Для того чтобы внутришкольный контроль был эффективным и носил конструктивный характер, заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен соблюдать технологию внутришкольного контроля, включающую следующие этапы:
- Подготовительный этап.
- Прогностический этап.
- Изучение проблемы и сбор информации.
- Анализ информации.
- Коррекция.
Наиболее существенной причиной для постановки класса под контроль служит качество знаний учащихся, так как на него влияют качество работы с классом учителей, классного руководителя, родителей, а также психологическая атмосфера в коллективе класса. В ходе анализа работы школы за прошлый учебный год выявляются классы с самым низким качеством знаний, которые обязательно ставятся под классно-обобщающий контроль.
Цель контроля: выяснение причин низкой успеваемости в классе и последующее их устранение.
Объекты контроля:
- Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее количество неуспевающих, наибольшее количество пропусков уроков.
- Работа классного руководителя.
- Учёба учащихся.
- Психологическая атмосфера в классе.
Вопросы контроля:
- Наличие системы контроля и учёта знаний учащихся. Уровень требований к знаниям учащихся. Дифференцированный подход к знаниям учащихся. Доступность объяснения. Наличие приёмов, направленных на воспитание у учащихся интереса к предмету. Стиль взаимоотношений с учащимися. Дисциплина учащихся на уроке. Методы активизации деятельности учащихся на уроке.
- Учебно-воспитательный план. Дневники учащихся на предмет своевременного освещения текущей учёбы. Работа с родителями (индивидуальная, родительские собрания). Внеклассные мероприятия. Индивидуальная работа с учащимися.
- Наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учёбе, наибольшее количество пропусков.
- Наличие конфликтных отношений: между учащимися; учащимися и учителями, родителями.
Методы контроля:
Наблюдение при посещении всех уроков по расписанию (2-3 дня); административные контрольные работы; оперативный разбор; беседы с учителями, родителями, учащимися; анкетирование учащихся; работа с документацией (классный журнал, план воспитательной работы класса, тетради и дневники учащихся.).
Грамотно организованный внутришкольный контроль невозможен без высокой информированности, анализа деятельности и видения перспектив дальнейшей работы. Но чтобы владеть полной информацией по разным показателям, необходим инструментарий. Предлагаю некоторые технологические решения данной проблемы.
Технологические решения
Информационная карта класса
Программа наблюдений уроков учителей
№ п/п | Вопросы для наблюдений | Оценка результатов |
1 | Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие? | |
2 | Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели? | |
3 | Осуществляется ли на уроке совместная выработка целей, характера и содержания деятельности? | |
4 | Формируются ли элементы САМО у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)? | |
5 | Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки? | |
6 | Как осуществляются взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:
|
|
7 | Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, развития взаимного уважения, ответственности, доверия и успеха? | |
8 | Созданы ли условия для разноуровневого обучения учащихся? | |
9 | Соответствует ли содержание учебного занятия поставленным целям и реальным учебным возможностям учащихся? | |
10 | Каков преимущественный характер учебной деятельности?
|
|
11 | Достигнуты ли цели учебного занятия?
|
Приложение к анализу урока (для учащихся)
- Сформулируй тему урока: __________________
- Какие правила, формулы, законы, изученные ранее, помогли тебе понять данный урок?
- Какие новые формулы, правила, законы ты узнал сегодня на уроке?
- Какие трудности ты испытал на уроке?
- Какие формы работы на уроке по данному предмету тебе нравятся больше всего (поставь баллы от 1 до 5):
|
|
Схема анализа контрольной работы
Итоги контрольных работ в _______классе
Предмет | ||||
Ф.И.О. учителя | ||||
Кол-во уч-ся в классе/группе | ||||
Кол-во выполнявших работу | ||||
Справились на «5» (кол-во / %) |
||||
Справились на «4» (кол-во / %) |
||||
Справились на «3» (кол-во / %) |
||||
Не справились (кол-во / %) |
||||
Стандарт % | ||||
Качество % | ||||
СОУ % |
Составил: __________________ /__________________/.
Карта посещения внеклассного мероприятия
Карта проверки дневников учащихся
Карта проверки состояния классного журнала
Карта проверки рабочих тетрадей учащихся
Анкета учащегося «Отношение к учебным предметам»
Класс __________________ Дата опроса __________________
№ | Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
1 | Русский язык |
Итоги классно-обобщающего контроля находят отражение в аналитических справках, которые, в свою очередь, позволяют не только увидеть уровень результативности, выявить негативные факторы, но и принять своевременное решение в устранении причин, влияющих на снижение качества знаний учащихся.