Урок окружающего мира по теме "Деревья – главные производители экосистемы леса". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обобщение знаний об изученных экосистемах,
  • создать условия для формирования представления учащихся об экосистеме леса,
  • ознакомление с процессами, происходящими в деревьях,
  • развивать познавательную активность детей,
  • умение использовать ранее полученные знания.

Оборудование:

  • Презентация.
  • Иллюстрации различных деревьев.
  • Плакаты «Экосистема леса», «Виды лесов», « Ярусы леса».
  • Кроссворды.
  • Сосуд с подкрашенной водой и белые цветы.
  • Учебник-тетрадь « Обитатели Земли» 3 класс.

Ход урока

1. Установка на урок.

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Пусть будет урок познавательным
И каждого ждёт лишь успех!

2. Проверка домашнего задания.

(На доске выставляются кроссворды, составленные ребятами дома.)

Представление нескольких кроссвордов.

3. Актуализация знаний.

- О чем мы с вами говорили на предыдущих уроках? (ЭКОСИСТЕМЫ)

- Что такое экосистема? (Слайд1)

-Что мы относим к неживой природе?

- Что мы относим к живой природе?

4. Повторение изученного материала.

Разгадывание кроссвордов. (Работа проводится по группам. Задания разной степени сложности). См. Приложение1.

Проверка.

- Какие ключевые слова получились?

ОЗЕРО, БОЛОТО, ЛУГ, ЛЕС.

- Что такое озеро? (Окруженный берегами большой естественный водоем ,чаще с пресной водой).

- Какие бывают озёра? (Бессточные - если не вытекает из них, проточные- если вода вытекает. Бывают пресными, иногда солёными). (Слайд 2)

-Как образуются болота? (Если круговорот веществ замкнут не полностью, то условия экосистемы меняются. Именно поэтому на месте озера постепенно образуется болото).

- Какое значение имеют болота для человека?

- Замкнут ли круговорот веществ в экосистеме болота? (Круговорот веществ не замкнут). (Слайд3)

-Какая экосистема приходит на смену болоту? (На смену экосистеме болота приходит экосистема луга). (Слайд4)

- О какой экосистеме мы не говорили на уроках? (экосистема леса) (Слайд5)

5. Совместное открытие нового.

- Что такое лес? (Экосистема, в которой основными производителями являются деревья, а потребителями - звери, птицы и насекомые).

-Кто живёт в глуши леса, мы узнаем на следующем уроке. А мы сегодня будем говорить о….

? Отгадайте загадку.

Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший-
Протянет нам десятки
И тысячи ладошек. (Слайд 6)

-Правильно, дерево.

-А что мы знаем о деревьях, которые растут в лесу?

Задумывались ли когда – нибудь о том, почему они такие разные?

-Сегодня на уроке мы узнаем, как дерево живёт и чем питается; больше узнаем о жизни деревьев. .

6. Работа по учебнику.

Чтение диалога героев.

Лена: Миш! На этой поляне тоже вырастет лес?

Миша: Конечно. Всходы деревьев хорошо се­бя чувствуют в плодородной луговой почве. Де­ревья растут из года в год, затеняя травы и под­нимая густые кроны с листьями навстречу лучам солнца. Луг превращается в лес.

-Зачем деревья в лесу такие высокие?

Ответ на этот вопрос вы найдёте, выполнив задание №1 с.47

- Как вы думаете, какие преимущества имеют высокие деревья перед травами?

(ответы детей).

Чтение текста в учебнике.

-Что мы будем исследовать на уроке?

Выполнение задания №2 с.47

- Какие части дерева вы знаете? (Слайд7)

- Какие процессы происходят в кроне деревьев под действием солнечных лучей?

(фотосинтез)

-Какова роль корней в жизни дерева? (Слайды 8,9)

- Какую роль в передвижении питательных веществ играет ствол?

-На этот вопрос вы ответите после того, как мы проведем опыт.

7. Проведение опыта.

- Какой опыт мы провели на прошлом уроке?

-На предыдущем уроке в вазу налили подкрашенную воду и поставили в неё белый цветок.

- Что мы увидели сегодня? (ответы детей)

Выводы по опыту. (Слайды 10,11)

8. Физкультминутка.

9. Сообщение ученика о значении деревьев в жизни человека.

10. Рассказ учителя о лесе.

-В экосистеме леса выделяют несколько «этажей». (Слайды 12,13,14,15).

11. Первичное закрепление.

Работа по заданиям в учебнике.

12. Итог урока.

-Какие «кормильцы» играют важнейшую роль в экосистеме леса?

-Почему деревья в лесу такие высокие?

-«Лес- богатство страны». (Слайд 16)

-Как вы понимаете эти слова?

13. Рефлексия.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Что вам понравилось?

Литература:

Ситникова Т.Н. Интегрированные уроки для 3 класса.

Тимофеева О.А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир».