Цель: посредством наблюдения, сравнения и анализа прийти к выводу, что скорость сближения и удаления при одновременном движении навстречу друг другу и при одновременном движении друг от друга равна сумме скоростей, а скорость сближения и удаления при одновременном движении в одну сторону равна разности скоростей. Учить детей преобразованию величин . т.е.км/ч в более мелкие величины и м\с в м/ч и т.д.
Объявление темы и цели урока.
Актуализация знаний. Что такое скорость?
Как она находится?
Какими единицами измеряется скорость?
Откройте стр.108. Давайте познакомимся с основными скоростями и научимся их преобразовывать. (работа с калькуляторами) -
(3-4) преобразования
Интересно: лётчик – испытатель Комаров на самолёте Е-266 установил мировой рекорд скорости - 825м/с.
Посмотрите, а чему равна скорость ураганного ветра?
Во сколько раз быстрее скорости ураганного ветра летел испытатель?
Микровывод.
Что такое скорость? Как её найти?
U=S:t
А как найти время? Расстояние?
Логическая задача. Лиса бежала со скоростью18 км/ч, одновременно с ней выбежала и собака со скоростью 15 км/ч. Лиса пробежала расстояние время расстояние 36 км. Успеет ли лиса скрыться от собаки?
Анализ задачи и её решение у доски учеником самостоятельно, решение проверяем.
Почему при одинаковом времени расстояние разное?
А если собака увеличит скорость в 2 раза, то изменится ли то расстояние, которое она пробежит?
Итак, лиса бегала по лесу и учуяла запах зайца.
Собака же в это время была с хозяином и только что поймала зайца. Получилось так, что и лиса и собака бегут навстречу друг другу одновременно. Скорость лисы 18 км/ч, а скорость собаки 15 км/ч. На сколько метров они сблизятся за 1 час, а за 1 мин?
18*1000:60=300 м/мин
15*1000:60=250 м/мин
На сколько метров за 1 мин они сблизятся? А за 2 мин?
А что это за скорость?
Скорость сближения.
Как мы её нашли? А какое это было движение?
U1+U2=Uсбл.
Одновременное, навстречу друг другу.
Лиса, испугавшись собаки, побежала в другую сторону. Одновременно с ней побежала и собака, т. к. её позвал хозяин. Они бегут в разные стороны, лиса к себе в нору, а собака к своему хозяину. Лиса со скоростью300м/мин, а собака200м/мин.На каком расстоянии они будут через 1мин? А через 2 мин? Что это за скорость? Как мы её находили?
Записываем формулу. U1+U2=Uуд.
При каком движении?
Одновременное, в разные стороны.
Работа по решённой задаче.
Какое расстояние пробежала лиса?
А какое расстояние пробежала собака?
Постановка проблемы в соответствии с целью урока.
Когда скорости сближения и удаления равны сумме скоростей,
а когда скорости сближения и удаления равны разности скоростей?
Для того, чтобы наш урок был интересным, мы вспомним рыб нашего водоёма, т.е. рыб, которые обитают в наших северных реках; рыб-хищников и растительноядных или всеядных.
Хищники: Сёмга, щука, налим, сом.
Растительноядные: ёрш, плотва, лещ т. е. все, те, что кормятся моллюсками, растениями и т. д.
Для того чтобы нам легко было составлять задачи, посмотрим небольшое сообщение про рыб.
Какая скорость в минуту опасности у сёмги?
Составляем задачи.
Я вам говорю начало ситуации, а вы продолжаете её.
Итак, скорость сёмги 280 км/ч (в рывке). Сколько это в м/с? (77,7м/с). Округляем до 78 м/с.
Скорость щуки - 90 км/ч, преобразуйте в м/с?
Налим - 54 км/ч. это сколько в м/с?
Сёмга - 50м/с ;
Ёрш - 5м/с;
Щука - 25м/с;
Налим - 15м/с;
У растительноядных скорость маленькая. Почему?
Задача №1. Из ерша, как всем известно, самая вкусная уха. Он сильно пахнет и в воде. Щука учуяла этот запах и одновременно с ёршом поплыли навстречу друг другу. Щука со скоростью 25м/с, а ёрш 5м/с.
На сколько они приблизятся друг к другу за 1 с? а за 2с?
Запись решения на доске.
Что это за скорость?
Съела ли щука ерша?
Нет.
Почему?
Задача №2.
Щука учуяла запах икры лосося. На её несчастье икру охраняли рыбы. Как их звать? (лохи - самцы сёмги). Щука села в засаду, вдруг ей показалось, что лох отвернулся и она хотела предпринять попытку охоты, но это была её ошибка. Лох тут же бросился на щуку , а щука от него. Скорость лоха 50 м/c, а скорость щуки 25 м/c
На сколько метров за 1с догонит лох щуку? Что это за скорость?
Каким действием она находится?
Какие условия соблюдаются?
U1>U2, движение в одну сторону, одновременное.
Задача №3 Предположим, что щука спаслась и поплыла дальше, а навстречу ей налим. Как вы думаете голодная щука съест налима? А налим щуку? Скорость налима - 15 м/с, а щуки - 25 м/с. Налим плывёт за щукой. Он её догоняет или отстаёт от неё?
На сколько метров за 1с налим отстанет от щуки? А за 2 с?
Сделаем вывод.
Если скорость U1<U2, то скорость Uуд. находится действием вычитания.
Итак, делаем обобщение.
Ещё раз обращаемся к проблеме урока.
При одновременном движении навстречу друг другу или в разные стороны скорость сближения и удаления находятся действием сложения.
U1+U2=U сближения при одновременном движении навстречу друг другу.
U1+U2=Uудаления при одновременном движении друг от друга.
U1-U2=U сближения при одновременном движении в одну сторону, когда скорость первого больше скорости второго..
U1 -U2=U удаления при одновременном движении в одну сторону, когда скорость 1 меньше скорости 2.
1 этап
Работа по закреплению изученного.
Задачи 1, 2, 3, 4 и 5. Дети решают самостоятельно №182, проверяем 1 и 2 задачи по решению на доске. Есть ещё 3 задачи и вам предлагается найти из всех задач те задачи , которые не на движение.
У доски решает задачу ученик.
Все остальные решают самостоятельно.
Детям предлагается задача из учебника №182. (сам.)
Задача №2.
Собака учуяла запах лисы и побежала на него, лиса в своё время тоже учуяла запах собаки и побежала одновременно от собаки. Скорость лисы 37км/ч, а скорость собаки46км/ч. Через какое время собака догонит лису, если расстояние между ними 18м?
Задача№3.
Ветер сорвал с прохожего шляпу и покатил её по тротуару со скоростью3м/с. Прохожий со скоростью 8м/с побежал за ней , когда расстояние до шляпы было 8м. Через сколько секунд прохожий догонит шляпу?
Задача№4
Скорость удаления зайца и лисы 30км/ч, причём скорость лисы в 2 раза больше скорости зайца. Найди скорость зайца и лисы
Задача№5.
Скорость сближения налима и сома равна 50м /с. Скорость налима на 4м/с больше, чем скорость сома .Найди скорость налима и сома.
Подведение итогов урока.
Дети, вы нашли задачи, которые не этого вида?
Кто решил все предлагаемые задачи и правильно?
А кто решил три задачи на движение? Оценки.
Вам урок понравился?
Всем спасибо. Д/З
ПРОЕКТ УРОКА.
Характеристика темы занятия: является вводным по теме «Решение задач на движение.
Нахождение скорости сближения и удаления при одновременном движении навстречу друг другу и друг от друга действием сложения.
Нахождение скорости удаления и сближения при одновременном движении в одну сторону действием вычитания.
