Цели и задачи: знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах, знакомство с понятием «образ» и «прообраз» в жизни и искусстве, закрепление понятия «замысел», гармония материала и образа, знакомство с пластическим материалом – «соленое тесто», использование ранее приобретенных знаний и умений для реализации замысла.
Оборудование: для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, досточка, соленое тесто, стеки, клеенка, тряпка, вода, краски, кисти, карандаш, ластик.
Зрительный ряд: репродукции картин с изделиями прославленных народных промыслов (дымковская игрушка, хохломские изделия, резьба по дереву, вышивка), готовые изделия народных мастеров, образцы работ из слоеного теста.
Литературный ряд: стихи об изделиях народных мастеров.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отражается наша жизнь в произведениях искусства, и выполним работу из слоеного теста.
Тема: «Отражение жизни в образах»
III. Беседа
- Вы рассматриваете картины, слушаете музыку, читаете книги. Все это время вы общаетесь с искусством.
У художника, композитора, поэта или писателя возникает замысел своего будущего произведения.
- Скажите, что такое замысел? (Мысли автора)
- Замысел появился, о чем дальше думает автор? (Форма, материал, содержание)
- Откуда берет автор (художник, музыкант) свой замысел?
- Да, из окружающей нас жизни художники, композиторы берут какое-то событие или явление природы и используют его для создания художественного образа.
- Перед вами произведения народных мастеров прославленных народных промыслов (Выставка).
- Народные мастера тоже берут свой замысел из окружающей нас жизни, берут события или явления природы.
- Давайте вспомним центры народных промыслов.
Вопросы.
- Как называется эта барышня?
- Какой материал используется для ее создания?
- Кто служил прообразом для создания образа?
(Читаю стихотворение)
Дымковская игрушка.
Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы
А ну, назови-ка меня.
Вопросы.
- Как называется эта роспись?
- Назовите материал, из которого ее изготовили?
- По каким признакам вы узнали хохлому?
- Народные мастера создают такую красоту, а поэт В. Дубровский написал такое стихотворение.
Удивляя, прорастая
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной хохломы.
- А вот резьба по дереву.
- Что явилось прообразом для создания образов? (Животные)
IV. Работа по учебнику, с. 19
- Зачитайте текст.
- Рассмотрите две верхние картинки.
- как называется изделие и кто его автор?
- Что явилось прообразом для автора?
- Точно такую же птичку нарисовали народные мастера или изменили ее?
- Как называется другое произведение?
- Что явилось прообразом для создания произведения?
- Можно ли сказать, что дерево является прообразом? (Волгородские кружева)
- Из какого материала они изготавливаются? (Нитки)
- Определите замысел? (Занавески)
- Что явилось прообразом? (Люди и птицы)
- Что явилось прообразом для создания нижнего изделия? (Люди)
-Можно это назвать хороводом? (Да) В старину люди любили водить хороводы.
Хороводы бывают линейные и круговые, когда водят хоровод по солнцу.
- Как назовем этот хоровод? Да, линейный. Игрушки стоят в одну линию.
- Можно ли на вологодском кружеве представить, что девушки тоже танцуют хоровод? (Да)
- А еще как можно, используя разный материал, отобразить хоровод? (Вышить, нарисовать)
V. Физкультминутка
Едет, едет солнце
В золотой карете. (Марш, руками делают круговые движения)
Видит, видит солнце
Сверху все на свете. (Поднимаются на носки, рука «под козырек»)
И щенков, и петушков (Гав, гав, кукареку)
И козу с рогами. (Пальцы показывают рога)
И как дети на ИЗО
Машут нам руками. (Руки вверх и движения)
VI. Практическая работа
- Мы уже сказали, что образ можно вышить, вылепить, нарисовать, вырезать.
- Сегодня мы, используя соленое тесто вылепим его. (Рассматриваем готовые работы, изготовленные на кружке 5-7 кл.)
- На досточке вы рисуете свой образ, т.е. то, что желаете вылепить. Используя разные цвета теста, вы вылепливаете и приклеиваете его по частям.
(Показываю, как изготовить голову).
- Это комочек теста, катаю шар, сдавливаю между ладонями и приклеиваю.
- Туловище – овал, катаю овал, сдавливаю, наклеиваю. Перья птицы – жгутик, сдавливаю в пальцах, наклеиваю, а затем стеком нарезаю полоски.
(Кто желает, может подкрасить краской).
VII. Итог урока. Выставка работ. Обобщение.
- Что явилось прообразом для вашей работы?
- Что шире по значению: замысел или прообраз?