Урок математики. 4-й класс. "Решение задач на движение"

Разделы: Математика

Класс: 4


Цель: посредством наблюдения, сравнения и анализа прийти к выводу, что скорость сближения и удаления при одновременном движении навстречу друг другу и при одновременном движении друг от друга равна сумме скоростей, а скорость сближения и удаления при одновременном движении в одну сторону равна разности скоростей. Учить детей преобразованию величин . т.е.км/ч в более мелкие величины и м\с в м/ч и т.д.

Объявление темы и цели урока.

Актуализация знаний. Что такое скорость?

Как она находится?

Какими единицами измеряется скорость?

Откройте стр.108. Давайте познакомимся с основными скоростями и научимся их преобразовывать. (работа с калькуляторами) -

(3-4) преобразования

Интересно: лётчик – испытатель Комаров на самолёте Е-266 установил мировой рекорд скорости - 825м/с.

Посмотрите, а чему равна скорость ураганного ветра?

Во сколько раз быстрее скорости ураганного ветра летел испытатель?

Микровывод.

Что такое скорость? Как её найти?

U=S:t

А как найти время? Расстояние?

Логическая задача. Лиса бежала со скоростью18 км/ч, одновременно с ней выбежала и собака со скоростью 15 км/ч. Лиса пробежала расстояние время расстояние 36 км. Успеет ли лиса скрыться от собаки?

Анализ задачи и её решение у доски учеником самостоятельно, решение проверяем.

Почему при одинаковом времени расстояние разное?

А если собака увеличит скорость в 2 раза, то изменится ли то расстояние, которое она пробежит?

Итак, лиса бегала по лесу и учуяла запах зайца.

Собака же в это время была с хозяином и только что поймала зайца. Получилось так, что и лиса и собака бегут навстречу друг другу одновременно. Скорость лисы 18 км/ч, а скорость собаки 15 км/ч. На сколько метров они сблизятся за 1 час, а за 1 мин?

18*1000:60=300 м/мин

15*1000:60=250 м/мин

На сколько метров за 1 мин они сблизятся? А за 2 мин?

А что это за скорость?

Скорость сближения.

Как мы её нашли? А какое это было движение?

U1+U2=Uсбл.

Одновременное, навстречу друг другу.

Лиса, испугавшись собаки, побежала в другую сторону. Одновременно с ней побежала и собака, т. к. её позвал хозяин. Они бегут в разные стороны, лиса к себе в нору, а собака к своему хозяину. Лиса со скоростью300м/мин, а собака200м/мин.На каком расстоянии они будут через 1мин? А через 2 мин? Что это за скорость? Как мы её находили?

Записываем формулу. U1+U2=Uуд.

При каком движении?

Одновременное, в разные стороны.

Работа по решённой задаче.

Какое расстояние пробежала лиса?

А какое расстояние пробежала собака?

Постановка проблемы в соответствии с целью урока.

Когда скорости сближения и удаления равны сумме скоростей,
а когда скорости сближения и удаления равны разности скоростей?

Для того, чтобы наш урок был интересным, мы вспомним рыб нашего водоёма, т.е. рыб, которые обитают в наших северных реках; рыб-хищников и растительноядных или всеядных.

Хищники: Сёмга, щука, налим, сом.

Растительноядные: ёрш, плотва, лещ т. е. все, те, что кормятся моллюсками, растениями и т. д.

Для того чтобы нам легко было составлять задачи, посмотрим небольшое сообщение про рыб.

Какая скорость в минуту опасности у сёмги?

Составляем задачи.

Я вам говорю начало ситуации, а вы продолжаете её.

Итак, скорость сёмги 280 км/ч (в рывке). Сколько это в м/с? (77,7м/с). Округляем до 78 м/с.

Скорость щуки - 90 км/ч, преобразуйте в м/с?

Налим - 54 км/ч. это сколько в м/с?

Сёмга - 50м/с ;
Ёрш - 5м/с;
Щука - 25м/с;
Налим - 15м/с;

У растительноядных скорость маленькая. Почему?

Задача №1. Из ерша, как всем известно, самая вкусная уха. Он сильно пахнет и в воде. Щука учуяла этот запах и одновременно с ёршом поплыли навстречу друг другу. Щука со скоростью 25м/с, а ёрш 5м/с.

На сколько они приблизятся друг к другу за 1 с? а за 2с?

Запись решения на доске.

Что это за скорость?

Съела ли щука ерша?

Нет.

Почему?

Задача №2.

Щука учуяла запах икры лосося. На её несчастье икру охраняли рыбы. Как их звать? (лохи - самцы сёмги). Щука села в засаду, вдруг ей показалось, что лох отвернулся и она хотела предпринять попытку охоты, но это была её ошибка. Лох тут же бросился на щуку , а щука от него. Скорость лоха 50 м/c, а скорость щуки 25 м/c

На сколько метров за 1с догонит лох щуку? Что это за скорость?

Каким действием она находится?

Какие условия соблюдаются?

U1>U2, движение в одну сторону, одновременное.

Задача №3 Предположим, что щука спаслась и поплыла дальше, а навстречу ей налим. Как вы думаете голодная щука съест налима? А налим щуку? Скорость налима - 15 м/с, а щуки - 25 м/с. Налим плывёт за щукой. Он её догоняет или отстаёт от неё?

На сколько метров за 1с налим отстанет от щуки? А за 2 с?

Сделаем вывод.

Если скорость U1<U2, то скорость Uуд. находится действием вычитания.

Итак, делаем обобщение.

Ещё раз обращаемся к проблеме урока.

При одновременном движении навстречу друг другу или в разные стороны скорость сближения и удаления находятся действием сложения.

U1+U2=U сближения при одновременном движении навстречу друг другу.

U1+U2=Uудаления при одновременном движении друг от друга.

U1-U2=U сближения при одновременном движении в одну сторону, когда скорость первого больше скорости второго..

U1 -U2=U удаления при одновременном движении в одну сторону, когда скорость 1 меньше скорости 2.

1 этап

Работа по закреплению изученного.

Задачи 1, 2, 3, 4 и 5. Дети решают самостоятельно №182, проверяем 1 и 2 задачи по решению на доске. Есть ещё 3 задачи и вам предлагается найти из всех задач те задачи , которые не на движение.

У доски решает задачу ученик.

Все остальные решают самостоятельно.

Детям предлагается задача из учебника №182. (сам.)

Задача №2.

Собака учуяла запах лисы и побежала на него, лиса в своё время тоже учуяла запах собаки и побежала одновременно от собаки. Скорость лисы 37км/ч, а скорость собаки46км/ч. Через какое время собака догонит лису, если расстояние между ними 18м?

Задача№3.

Ветер сорвал с прохожего шляпу и покатил её по тротуару со скоростью3м/с. Прохожий со скоростью 8м/с побежал за ней , когда расстояние до шляпы было 8м. Через сколько секунд прохожий догонит шляпу?

Задача№4

Скорость удаления зайца и лисы 30км/ч, причём скорость лисы в 2 раза больше скорости зайца. Найди скорость зайца и лисы

Задача№5.

Скорость сближения налима и сома равна 50м /с. Скорость налима на 4м/с больше, чем скорость сома .Найди скорость налима и сома.

Подведение итогов урока.

Дети, вы нашли задачи, которые не этого вида?

Кто решил все предлагаемые задачи и правильно?

А кто решил три задачи на движение? Оценки.

Вам урок понравился?

Всем спасибо. Д/З

ПРОЕКТ УРОКА.

Характеристика темы занятия: является вводным по теме «Решение задач на движение.

Нахождение скорости сближения и удаления при одновременном движении навстречу друг другу и друг от друга действием сложения.

Нахождение скорости удаления и сближения при одновременном движении в одну сторону действием вычитания.

Знания, умения и навыки, полученные на уроке, являются базовыми для их применения на последующих уроках. В социальном отношении система образования имеет вариативный и развивающий характер. Развивающий в том смысле, что кроме обязательного программного материала в обучении включаются и дополнительные темы (решение логических задач). Урок построен на основе программного материала с учётом развития одарённых детей, работающих по программе Детской Международной Академии «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Система целей к занятию: посредствам наблюдения, сравнения и анализа и синтеза прийти к выводу, что скорость сближения и удаления при одновременном движении друг от друга и навстречу друг другу равна сумме скоростей, а скорость сближения и удаления при одновременном движении друг от друга в одном направлении равна разности скоростей. Учить детей преобразованию величин скоростей. Развивать любознательность.

Общедидактическая цель (ОДЦ):осмысление полученных и имеющихся знаний, выработка умений самостоятельно переносить их в новую ситуацию, сравнивать, анализировать и выявлять сходные и различные по типу задачи.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

ЦЕЛИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Сформировать знания и умения по решению задач на движение при одновременном движении навстречу друг другу и в разные стороны, а также при одновременном движении в одну сторону, когда скорость сближения и удалении равны разности скоростей. Проверить навыки и умения самостоятельно решать задачи на движение, отличать типы задач на движение от других видов задач, даже если присутствуют данные единицы измерения скорости. Познакомиться с решением задач на движение при одновременном движении навстречу друг другу, а также при одновременном движении в одном направлении, в случае когда, скорость сближения и удаления равна сумме скоростей и при случае когда, скорость сближения и удаления равна разности скоростей. Научиться анализировать, синтезировать различные типы задач, находить сходство и различие. Научиться преобразовывать величины скорости в более мелкие или более крупные. Показать умения и навыки применения имеющихся знаний в новых нестандартных ситуациях.
РАЗВИВАЮЩАЯ Развить мыслительную деятельность, творческие способности учащихся, умение осуществлять перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию. Развивать навыки совместного поиска на поставленные проблемы, умения пользоваться формулами на нахождения расстояния времени, скорости сближения и удаления при одновременном движении навстречу друг другу, в разные стороны, в одном направлении.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Создать условия для формирования у учащихся познавательных интересов, навыков, умения работать индивидуально, коллективно; умения совместно находить ответ на поставленный вопрос; развивать интерес к решению проблемных задач, к творческой поисковой деятельности. Совершенствовать систему самоконтроля, взаимоконтроля и способности к быстрой психологической релаксации.

Тип занятия: вводное занятие по теме.

Структура занятия и дидактические задачи этапов занятия

№ п/п ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Организация начала занятия.
Актуализация знаний.
Подготовка к основному этапу занятия
Подготовка учащихся к работе, создание игровой ситуации.
Обеспечение мотивации учащихся и принятие цели учебно-познавательной деятельности.
2. Операционно-исполнительский эта
Получение новых знаний и их применение в новых ситуациях
Формирование системы знаний по теме.
3. Оценочно- рефлективный этап
Контроль и самоконтроль, взаимоконтроль.
 
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего учения, степени усвоения и понимания материала. Подведение итогов по решению проблемы урока.

Формы организации познавательной деятельности

  1. Коллективная;
  2. Групповая;
  3. Индивидуальная;
  4. Сочетание индивидуальной и групповой формы;
  5. Театрализация;

Методы обучения

  1. Проблемный;
  2. Частично-поисковый;
  3. Объяснительно-иллюстративный;

Формы реализации методов Анализ, сравнение, наблюдение, синтез, использование видеоматериалов, самостоятельная работа, творческие задания, перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию.

Средства обучения

Оборудование: учебник «Математика-4», тетрадь, калькулятор, ручка.

Наглядные пособия: Таблицы с типами и классификацией задач на движение, карточки для составления задач

Дидактические пособия: инструктивные карты, технологические карты (1вид - усложнённый, 2 вид - основной), использование технических средств обучения

Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов

Сочетание контроля руководителя, самоконтроля и взаимоконтроля.

Межпредметные связи

Окружающий мир.