Знания, умения и навыки, полученные на уроке, являются базовыми для их применения на последующих уроках. В социальном отношении система образования имеет вариативный и развивающий характер. Развивающий в том смысле, что кроме обязательного программного материала в обучении включаются и дополнительные темы (решение логических задач). Урок построен на основе программного материала с учётом развития одарённых детей, работающих по программе Детской Международной Академии «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Система целей к занятию: посредствам наблюдения, сравнения и анализа и синтеза прийти к выводу, что скорость сближения и удаления при одновременном движении друг от друга и навстречу друг другу равна сумме скоростей, а скорость сближения и удаления при одновременном движении друг от друга в одном направлении равна разности скоростей. Учить детей преобразованию величин скоростей. Развивать любознательность.
Общедидактическая цель (ОДЦ):осмысление полученных и имеющихся знаний, выработка умений самостоятельно переносить их в новую ситуацию, сравнивать, анализировать и выявлять сходные и различные по типу задачи.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
ЦЕЛИ | ДЛЯ УЧИТЕЛЯ | ДЛЯ УЧАЩИХСЯ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | Сформировать знания и умения по решению задач на движение при одновременном движении навстречу друг другу и в разные стороны, а также при одновременном движении в одну сторону, когда скорость сближения и удалении равны разности скоростей. Проверить навыки и умения самостоятельно решать задачи на движение, отличать типы задач на движение от других видов задач, даже если присутствуют данные единицы измерения скорости. | Познакомиться с решением задач на движение при одновременном движении навстречу друг другу, а также при одновременном движении в одном направлении, в случае когда, скорость сближения и удаления равна сумме скоростей и при случае когда, скорость сближения и удаления равна разности скоростей. Научиться анализировать, синтезировать различные типы задач, находить сходство и различие. Научиться преобразовывать величины скорости в более мелкие или более крупные. Показать умения и навыки применения имеющихся знаний в новых нестандартных ситуациях. |
РАЗВИВАЮЩАЯ | Развить мыслительную деятельность, творческие способности учащихся, умение осуществлять перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию. | Развивать навыки совместного поиска на поставленные проблемы, умения пользоваться формулами на нахождения расстояния времени, скорости сближения и удаления при одновременном движении навстречу друг другу, в разные стороны, в одном направлении. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ | Создать условия для формирования у учащихся познавательных интересов, навыков, умения работать индивидуально, коллективно; умения совместно находить ответ на поставленный вопрос; развивать интерес к решению проблемных задач, к творческой поисковой деятельности. | Совершенствовать систему самоконтроля, взаимоконтроля и способности к быстрой психологической релаксации. |
Тип занятия: вводное занятие по теме.
Структура занятия и дидактические задачи этапов занятия
№ п/п | ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ | ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ |
1. | Мотивационно-ориентировочный этап Организация начала занятия. Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу занятия |
Подготовка учащихся к работе, создание игровой ситуации. Обеспечение мотивации учащихся и принятие цели учебно-познавательной деятельности. |
2. | Операционно-исполнительский эта Получение новых знаний и их применение в новых ситуациях |
Формирование системы знаний по теме. |
3. | Оценочно- рефлективный этап Контроль и самоконтроль, взаимоконтроль. |
Анализ и оценка успешности достижения цели. Мобилизация учащихся на рефлексию своего учения, степени усвоения и понимания материала. Подведение итогов по решению проблемы урока. |
Формы организации познавательной деятельности
- Коллективная;
- Групповая;
- Индивидуальная;
- Сочетание индивидуальной и групповой формы;
- Театрализация;
Методы обучения
- Проблемный;
- Частично-поисковый;
- Объяснительно-иллюстративный;
Формы реализации методов Анализ, сравнение, наблюдение, синтез, использование видеоматериалов, самостоятельная работа, творческие задания, перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию.
Средства обучения
Оборудование: учебник «Математика-4», тетрадь, калькулятор, ручка.
Наглядные пособия: Таблицы с типами и классификацией задач на движение, карточки для составления задач
Дидактические пособия: инструктивные карты, технологические карты (1вид - усложнённый, 2 вид - основной), использование технических средств обучения
Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов
Сочетание контроля руководителя, самоконтроля и взаимоконтроля.
Межпредметные связи
Окружающий мир.