Цели:
- Обобщение знаний об изученных экосистемах,
- создать условия для формирования представления учащихся об экосистеме леса,
- ознакомление с процессами, происходящими в деревьях,
- развивать познавательную активность детей,
- умение использовать ранее полученные знания.
Оборудование:
- Презентация.
- Иллюстрации различных деревьев.
- Плакаты «Экосистема леса», «Виды лесов», « Ярусы леса».
- Кроссворды.
- Сосуд с подкрашенной водой и белые цветы.
- Учебник-тетрадь « Обитатели Земли» 3 класс.
Ход урока
1. Установка на урок.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Пусть будет урок познавательным
И каждого ждёт лишь успех!
2. Проверка домашнего задания.
(На доске выставляются кроссворды, составленные ребятами дома.)
Представление нескольких кроссвордов.
3. Актуализация знаний.
- О чем мы с вами говорили на предыдущих уроках? (ЭКОСИСТЕМЫ)
- Что такое экосистема? (Слайд1)
-Что мы относим к неживой природе?
- Что мы относим к живой природе?
4. Повторение изученного материала.
Разгадывание кроссвордов. (Работа проводится по группам. Задания разной степени сложности). См. Приложение1.
Проверка.
- Какие ключевые слова получились?
ОЗЕРО, БОЛОТО, ЛУГ, ЛЕС.
- Что такое озеро? (Окруженный берегами большой естественный водоем ,чаще с пресной водой).
- Какие бывают озёра? (Бессточные - если не вытекает из них, проточные- если вода вытекает. Бывают пресными, иногда солёными). (Слайд 2)
-Как образуются болота? (Если круговорот веществ замкнут не полностью, то условия экосистемы меняются. Именно поэтому на месте озера постепенно образуется болото).
- Какое значение имеют болота для человека?
- Замкнут ли круговорот веществ в экосистеме болота? (Круговорот веществ не замкнут). (Слайд3)
-Какая экосистема приходит на смену болоту? (На смену экосистеме болота приходит экосистема луга). (Слайд4)
- О какой экосистеме мы не говорили на уроках? (экосистема леса) (Слайд5)
5. Совместное открытие нового.
- Что такое лес? (Экосистема, в которой основными производителями являются деревья, а потребителями - звери, птицы и насекомые).
-Кто живёт в глуши леса, мы узнаем на следующем уроке. А мы сегодня будем говорить о….
? Отгадайте загадку.
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший-
Протянет нам десятки
И тысячи ладошек. (Слайд 6)
-Правильно, дерево.
-А что мы знаем о деревьях, которые растут в лесу?
Задумывались ли когда – нибудь о том, почему они такие разные?
-Сегодня на уроке мы узнаем, как дерево живёт и чем питается; больше узнаем о жизни деревьев. .
6. Работа по учебнику.
Чтение диалога героев.
Лена: Миш! На этой поляне тоже вырастет лес?
Миша: Конечно. Всходы деревьев хорошо себя чувствуют в плодородной луговой почве. Деревья растут из года в год, затеняя травы и поднимая густые кроны с листьями навстречу лучам солнца. Луг превращается в лес.
-Зачем деревья в лесу такие высокие?
Ответ на этот вопрос вы найдёте, выполнив задание №1 с.47
- Как вы думаете, какие преимущества имеют высокие деревья перед травами?
(ответы детей).
Чтение текста в учебнике.
-Что мы будем исследовать на уроке?
Выполнение задания №2 с.47
- Какие части дерева вы знаете? (Слайд7)
- Какие процессы происходят в кроне деревьев под действием солнечных лучей?
(фотосинтез)
-Какова роль корней в жизни дерева? (Слайды 8,9)
- Какую роль в передвижении питательных веществ играет ствол?
-На этот вопрос вы ответите после того, как мы проведем опыт.
7. Проведение опыта.
- Какой опыт мы провели на прошлом уроке?
-На предыдущем уроке в вазу налили подкрашенную воду и поставили в неё белый цветок.
- Что мы увидели сегодня? (ответы детей)
Выводы по опыту. (Слайды 10,11)
8. Физкультминутка.
9. Сообщение ученика о значении деревьев в жизни человека.
10. Рассказ учителя о лесе.
-В экосистеме леса выделяют несколько «этажей». (Слайды 12,13,14,15).
11. Первичное закрепление.
Работа по заданиям в учебнике.
12. Итог урока.
-Какие «кормильцы» играют важнейшую роль в экосистеме леса?
-Почему деревья в лесу такие высокие?
-«Лес- богатство страны». (Слайд 16)
-Как вы понимаете эти слова?
13. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Что вам понравилось?
Литература:
Ситникова Т.Н. Интегрированные уроки для 3 класса.
Тимофеева О.А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир».