Тип урока: урок изучения нового материала.
ТДЦ:
- Познавательный аспект – познакомить с историей происхождения имен, исследовать происхождение своего имени.
- Развивающий аспект – развитие учебно – организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической компетентности, информационной, исследовательской.
- Воспитательный аспект - воспитывать любовь к истории семьи.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский методы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
- для каждого ученика: фрагмент рабочей тетради по краеведению для 5 класса (Приложение 1), стихотворение С. Маршака «В защиту детей», список литературы для дополнительного изучения темы
- этимологический словарь, книги по теме, кластер «Что такое краеведение?»
Урок проводится по технологии развития критического мышления.
Структура урока по данной технологии:
1 этап «Вызов» –
- актуализация знаний;
- пробуждений познавательного интереса;
- определение направления в изучении темы.
2 этап «Осмысление» -
- активное восприятие информации. Слушая учителя или читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им необходима для удовлетворения своих познавательных запросов. Это обуславливает активность при восприятии материала.
- сопоставление нового и старого знания. Работая с материалом, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые сведения.
3 этап Рефлексия (размышления) –
- обобщение и систематизация материала;
- определение направлений для дальнейшего изучения темы;
В ходе работы по данной технологии будут использоваться следующие приемы:
- Кластер
- Трехчастный дневник
- Слушание и чтение с пометками
Ход урока
- Оргмомент
- Целеполагание и мотивация
- 1 этап технологии «Вызов»
- 2 этап технологии «Осмысление»
- 3 этап технологии «Рефлексия»
- Информация о домашнем задании и инструктаж учащихся по его выполнению.
- Оценивание работы учащихся на уроке.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент |
Приветствует учащихся. Обращает внимание на гостей. |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Целеполагание и мотивация |
Организует работу с термином «краеведение», используя кластер. Учитель называет тему урока «Что в имени моем…», цель: познакомимся с историей происхождения имен, исследовать происхождение своего имени |
Учащиеся принимают цель урока и готовы к активной учебной деятельности. |
1 этап – «Вызов» |
Организует работу с 1-й частью дневника «Знаем»:
|
Отвечая на поставленные вопросы, заполняют 1-ю колонку дневника. |
2 этап – «Осмысление» /приобретение новых знаний и их первичное закрепление/ |
1) А сейчас слушаем информацию с пометками, использовать имеющийся фрагмент рабочей тетради квадратик с кляксой; 2) Чтение с пометками: что вы узнали нового, что вас удивило? 3) Чтение с пометками: выпишите из текста стихотворения С.Я. Маршака «В защиту детей» имена. Как ты считаешь, нравятся ли эти имена самому поэту? А тебе? 4) Исследование своего имени, его значение. Работа с этимологическим словарем (используя памятку; раздаточный материал – выдержки из словаря). 5) Учитель делает вывод по блоку нового материала. |
1) Слушая информацию учителя, делают записи в рабочей тетради, обсуждают итог, заполняют 2-ю часть дневника; 2) Читая новую информацию, делают пометки, продолжают заполнять дневник 2-ю часть 3) Читая новую информацию, делают пометки, продолжают заполнять дневник 2-ю часть. 4) Учащиеся исследуют свое имя, что оно обозначает, из какого языка оно пришло. Обобщая ответы, делается запись в дневник (колонка №2). |
Рефлексия |
Учитель предлагает сравнить знания в начале урока и в середине: работа с колонками №1 и №2. Что знали и что знаем сейчас. Вопросы: что бы вы хотели еще узнать? Хотели бы вы исследовать имена ваших родственников? – заполняется колонка №3 «Хочу узнать» |
Ученики сравнивают, отвечают на вопросы: что бы вы хотели еще узнать? Хотели бы вы исследовать имена ваших родственников? - заполняется колонка №3 «Хочу узнать» |
Информация о домашнем задании и инструктаж учащихся по его выполнению. |
Предлагает два варианта домашнего задания: 1 вариант: напишите мини – сочинение (5 – 7 предложений) по одной из предложенных тем в тетради; 2 вариант: Исследовать стихотворение Ю. Благова и ответить на вопросы в тетради. А вот заполнить «Ромашку» – это, пожалуйста, всем. (Обратите внимание на образец). Поднимите руку, кто выбрал задание №1? №2? |
Учащиеся выбирают вариант задания и смотрят рабочую тетрадь. |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Оценивает словесно и благодарит за работу. |
|
Содержание урока – Приложение 2.