Цикл занятий с использованием дидактической игрушки "Черепаха"

Разделы: Работа с дошкольниками


Представление игрушки.

Древняя китайская легенда гласит, что за две с половиной тысячи лет до н. э. некто У из племени Ся, ставший в последствии первым императором Поднебесной, руководил ирригационными работами на Желтой реке. Он сидел на берегу реки, наблюдая, как роют канал для орошения рисовых полей. Немилосердно пекло южное солнце. Казалось, воды могучей реки сейчас закипят. Над желтой рекой стояло неподвижное марево.

Не по себе, вероятно, стало и некоторым обитателям реки. На песчаный берег набежала волна, потом над поверхностью воды показался черепаший панцирь.

Словно не природа, а высшее существо начертило на нем какие то таинственные знаки. У принялся разглядывать панцирь и к своему удивлению, обнаружил на нем то, что впоследствии было названо магическим квадратом. С тех пор человек считает черепаху символом мудрости, гармонии с природой. У детей моей группы есть такая мудрая черепаха – игрушка, которая предполагает развитие навыков и умений в различных видах деятельности и способствует эмоциональному развитию детей, является помощником на любом занятии, в любой деятельности, при индивидуальной работе, может быть использована для развития и обучения детей разных возрастов. Дидактическая игрушка «Черепашка» выполнена из легкомоющегося материала. В игрушке при необходимости легко можно заменить голову, поменяв образ, а так же панцирь, для разнообразия заданий. Эта игрушка универсальна, сшита из подручных материалов.

Ученными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и что не менее важно. Мощным средством, повышающим развитие мышления ребенка.

Представленная дидактическая игрушка «Черепашка» предполагает занятия – упражнения на развития мелкой моторики и координации движений пальцев с детьми разного возраста, с усложненными по необходимости содержанием и методическими приемами. Эта игрушка формирует дидактику обучения и способствует развитию: сенсорного воспитания ребенка, ориентировки в пространстве.

Ребенку или подгруппе детей предлагаются задания:

  1. Зашнуруй шнурок. Цель – закрепление цвета, различных способов шнуровки, развитие мелкой моторики. Закрепление понятий сверху вниз, снизу вверх.
  2. Пристегни цветочки. Цель – закрепление цвета, развитие мелкой моторики рук, закрепление понятий выше, ниже, слева, справа, закрепление навыков счета.
  3. Завяжи бантик. Цель – закрепление цвета, счета, последовательности выполнения задания, ориентировка в пространстве по отношению к себе, закрепление понятий выше, ниже, рядом, слева, справа.
  4. Нанизывание бус. Цель – закрепление счета, цвета, последовательности, развитие глазомера, чувства ритмического рисунка.
  5. Классификация предметов, составление и решение задач, знакомство с цифрами, закрепление букв алфавита.

Перечисленные задания могут быть предложены во время индивидуальной работы с ребенком и в работе с подгруппой детей.

Конспект занятия по ручному творчеству детей.

Тема: «Черепашата».

Цель: Учить детей создавать образ животного разными способами, из различных материалов, на основе увиденного. Дополнять поделку, чтобы создаваемый образ стал более выразительным. Развивать эстетическое восприятие. Фантазию. Воспитывать эстетическое восприятие, фантазию. Воспитывать любовь и уважение к младшим.

Ход занятия

Педагог просит ребят отгадать загадку: «Панцирь каменный – рубаха, а в рубахе…» (черепаха). Да правильно, эта загадка про черепаху, а вот и она сама в гости к нам пожаловала.

- Здравствуйте ребята, я очень рада, что попала к вам в гости, в ваш детский сад.

- А скажите, много ли ребят ходит в ваш детский сад? (Ответы детей).

- Ой, как здорово, и, наверное, есть самые маленькие, прямо как у меня черепашата. (Ответы детей.)

- А давайте сделаем ребяткам – малышам в подарок маленьких черепашат. Согласны? А из чего их можно сделать подскажет мой волшебный панцирь. В нем есть потайной кармашек, в котором лежат заготовки и материал для ваших поделок ребята. Вы можете выбрать из чего вы хотели бы изготовить свою маленькую черепашку.

Дети выбирают материал для изготовления поделок и способ изготовления. Во время выполнения поделок черепашка подсказывает детям, которые затрудняются.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика:

Вот моя черепаха руки сжаты в кулаки
Она живет в панцире большие пальцы внутри
Когда хочет есть - показать большие пальцы
То высовывает голову
Когда хочет спать - спрятать пальцы обратно
То прячет ее обратно

Далее дети продолжают выполнять свои поделки. В конце занятия, всех черепашат ставят около большой черепахи, рассматривают, делятся впечатлениями.

