Из опыта осуществления классно-обобщающего контроля

Разделы: Администрирование школы


Для того чтобы внутришкольный контроль был эффективным и носил конструктивный характер, заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен соблюдать технологию внутришкольного контроля, включающую следующие этапы:

  1. Подготовительный этап.
  2. Прогностический этап.
  3. Изучение проблемы и сбор информации.
  4. Анализ информации.
  5. Коррекция.

Наиболее существенной причиной для постановки класса под контроль служит качество знаний учащихся, так как на него влияют качество работы с классом учителей, классного руководителя, родителей, а также психологическая атмосфера в коллективе класса. В ходе анализа работы школы за прошлый учебный год выявляются классы с самым низким качеством знаний, которые обязательно ставятся под классно-обобщающий контроль.

Цель контроля: выяснение причин низкой успеваемости в классе и последующее их устранение.

Объекты контроля:

  1. Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее количество неуспевающих, наибольшее количество пропусков уроков.
  2. Работа классного руководителя.
  3. Учёба учащихся.
  4. Психологическая атмосфера в классе.

Вопросы контроля:

  1. Наличие системы контроля и учёта знаний учащихся. Уровень требований к знаниям учащихся. Дифференцированный подход к знаниям учащихся. Доступность объяснения. Наличие приёмов, направленных на воспитание у учащихся интереса к предмету. Стиль взаимоотношений с учащимися. Дисциплина учащихся на уроке. Методы активизации деятельности учащихся на уроке.
  2. Учебно-воспитательный план. Дневники учащихся на предмет своевременного освещения текущей учёбы. Работа с родителями (индивидуальная, родительские собрания). Внеклассные мероприятия. Индивидуальная работа с учащимися.
  3. Наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учёбе, наибольшее количество пропусков.
  4. Наличие конфликтных отношений: между учащимися; учащимися и учителями, родителями.

Методы контроля:

Наблюдение при посещении всех уроков по расписанию (2-3 дня); административные контрольные работы; оперативный разбор; беседы с учителями, родителями, учащимися; анкетирование учащихся; работа с документацией (классный журнал, план воспитательной работы класса, тетради и дневники учащихся.).

Грамотно организованный внутришкольный контроль невозможен без высокой информированности, анализа деятельности и видения перспектив дальнейшей работы. Но чтобы владеть полной информацией по разным показателям, необходим инструментарий. Предлагаю некоторые технологические решения данной проблемы.

Технологические решения

Информационная карта класса

Приложение 1

Программа наблюдений уроков учителей 

№ п/п Вопросы для наблюдений Оценка результатов
1 Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?  
2 Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?  
3 Осуществляется ли на уроке совместная выработка целей, характера и содержания деятельности?  
4 Формируются ли элементы САМО у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?  
5 Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?  
6 Как осуществляются взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:
  • авторитарного стиля,
  • демократического стиля,
  • либерального стиля
 
7 Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, развития взаимного уважения, ответственности, доверия и успеха?  
8 Созданы ли условия для разноуровневого обучения учащихся?  
9 Соответствует ли содержание учебного занятия поставленным целям и реальным учебным возможностям учащихся?  
10 Каков преимущественный характер учебной деятельности?
  • репродуктивный
  • конструктивный
  • творческий
 
11 Достигнуты ли цели учебного занятия?
  • обучающие,
  • развивающие,
  • воспитывающие
 

Приложение к анализу урока (для учащихся)

  1. Сформулируй тему урока: __________________
  2. Какие правила, формулы, законы, изученные ранее, помогли тебе понять данный урок?
  3. Какие новые формулы, правила, законы ты узнал сегодня на уроке?
  4. Какие трудности ты испытал на уроке?
  5. Какие формы работы на уроке по данному предмету тебе нравятся больше всего (поставь баллы от 1 до 5):
  • индивидуальная ___ б.
  • работа в парах ___ б.
  • по карточкам ___ б.
  • ролевая игра ___ б.
  • самостоятельная работа ___ б.
  • тестирование ___ б.
  • работа в группах ___ б.
  • урок-зачёт ___ б.
  • урок-семинар ___ б.
  • другое (укажи) ___ б.

Схема анализа контрольной работы

Приложение 2

Итоги контрольных работ в _______классе 

Предмет                                                                
Ф.И.О. учителя        
Кол-во уч-ся в классе/группе        
Кол-во выполнявших работу        
Справились на «5»
(кол-во / %)
       
Справились на «4»
(кол-во / %)
       
Справились на «3»
(кол-во / %)
       
Не справились
(кол-во / %)
       
Стандарт %        
Качество %        
СОУ %        

Составил: __________________ /__________________/.

Карта посещения внеклассного мероприятия

Приложение 3

Карта проверки дневников учащихся

Приложение 4

Карта проверки состояния классного журнала

Приложение 5

Карта проверки рабочих тетрадей учащихся 

Приложение 6

Анкета учащегося «Отношение к учебным предметам» 

Класс __________________ Дата опроса __________________

Предмет Изучаю с интересом Равнодушен Не люблю
1 Русский язык      

Итоги классно-обобщающего контроля находят отражение в аналитических справках, которые, в свою очередь, позволяют не только увидеть уровень результативности, выявить негативные факторы, но и принять своевременное решение в устранении причин, влияющих на снижение качества знаний учащихся.