Урок окружающего мира в 4-м классе "Водоемы нашего края"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с разнообразием водоемов края.
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать.
  • воспитывать любовь к своему родному краю.

Оборудование:

  • компьютер,
  • экран,
  • презентация "Водоемы Республики Марий Эл",
  • физическая карта Республики,
  • ребусы,
  • рисунок реки,
  • капельки знаний.

План урока:

I Организационный момент

II Актуализация знаний

III Подведение к теме урока

IV Совместное открытие нового знания

V Первичное закрепление знаний

VI Закрепление полученных знаний на уровне творческого применения

VII Итог урока

VIII Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке можно многое узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

(Слайд 1 Приложение 1)

II. Актуализация знаний

- Начать урок мне хочется со стихотворения О.Высоцкой.

1. (Слайд 2 Приложение 1)

Посмотри, как все красиво,
Посмотри, простор какой!
Точно мать склонилась ива
Над уснувшею рекой.

2. (Слайд 3 Приложение 1)

Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо
И ромашка желтым глазом
Смотрит солнышку в лицо

3. .(Слайд 4 Приложение 1)

Посмотри леса какие!
И сады шумят кругом
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днем.

4.

Над страною солнце светит
И дожди шумят над ней
В целом свете, в целом свете
Нет края милого родней.

Как называется тот уголок Родины, который мы видим на экране?

(Слайд 5 Приложение 1)

О своем родном крае, о нашей Республике Марий Эл мы говорили уже на прошлых уроках. Давайте вспомним то, что нам известно.

1) Я предлагаю вам ответить на вопросы с ромашки.

  • Где расположена Республика Марий Эл?
  • Какую площадь занимает наша Республика?
  • К какой природной зоне находится Республика?
  • Назови соседей Марий Эл.
  • Сколько в Республике районов? В каком районе живете вы?
  • Назовите столицу своей Республики.
  • Перечислите города Республики.
  • Что дает наш край стране?

2) Повторим поверхность нашего края. Разгадайте кроссворд.

(Слайд 6 Приложение 1)

1 - Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли.

2 - У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина.

3 - Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть.

4 - Есть подошва, склон, и вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.

5 - Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарником.

6 - Ровная, без гор и холмов земная поверхность.

Обменяйтесь листочками с соседом. Оцените работу друг друга.

(Слайд 7 Приложение 1)

III Подведение к теме урока

  • Какое слово здесь зашифровано? Догадайтесь.

  • Как все это назвать одним словом? Сформулируйте тему урока.

(Слайд 8 Приложение 1)

Тема урока: Водоёмы нашего края.

Разделите водоемы на две группы по их происхождению.

Естественные водоёмы:
  • Река
  • Озеро
  • Ручей
  • Море
  • океан
Искусственные водоёмы:
  • канал
  • водохранилище

IV Совместное открытие нового материала

Вспомните, что вам известно о реках и озерах.

Физкультурная минутка.

А теперь - мы ручейки
Побежим вперегонки
Быстро мчусь я за тобой
Вот и станем мы рекой.

(Слайд 9 Приложение 1)

(Приложение 2)

На столах у вас лежат листки с научным текстом. Прочитайте внимательно текст, делая отметки (+ это я уже знаю, - это мне было не известно)

  • Расскажите, как образуются реки нашего края.
  • Что вы узнали из текста о реках Республики?

Я приглашаю к доске знатока карты Республики Марий Эл.

(Дополнительный материал про реки Республики. Доклады ребят.)

Физкультурная минутка

Снова мы - ручейки
Побежим вперегонки
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим

(Слайд 10 Приложение 1)

Поговорим об озерах.

  • Что вы запомнили про пойменные озера Республики?
  • Расскажите про озера Таир, Сорочье.
  • Что можете рассказать про провальные или как их еще называют карстовые озера края?
  • Объясните, чем опасен лед весной и осенью.

V Первичное закрепление знаний

Самостоятельное выполнение заданий в Рабочей тетради.

VI Закрепление полученных знаний на уровне творческого применения

Работа в группах: (по выбору)

  • Заполнить физическую карту рек и озер Марийского края
  • Придумать сказку про речку или озеро края
  • Какое значение в природе имеют водоёмы.

VII Итог урока

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке.

  • Реки и озера - это водоемы естественные или искусственные?
  • Какие реки Республики Марий Эл вы запомнили?
  • Какие озера нашей Республики можете назвать?

VIII Домашнее задание

( Слайд 11 Приложение 1)

Творческое задание. Составить памятку на тему "Правила поведения у водоема". Можно изобразить в виде рисунков, знаков, плакатов, можно в стихотворной форме.

Долго по жизни течет река знаний, по капелькам собирает она важные сведения. На партах у вас лежат капельки знаний. Оцените сами свою работу на уроке. Если вы узнали новое, интересное для себя, добавьте свою капельку в Речку знаний.

Внимание на экран.

(Слайд 12 Приложение 1)

На следующем уроке:

На следующем уроке мы с вами будем изучать полезные ископаемые своего края. Подумайте:

  • Что такое полезные ископаемые?

Для чего люди их добывают?