Освоение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного

Разделы: Технология


Здоровье человека - тема достаточно актуальна.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам .Это приводит к тому , что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить.А так же за годы учебы в школе ухудшаетсяздоровье: физическое ,рсихическое. Понимание этого привело к применению в УВП класса здоровьесберегающей технологии В.Базарного.

Главным аспектом ее является создание особого режима обучения, направленного на предупреждение негативных сдвигов состояния здоровья.

Принципы технологии В.Ф. Базарного

Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного.

Во-первых, учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.

Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки". Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически "бескнижного" обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.

В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.

В-пятых, в процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему "глаз-рука". Только освоив предварительно эти прописи, дети переходят к освоению собственно буквенного письма.

В-шестых, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.

В-седьмых, обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом в системе В. Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Оно несёт в себе не только художественно-эстетические начала, но и служит фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность

В-восьмых, во многих школах, по предложению Базарного, введено раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках, не считая двора и улицы. Положительные результаты такого разделения налицо: дети стали более дисциплинированными и собранными, более серьёзными и ответственными на учебных занятиях и более уважительными по отношению друг к другу, к педагогам и родителям.

Важным условием в достижении цели является то, что все образовательные учреждения, работающие "по - Базарному", регулярно проводят экспресс-диагностику детей и отчитываются перед родителями за состояние их здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего, творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идёт не об общих констатациях типа "здоров-нездоров", а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Количественные экспресс-тесты по всем этим показателям разработаны лабораторией Базарного.

Все вышеперечисленные особенности технологии В.Базарного стали основой и нашей Концепции по изменению учебно-воспитательного процесса в начальном звене с целью решения проблемы ухудшения здоровья за 4 года обучения в начальной школе и созданию подпрограммы развития в школе, по "освоению в практической деятельности учителей начальной школы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного"

Проблема:

Отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.

Цель- поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся.:

Задачи

  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
  • создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
  • научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
  • воспитание культуры здоровья
  • мотивация на здоровый образ жизни
  • научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

Этапы реализации программы.

Подготовительный (апрель май 2005 г)

  • Определение приоритетных направлений деятельности.
  • Накопление и изучение литературы по здоровьесбережению.
  • Этап проектно - диагностический (сентябрь 2005 - 2010).
  • Проведение диагностических исследований.
  • Анализ полученных результатов.
  • Апробация технологии в1 классе.

Этап практический 2005-2009 г.

  • Практическая реализация проекта по направлениям.
  • Апробация здоровьесберегающей технологии в следующих классах.
  • Ежегодное отслеживание и фиксация результатов деятельности всех учеников (учителя, медицинский работник, психолог, ЛФК)
  • Изучение структуры урока с применением ЗСТ В.Базарного..

Этап обобщающий июнь 2009

  • Анализ полученных результатов.
  • Обобщение, выводы, рекомендации
Этапы Год Задачи Форма обобщения
Подготовительный этап 2005-2006гг Изучение литературы по технологии В.Ф.Базарного

Апробирование технологии В.Базарного

Проведение стартовой диагностики.

Выступление на заседании МО начальных классов, на совещании при завуче
Этапы внедрения инновации 2006-2007гг Анализ полученных результатов и выбор последующего направления..

Отбор форм и содержания фикультминуток для снятия усталости и коррекции ОДА

Применение всех принципов технологии.

Выступление на совете творческой группы.
  2007-2008гг 1. Разработка и внедрениев УВП научно-обоснованных рекомендаций

2. Отрабатывание технологии.

3. Проведение мониторинга по здоровью.

Отчёт на заседании творческой группы.
Практически-обобщающий этап. 2008-2009гг 1. Контрольная диагностика по всем направлениям.

2. Отрабатывание технологии с учетом преемственности среднего звена.

3. Анализ полученных результатов по всей деятельности.

.4Диагностика по улучшению МТБ.

5. Обзор имеющихся печатных материалов и Интернет-сайта.

Обобщение и описание опыта работы

Состояние здоровья учащихся, поступивших в 1 класс.

