Классный час, посвященный А.С. Пушкину "Что за прелесть эти сказки"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • учить детей собирать и представлять информацию
  • учить анализировать ответы товарищей, находить и объяснять непонятные слова
  • познакомить с биографией А.С.Пушкина, творчеством Пушкина - сказочника
  • развивать память, мышление, речь, воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина, интерес к его творчеству

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина, информационный стенд с заданием
  • мультимедийный проектор для показа презентации
  • выставка детских рисунков к "Сказке о золотом петушке"
  • распечатка кроссворда для домашнего задания

Ход занятия

I Организационный момент.

II Постановка целей:

- Ребята, сегодня наше занятие посвящено А.С.Пушкину. На прошлой неделе вы получили задание узнать о жизни А.С.Пушкина и прочитать вместе с родителями "Сказку о золотой рыбке". Кто выполнил задание? А почему мы именно в эти дни говорим о Пушкине? (10 февраля 2009 года исполнился 172 года со дня смерти поэта)

III Проверка д/з. (показать, что принесли дети)

- Кто помог собрать вам эту информацию? Чьё выступление вам больше всего понравилось, запомнилось? (комментарии детей)

- Давая вам задание, я решила сделать его сама. Я предлагаю новый для вас вид информации - презентацию. В будущем, когда вы подрастёте и если захотите, я смогу вас научить этому.

VI Показ презентации. (Комментирование учителем каждого слайда)

1 слайд. - У каждого человека своё отношение к великому поэту, поэтому название "Мой Пушкин" оправдано. Мы будем с вами изучать творчество А.С.Пушкина на протяжении всех лет обучения в школе, и каждый раз вы будете открывать для себя нового Пушкина.

2 слайд. - Родился Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Здесь вы видите дом, в котором родился поэт.

3 слайд. - Отец, Сергей Львович, бывший военный, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - "арапа Петра Великого".

4 слайд. - В 12 лет, получив прекрасное домашнее воспитание, Александр был отвезён учиться в новое, только что открывшееся учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.

5 слайд. - В семье Пушкиных у детей была няня Арина Родионовна. Александр Сергеевич очень любил свою няню, которая долгими зимними вечерами рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей стихи. Пушкин особенно сблизился с няней, когда жил в селе Михайловском. Сохранилось 7 сказок и 10 песен, записанных поэтом с её слов. Вы видите как Пушкин читает свои стихи няне.

Сказки Пушкина - это красочное представление фантастического вымышленного мира, погрузившись в который, каждый ребёнок, да и взрослый будет чувствовать себя так, будто попал в свой самый чудесный сон.

6 слайд. - (читает учитель) - Кто из вас знает, откуда эти строки? (Из поэмы "Руслан и Людмила")

- А сейчас для вас викторина "Угадай сказку". По иллюстрациям вы должны догадаться, о какой сказке идёт речь и правильно назвать её.

7 слайд. -

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого.
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная.
Да затейница какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд"
Слуги белку стерегут.

- Это "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

8 слайд. - "Сказка о рыбаке и рыбке" (показ детьми отрывка из сказки)

9 слайд. - "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (диалог с зеркалом)

10 слайд. - "Сказка о золотом петушке" (Обратить внимание на выставку детских рисунков, выполненных после просмотра одноимённого мультфильма)

11 слайд. - "Сказка о попе и о работнике его Балде"

12 слайд. - Все сказки (повторить название каждой сказки)

13 слайд.

По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сиянье пушкинских стихов.

V Подведение итогов.

Подведём итог. Вам понравилась та информация, которую я вам предоставила? Что именно? Что запомнилось? (Ответы детей) - Мы сегодня использовали разные виды информации:

  • устную
  • письменную
  • презентацию

- Что легче вам было легче воспринимать?

VI Домашнее задание

14 слайд. - А сейчас задание. Кто из вас умеет разгадывать кроссворды? Я вам приготовила кроссворд "наоборот". Слова в нём уже известны, а вам предстоит "спрятать" их в вопросы. (На примере одного слова можно показать как это сделать)

Приложение.

Информация для учителя:

  • Полба - злак, особый вид пшеницы с ломким колосом. Полбенная каша.
  • Невод - большая рыболовная сеть.
  • Соколко - так звали пса из "Сказки о мёртвой царевне:"