Актуальность процесса формирования ценностных представлений в образовательной среде

Разделы: Социальная педагогика


Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.
Н.О.Лосский.

За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, личностного подхода к процессу обучения. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является формирование ценностных представлений у младших школьников.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития. Кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нём систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности, какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными - являются, сегодня жизненно важными.

Анализ литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что в рамках сложившихся направлений в качестве ценности рассматривались: Истина, Знание, Нравственность. Ценность личности - в её мудрости, ориентации на самосознание, высокой нравственности.

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его права и свободы, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Она также отмечает, что главная функция школы как социального института состоит в том, чтобы всячески способствовать развитию индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в современном демократическом обществе.

В Законе РФ "Об образовании" сказано, что школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новой системы ценностей. Она должна использовать свой воспитательный потенциал для формирования у молодёжи уважения к людям, которые своим трудом способствуют процветанию Родины и обеспечивают собственное благополучие. Развивающему обществу нужны его образованные члены, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии её экономики. Система образования должна готовить людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.

В современном мире образование признано одной из основных ценностей для человека. Понятие "образование" рассматривается в качестве центрального, так как оно влияет на все остальные процессы, происходящие в культуре и общества.

Свой взгляд на школу как на место, где не только обучают, готовят к будущей жизни, но и просто живут, высказывали ряд видных педагогов, такие, как Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюн, К.Д. Ушинский. Последний писал: "Педагоги часто забывали, что ребенок не только готовится жить, но и что он уже живет, и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности". Именно эта идея раскрывается в научных трудах Ш.А. Амонашвили: "развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни".

Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А.Сухомлинского, "школа несет воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает". Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей полезности для ученика, у ребенка возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.

Ценности, на которые должна ориентироваться российская школа, подчеркивает К.Д.Ушинский, обязаны отражать потребности народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными.

Все важнейшие ценности А.С. Макаренко объединяет общим понятием человеческой культуры, куда, по его мнению, "непременно должны войти образованность, дисциплина, чувство долга, понятие о чести, вежливость, доброта, умение владеть собой, влиять на других, умение быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить и быть счастливым".

В частности А.Н.Леонтьев считал: "ребёнок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением человека к другим людям, его деятельность включена в общение. Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, сделать их своими потребностями, человек вступает в отношение к явлениям окружающего мира через других людей, т.е. в процессе общения с ними".

Нет необходимости уточнять, какую громадную роль в этом процессе сыграет творческий подход учителя к делу. Именно творческий подход поможет ему научиться уяснять сущность и актуальность ценностей в жизни, в программах и учебниках, давать им необходимое оценочное обоснование. Такая работа вполне по силам думающему, и заинтересованному в успехе дела учителю.

Ценностное содержание личности ученика должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей: родителей, учителей, наставников, воспитателей. К сожалению, как показывают наблюдения, это самое уязвимое место педагогического процесса. Традиционно здесь все сводится лишь к оценке знаний, о жизненной значимости которых ученик порой не имеет никакого представления. Если выявление уровня достижений ученика не соотносится с конкретной ценностью или ценностями, то разговор об этих достижениях будет всегда субъективным и расплывчатым. Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.

Ценность обнаруживается тогда, когда ставится цель обнаружить ее. Для этого необходима вдумчивая, аналитическая работа учителя. Содержание изучаемого материала следует соотнести с тем, что это даст воспитаннику и не станет ли это простым для него времяпрепровождением. Постепенно надо развивать у себя навыки стремительного различия ценностей в любом учебном материале, каким бы абстрактным и трудным он ни казался на первый взгляд.

Сотрудничая с учеником, следует также добиваться того, чтобы осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать ее. Незаинтересованное отношение к сути усваиваемого, а нередко и полное отсутствие какого-либо отношения - главная причина низкой эффективности образовательного процесса. Оценочная позиция учащихся в этом случае - это позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную связь с действительностью. Именно в этот момент появляется именно то, что принято называть формализмом знаний.

Отсутствие у многих учащихся высокой оценки усваиваемых ценностей является существенным недостатком современного педагогического процесса. Говорить об успешном присвоении школьником познавательных ценностей на том основании, что он узнал о них, не имеет смысла. К сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями.

В подобных условиях перед школой стоят задачи точного определения поименного ряда ценностей и сопровождение ученика в период освоения этих ценностей. Педагогическая деятельность приобретает характер сотрудничества, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом между учителем и учащимися, направляет процесс в "нужное русло" то есть оказывает педагогическое сопровождение ученику в формировании ценностных представлений.

Верными представляются слова психолога и педагога И. Штрюмпеля, сказанные им еще в XIXв., но сохранившие свою актуальность и сегодня: "Школа - не простая мастерская учения: подобно семье, она представляет собой систему взаимодействия почти всех воспитательных явлений. Иначе говоря: нравственное развитие действует только тогда, когда учитель своею личностью представляет собою жизненную правду и действительность".

Таким образом, педагогическое сопровождение в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, в частности, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.

Педагогическое сопровождение это возникновение нового педагогического мышления, субъектностной педагогики в условиях, когда сама личность в быстро изменяющихся условиях делает сознательный, ответственный, самостоятельный выбор, а педагог сопровождает и направляет её в этом развитии.

Используемая литература.

  1. Ушинский К.Д. Собр.соч. М. 1948
  2. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч.: В 3т.; М., 1979.
  3. Штрюмпель И. Воспитательная деятельность в ее различных проявлениях // Учитель. 1869. № 18.
  4. Макаренко А.С. Пед.соч. в 8-ми тт. - М: Педагогика, 1983-86 гг.
  5. Леонтьев А.Н. К теории развития ребёнка / Избранные психологические произведения. Т. 2 - М., Педагогика
  6. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003