Физическое развитие

Норма 75%

Ниже нормы 12.5%-

Выше нормы 12,5%

Осанка

Норма-0%

Ниже нормы- 100%

Группа здоровья

2 группа-100%

На "Д" учете

6 человек-30%

Зрение

Норма-100%

Мыслительные процессы

Произвольность-в-37%

Н-21%

Мотивация- в-14%

Н-5%

Тревожность-в-13%

Н-40%

Мышление- в-23%

Н-6%

Внимание- в-23%

Н-6%

За три года работы с применением ЗСТ В.Базарного были получены новые результаты. Рассмотрим их в динамике:

Показатели физического здоровья учащихся(приложение)

Из данных таблиц видно, что в целом, показатели физического здоровья учащихся имеют положительную динамику практически по всем критериям. Их можно оценить либо как допустимые, либо как оптимальные:

- уменьшилось количество детей имеющих низкий уровень ОФП.

- уменьшилось количество детей, имеющих уровень развития осанки ниже нормы.

- уменьшилось количество учащихся, входящих в подготовительную и специальную физкультурные группы;

- уменьшилось количество диспансерных больных;

- сохранение зрения находится на должном уровне.

Всё это говорит в защиту правильности выбранного пути.

Показатели психического и духовно-нравственного здоровья

уровень произвольности

2007-2008

В 37% 70,5%

С 42% 23,5%

Н 21% 6%

Как видно из таблицы, низкий уровень произвольности снижается(основное новообразование при начале обучения в школе)

Так же возрастает высокий уровень мотивации.

Ценность здоровья

1место-81%

2 место-6%

Качественная успеваемость составляет 66%

интерес к предметам 8,8------8,7

Мотивация

Очень высокий 0% 8%

Высокий 17% 50%

Нормальный 39% 25%

Сниженный 33% 13%

Низкий 11% 6%

Уровень комфортности

Высокий 38%

Средний 52%

Ценность здоровья

1 место 65% - 85%

2 место 5%

Уровень воспитанности

Любознательность-----4 4,5

Прилежание 4 4,5

Отношение к

  • природе 4- 4
  • мое отношение
  • к школе 4- 4,5
  • прекрасное в моей
  • жизни 4 -4

Индекс заболеваемости.

2005-20006 2007-2008

Нб 19% 33%

Сб 50% 61%

Чб 31% 6%

Структура заболеваемости

Болезни Количество детей
1. ОРВИ 4
2. Кариес 6
3. Кишечная инфекция 1
4. Заболевание ОДА  
5. "Д" учёт 3

Пропуски уроков по болезни

Год 1 ч 2 ч 3 ч 4 ч За год
2006 - 2007 430 262 221 123 1036
2007 - 2008 199 240 284 258 981
2008-2009 289 -нет      

Все это является положительным результатом.

Что же способствовало получению столь позитивных результатов?

I. Изменение УВП в начальном звене

Освоение и введение в практику деятельности ЗСТ В.Базарного

Сохранение зрения

по методу "зрительных горизонтов" проводится и целый ряд занятий, которые в соответствии с программой обучения в проводятся, как правило, в режиме ближнего зрения. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Какие же ориентиры используются?

1. Разного рода траектории (рис. 1), по которым дети "бегают" глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см.

2. Офтальмотренажер. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат.

3. Специальный тренажер, расположенный на потолке или на одной из стен класса (рис. 2).

Кроме того, используются на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

Повторить каждое упражнение 10-15 раз по порядку с № 1 по № 5.

1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо.

Повторить по три раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

С чего начинается обучение по системе доктора Базарного? Прежде всего с учебы в режиме "смена динамических поз".Это делается на каждом уроке в специально подобранные моменты и при проведении каких -либо упражнений: устныйсчет, речевая разминка и другие.

Работа за конторкой стоя - это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть. минуте? По методике Базарного признаки усталости наступают лишь на 21-24 минуте!

Все эти виды названных приемов желательно чередовать как можно чаще. Все это говорит о том, что есть возможность обучать, сохраняя здоровье.

В соответствии с требованиями технологии доктора В.Ф. Базарного оформлен кабинет для проведения экспериментальной работы

:приобретены конторки для внедрения режима "динамических поз"; изготовлены коврики из естественного материала под ноги каждого ребенка, разработаны различные виды сенсорно-поисковых моторно-координаторных тренажей: набор картинок, составляющих единый сюжетно-образный комплекс, подборки текстов стихотворений для формирования шагового логоритма.

Сенсорные ленты для размещения учебного материала, доставая который , ученик подтягивается, что способствует коррекции осанки.

Хождение по дорожкам здоровья из керамзита под звуки классической музыки. А также специально подобранные комплексы по коррекции осанки.

Проведение медицинским работником ЛФК для ребят с сильным нарушением осанки.