Итог занятия:

Дети складывают маленьких черепашат в карман черепахи и несут игрушку в младшую группу. В младшей группе они дарят свои поделки малышам, обыгрывают их.

Далее предлагается серия занятий с использованием дидактической игрушки «Черепашка», направленных на работу с «предметными чувствами», их основная цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное состояние, объяснить. Что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Занятие №1.

Тема: Робость.

Цели: повышение у детей уверенности в себе; сплочение группы, знакомство с чувством радости.

Материалы к занятию: Дидактическая игрушка Черепашка, на одной из половинок панциря в красном мешочке – клубочек ярко оранжевых шерстяных ниток. На другой половинке панциря в синем мешочке – пиктограммы «робость», в потайном кармане панциря черепашки зеркала на каждого ребенка.

Занятие проводится с подгруппой детей 10–12 человек.

Ход занятия

В гости к детям приходит игрушка черепашка.

- Здравствуйте ребята, я рада вас снова видеть. Сегодня я принесла вам волшебный клубочек, возьмите его в красном мешочке, скажите, на что он похож? (Ответы детей.) Этот клубочек мы будем передавать по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. (Цель – сплочение детей).

- Итак, меня зовут черепашка по имени Наташка, больше всего я люблю петь свою любимую песенку вместе со своим веселым другом львенком. Далее по очереди говорят дети.

- Как здорово мы познакомились. А теперь послушайте мою историю…

Цель – знакомство с эмоцией «робость» и ее внешними проявлениями.

Мальчик Костя в первый раз пришел в детский сад. Он вошел в раздевалку, переоделся, познакомился с воспитателями и подошел к двери группы. Он чуть приоткрыл дверь и заглянул внутрь. На его лице было вот такое чувство (показать пиктограмму «робость»). Оно называется робость. Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Костю? Что могут сделать дети, чтобы помочь мальчику? ( Ответы детей).

- А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев».

Цель игры: повышение у детей уверенности в себе.

- Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый, он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я лев – Гоша» Пройдите по кругу гордой уверенной походкой…

Отлично!

- А теперь пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Цель – создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности.

- Но перед тем как сказать, давайте немножечко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» - шепотом, потом обычным голосом, затем прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

И, наконец, дружно: «Я очень хороший (ая)».

- Молодцы!

- Теперь каждый, начиная с того, к кому я повернусь, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Черепашка Наташка. Я очень хорошая!» или: «Я – Кирилл! Я – очень хороший!»

- Замечательно!

- А теперь ребята, встаньте вокруг меня в круг, возьмитесь за руки и скажите: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим. А теперь давайте улыбнемся друг другу.

Занятие №2.

Тема: Радость

Цели: знакомство с чувствами радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материалы к занятию:

  • дидактическая игрушка Черепашка;
  • пиктограмма «радость»;
  • фотографии веселых людей;
  • бумага для рисования, карандаши в кармашке на панцире черепахи, зеркала на каждого ребенка.

Ход занятия

- Доброе утро ребята! Я черепашка – по имени Наташка, мне у вас понравилось, и я пришла к вам опять. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому. Кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое. И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…

(Цель упражнения – создание положительного эмоционального фона).

- А теперь посмотрите на лицо этого человека (на панцирь прикрепляется пиктограмма «радость») Как вы думаете, этот человек грустный? А может он серьезный? Или веселый, радостный? Да, правильно этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? Но перед этим поиграем с «Солнечным зайчиком». Вы знаете на моей Родине много, много солнышка и очень много солнечных зайчиков. (Цель – снятие напряжения мышц лица).

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

- Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились! Сейчас я расскажу вам одну историю.

Этюд «Встреча с другом».

Цель – развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений.

- У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расставаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!

- Выразительные движения: плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость). Попробуем разыграть эту сценку.

- У вас отлично получилось! А сейчас посмотрим вот на эти фотографии (показать фотографии веселых, улыбающихся людей). Какое чувство, по вашему, испытывают люди? Как вы догадались? А это мои фотографии. Я на них тоже веселая и радостная. Как вы думаете, почему? Если вы захотите, можете принести на следующее занятие свои «радостные фотографии». Давайте поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда…»

- А сейчас представьте себе. Что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость». Возьмите листочки и карандаши, которые я приготовила для вас в своем волшебном кармане и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется. (Цель – рефлексы чувств). Дети под спокойную, но радостную музыку рисуют.

- А теперь давайте сядем в круг, и пусть каждый из вас расскажет, что он нарисовал.

В конце занятия проводится игра «Доброе животное».

- Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще тук – шаг вперед. Тук – шаг назад. Молодцы! Будьте всегда радостны и веселы до новых встреч.