Цель урока: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с разнообразием водоемов края.
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать.
- воспитывать любовь к своему родному краю.
Оборудование:
- компьютер,
- экран,
- презентация "Водоемы Республики Марий Эл",
- физическая карта Республики,
- ребусы,
- рисунок реки,
- капельки знаний.
План урока:
I Организационный момент
II Актуализация знаний
III Подведение к теме урока
IV Совместное открытие нового знания
V Первичное закрепление знаний
VI Закрепление полученных знаний на уровне творческого применения
VII Итог урока
VIII Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке можно многое узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
(Слайд 1 Приложение 1)
II. Актуализация знаний
- Начать урок мне хочется со стихотворения О.Высоцкой.
1. (Слайд 2 Приложение 1)
Посмотри, как все красиво,
Посмотри, простор какой!
Точно мать склонилась ива
Над уснувшею рекой.
2. (Слайд 3 Приложение 1)
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо
И ромашка желтым глазом
Смотрит солнышку в лицо
3. .(Слайд 4 Приложение 1)
Посмотри леса какие!
И сады шумят кругом
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днем.
4.
Над страною солнце светит
И дожди шумят над ней
В целом свете, в целом свете
Нет края милого родней.
Как называется тот уголок Родины, который мы видим на экране?
(Слайд 5 Приложение 1)
О своем родном крае, о нашей Республике Марий Эл мы говорили уже на прошлых уроках. Давайте вспомним то, что нам известно.
1) Я предлагаю вам ответить на вопросы с ромашки.
- Где расположена Республика Марий Эл?
- Какую площадь занимает наша Республика?
- К какой природной зоне находится Республика?
- Назови соседей Марий Эл.
- Сколько в Республике районов? В каком районе живете вы?
- Назовите столицу своей Республики.
- Перечислите города Республики.
- Что дает наш край стране?
2) Повторим поверхность нашего края. Разгадайте кроссворд.
(Слайд 6 Приложение 1)
1 - Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли.
2 - У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина.
3 - Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть.
4 - Есть подошва, склон, и вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.
5 - Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарником.
6 - Ровная, без гор и холмов земная поверхность.
Обменяйтесь листочками с соседом. Оцените работу друг друга.
(Слайд 7 Приложение 1)
III Подведение к теме урока
- Какое слово здесь зашифровано? Догадайтесь.
- Как все это назвать одним словом? Сформулируйте тему урока.
(Слайд 8 Приложение 1)
Тема урока: Водоёмы нашего края.
Разделите водоемы на две группы по их происхождению.
Естественные водоёмы:
|
Искусственные водоёмы:
|
IV Совместное открытие нового материала
Вспомните, что вам известно о реках и озерах.
Физкультурная минутка.
А теперь - мы ручейки
Побежим вперегонки
Быстро мчусь я за тобой
Вот и станем мы рекой.
(Слайд 9 Приложение 1)
На столах у вас лежат листки с научным текстом. Прочитайте внимательно текст, делая отметки (+ это я уже знаю, - это мне было не известно)
- Расскажите, как образуются реки нашего края.
- Что вы узнали из текста о реках Республики?
Я приглашаю к доске знатока карты Республики Марий Эл.
(Дополнительный материал про реки Республики. Доклады ребят.)
Физкультурная минутка
Снова мы - ручейки
Побежим вперегонки
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим
(Слайд 10 Приложение 1)
Поговорим об озерах.
- Что вы запомнили про пойменные озера Республики?
- Расскажите про озера Таир, Сорочье.
- Что можете рассказать про провальные или как их еще называют карстовые озера края?
- Объясните, чем опасен лед весной и осенью.
V Первичное закрепление знаний
Самостоятельное выполнение заданий в Рабочей тетради.
VI Закрепление полученных знаний на уровне творческого применения
Работа в группах: (по выбору)
- Заполнить физическую карту рек и озер Марийского края
- Придумать сказку про речку или озеро края
- Какое значение в природе имеют водоёмы.
VII Итог урока
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке.
- Реки и озера - это водоемы естественные или искусственные?
- Какие реки Республики Марий Эл вы запомнили?
- Какие озера нашей Республики можете назвать?
VIII Домашнее задание
( Слайд 11 Приложение 1)
Творческое задание. Составить памятку на тему "Правила поведения у водоема". Можно изобразить в виде рисунков, знаков, плакатов, можно в стихотворной форме.
Долго по жизни течет река знаний, по капелькам собирает она важные сведения. На партах у вас лежат капельки знаний. Оцените сами свою работу на уроке. Если вы узнали новое, интересное для себя, добавьте свою капельку в Речку знаний.
Внимание на экран.
(Слайд 12 Приложение 1)
На следующем уроке:
На следующем уроке мы с вами будем изучать полезные ископаемые своего края. Подумайте:
- Что такое полезные ископаемые?
Для чего люди их добывают?