создание благоприятного психологического климата в учебном процессе проведение нестандартных уроков, множества игровых моментов, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разного типа и уровней индивидуального темпа работы и выбора учебной деятельности эти применяемые методы раскрепощают ребенка, повышают его уровень познавательной деятельнос

2. Проводится обязательное медицинское обследование экспериментального и контрольного классов (2 раза в год),

3. Учебный процесс строится в режиме "динамических поз" с использованием конторок.

4. На уроках используются различные сенсорно-поисковые моторно-координаторные тренажи: подборки текстов стихотворений для формирования шагового логоритма при прочтении текста в режиме ближнего и дальнего зрения, набор картинок, составляющих единый сюжетный комплекс.

С учащимися класса проводятся занятия лечебной физкультурой медицинским работником.

Проводится активная просветительская работа с родителями, посредством анкетирования выявляется их отношение к технологии доктора В.Ф. Базарного.

У учащихся с помощью внеклассной работы формируется ценность здорового образа жизни.

Эффективность данной методики отслеживается с помощью диспансеризации обучающихся (2 раза в год), анкетирования обучающихся класса и их родителей.

2. Увеличение двигательной активности и пребывание на свежем воздухе не только во время уроков, но и в процессе УВП:

  • подвижные перемены (спортивный инвентарь в рекреации начальных классов)
  • утренняя гимнастика до уроков
  • ежедневный динамический час на свежем воздухе перед проведением занятий ГПД или кружковыми занятиями
  • проведение ежемесячных четырёх часовых классных Дней здоровья на природе.

5. Работа по активному вовлечению родителей в УВП по физическому и духовно-нравственному оздоровлению.

Стало уже традицией, что в начале каждого учебного года (вторая неделя сентября), мы проводим родительские собрания, на которых утверждаем тематику родительских собраний, классных мероприятий и назначаем ответственных из числа родителей за их проведение.

Изменения в материально- технической базе для физического оздоровления учащихся в начальном звене.

  • укомплектование учебного кабинета, где учащиеся занимаются по технологии Базарного, ростомерной мебелью 9конторок, 9парт ростомерных, 14 ростомерных стульев).
  • укомплектование тренажёром "Зевс"
  • изготовлены своими руками экологические панно.
  • изготовлены потолочные офтальмотренажёры
  • изготовлены сенсорные ленты, специальные держалки для дидактического материала.
  • изготовлены массажные (пуговичные) коврики для ног.
  • приобретены музыкальная и видеоаппаратура в кабинет.
  • изготовлены экологические дорожки здоровья из сосновых шишек, керамзита для массажа стопы ног.

III. Мероприятия, способствующие росту методического мастерства педагогов и проблемам здоровьесбережения.

1. Курсы повышения квалификации по здоровьесбережению: за 2006-07 и 2007-08 учебные года дважды 100% прохождение таких курсов, проводимых научным руководителем школьной программы "Школа - территория здоровья" профессором Васильковым В.А. (Ханты- Мансийск, ИРРО)

2. Участие в окружных и районных семинарах (проведено 5уроков)

IV. Условия, созданные в школе для здоровьесбережения.

1. Организовано бесплатное горячее питание. Для учащихся начальной школы питание усиленное.

2. Работает кабинет БОС под руководством медицинского работника, где идёт оздоровление ЧБД (часто болеющих детей) через постановку у них правильного дыхания, что способствует снижению индексу заболеваемости часто болеющих детей.

3. Работает логопункт для исправления речи логопатов.

4. Работает сенсорная комната, где идёт коррекция эмоциональной агрессивности, гиперактивности, дипрессии учащихся под руководством психолога.

Психологическую поддержку осуществляет педагог-психолог Карфидова О.А., которая проводит диагностику, мониторинг, и коррекцию психических процессов эмоциональной сферы через психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации и занятия с учащимися и родителями.

Дополнительное образование в школе способствует оздоровлению учащихся начальной школы, учащиеся начального звена занимаются в спортивных объединениях. За последний год количество учащихся, являющихся призёрами и победителями спортивных соревнований, увеличилось.

Вывод: Таковы результаты инновационной работы по внедрению в практическую ЗСТ В.Базарного. Все выше перечисленное дает основание утверждать, что эта технология действительно направлена на сохранение и улучшение здоровья учащихся.

В этот последний .завершающий год, необходимо отработать наработанные методы по организации урока с применением ЗСТ технологии. Скоординировать работу по снижению уровня тревожности.

И подготовить к обучению в 5 классе Итогом работы - создание брошюры по технологии В Базарного , сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.