Цель обучающая: изучить процесс плавления и кристаллизации.
Цели развивающие: наблюдение (анализ, сравнение, абстрагирование, аналогия).
Воспитательная цель: организация сотрудничества.
Ход урока.
1. Организационный этап урока.
2. Этап введения проблемы или проблемной ситуации
(используется теория проблемного обучения; предлагается проблемное задание с затруднением, используя прием : практическое задание, не сходное с предыдущим).
Учитель предлагает учащимся следующий проблемный вопрос: « Легко ли зимой получить бутылку льда?».
3. Этап - поиск решения (или выдвижение гипотезы)
Ребята работают в группах (можно работать и фронтально) по выдвижению гипотезы.
За счет поиска ответа актуализируются знания о структуре жидкостей и твердых тел, знания о плотности и особенности воды в твердом и жидком состоянии. Происходит процедура соотнесения состояния и структуры вещества и обнаруживается связь агрегатных состояний вещества и температуры.
4. Этап - выражение решения (выражения знания научным языком и представление ответа окружающим).
При возникновении затруднений учитель формулирует систему наводящих вопросов.
5. Этап введения проблемной ситуации.
Учителю необходимо внести класс льдинку и кусок парафина и тогда формулируется следующий проблемный вопрос: «Почему по-разному ведут себя два вещества?». Вопрос предназначен для введения понятия температура плавления и для знакомства со структурой наблюдения (цель, объект наблюдения, выбор условий наблюдения, анализ результатов наблюдения, формулировка выводов).
6. Этап – поиска решения (или выдвижение гипотезы).
Проблемы могут возникнуть при формулировке цели наблюдения и выборе условий, поэтому учителю следует сформулировать систему уточняющих вопросов (используется теория управления процессом усвоения знаний).
7. Этап - выражение решения.
После сообщения учащимися выдвинутых гипотез и определения правильной гипотезы (различные вещества имеют разную температуру плавления) учитель предлагает рассмотреть таблицу температуры плавления веществ и определить по таблице: тугоплавкие металлы, легко плавкие металлы, почему на крайнем севере используют спиртовые термометры и т.д.(осуществляется процедура сравнение).
8. Этап – расширение полученных теоретических оснований (фронтальная работа).
Проводится демонстрационный эксперимент, при проведении которого фиксируется постоянная температура в процессе плавления. После рассматривается график в учебнике[3] и задается вопрос: «Как связан график процессов и эксперимент? Почему график параллелен оси времени, на что расходуется подведенная энергия?». Тем самым учащимся необходимо произвести процедуру соотнесения, анализ графика и наблюдаемого процесса, перевод эмпирического восприятия на язык графиков.
При чтении графика учитель обращает внимание на протекание процессов плавления и кристаллизации при одной и той же температуре (учащиеся производят процедуру сравнения) вопросом: «В чем сходство и различие процессов плавления и кристаллизации?».
Так же следует обратить внимание учащихся на понятие процесс с помощью вопроса: «Как вы понимаете выражение « пронаблюдать за процессом» ?» (ребята осуществляют процедуру обобщения).
9. Этап закрепления новых знаний.
Решение задач из сборника задач по физике № 1055-1060 [1].
Литература.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. – 13-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-224с.:ил.
- Мельникова Е.Л.Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.,2006. – 168 с.
- Перышкин А.В. Физика.8кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд.,испр. –М.: Дрофа, 2000.- 192с.: ил.