сред. шк. [Текст] / А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк. - М.: Просвещение, 1988.- 96 с.: ил.
  6. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8-й класс. Методическое пособие для учителя [Текст] / А.Д. Шукайло. - М.:ТЦ Сфера, 2004.- 96с.