Использование задач с сюжетами сказочных и мультипликационных фильмов для развития речи и интереса к математике в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок-сказка

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • формирование мыслительной деятельности при решении различных задач;
  • пробудить интерес к математической литературе;

Развивающие:

  • развитие умственных действий;
  • развитие устной связной речи;

Воспитательные:

  • пробудить интерес к чтению литературы;
  • отстаивание своих мнений.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Устный счет
  3. Повторение сложения и вычитания двузначных чисел
  4. Логические упражнения
  5. Решение сказочных задач
  6. Физкультминутка
  7. Решение уравнений
  8. Обобщение

Ход урока

  1. Организационный момент

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Далеко-далеко за горами, за высокими лесами есть страна – Сказочная Математика.

  • Какие сказки вы знаете? (Ответы)
  • У героя какой сказки принадлежит ключ? Правильно: Буратино.

- И вместе с Буратино мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия нам понадобятся ум, смекалка и быстрота. На вашем пути будут много препятствий. Преодолев их, мы сможем попасть в страну Сказочной Математики. Нам понадобятся тетради и ручки. Достали тетради, записываем число.

  1. Устный счет “Лучший счетчик”

- Мальвина с Артемоном дали Буратино задание и сказали, что он пойдет в это путешествие, если он решит их. Буратино очень старался, но не смог решить некоторые примеры. И Буратино просит нас помочь.

  • 5 + 6
  • 39 – 18
  • 34 – 3
  • 40 + 1
  • 60 - 9
  • 51 + 10

(Ответы: 11, 21, 31, 41, 51, 61)

  • Что вы заметили в ответах примеров?
  • Назовите последующие двузначные числа
  • Какое число стоит в натуральном ряду после числа 21?
  • Какое число стоит в натуральном ряду перед числом 21?

Задачи:

57-27=30
90-30=60
42+29=71
  • Что вы заметили в этих примерах?
  • Какой пример “Лишний”? Почему?
  • Мы справились с заданиями Мальвины и Артемона?

- Молодцы! Отправляемся дальше.

  1. Повторение сложения и вычитания двузначных чисел.
  • Скажите мне, из какой сказки взяты эти слова: сестры, отец, лес, цветок, зверь, чудо, принц? (Ответ: “Аленький цветочек”)
  • В этой чудесной стране растет удивительный цветок. Этот цветок увял. Почему он увял? (Ответы детей)
  • Если мы правильно решим примеры, то он расцветет.

(За каждый правильный ответ – приклеиваем лепестки к цветку)

29 + 62 =
29 + 63 =
29 + 64 =
90 – 64 =
91 – 64 =
92 – 64 =
54 – 16 =
54 – 17 =
54 – 18 =

- Молодцы! Отлично разбираемся в математике, едем дальше в наш сказочный мир. По пути в страну Сказочной Математики Буратино встретил Винни-Пуха.

  • Что больше всего любит Винни-Пух? (Мед)
  • Как вы думаете, зачем он сидит под деревом?

- Винни-Пух попросил Буратино помочь полезть на дерево и достать мед. Но Буратино не смог полностью решить пример. Давайте ему поможем.

7 дм 2 см – 56 см =
26 см + 3 дм 8 см =
6 дм 8см – 49 см =

- Теперь все в порядке. Винни-Пух благодарит Буратино, а Буратино – нас.

  1. Логические упражнения

- Путешествие Буратино продолжается. И попал он прямо к озеру. Ему нужно попасть на тот берег. Буратино увидел лодку и решил переплыть озеро. Сел в лодку, но чего-то не хватало.

- Чего не хватает? (Весел).

- А жил в этом озере Водяной. Буратино попросил его дать весла. Водяной сказал, что для этого он должен решить его головоломки. Подумаем вместе.

К Р О К + 1 ‘ + Л
3 + Т О Н
30 Я

- Молодцы! Мы разгадали головоломки Водяного. И Водяной дал весла Буратино. Он переплыл озеро.

  1. Решение сказочных задач

- Шел Буратино три дня и три ночи и попал в Пустыню Сказочных Задач. Как вы думаете, что значат сказочные задачи? На ваших партах лежат листочки с задачами. Давайте решим их.

  1. Русалочка собрала со дна моря 15 больших и 44 маленьких ракушки.
  2. В первый год Курочка Ряба снесла 48 яиц, а во второй год – на 2 яйца больше.
  3. Пятачок собрал 14 кг моркови. Это на 22 морковки меньше, чем собрал Кролик.

- В чем трудность этих задач? (Нет вопросов). Исправляем эту ошибку и решаем.

  1. Физкультминутка
  2. Решение уравнений

- По пути в Сказочной Математики через густой лес, Буратино заблудился. “Если бы я встретил какую-нибудь птицу, она бы помогла мне выбраться из этого леса,” – подумал Буратино. Внезапно появилась Сова. Она сказала: “Если решишь эти уравнения, я помогу тебе выбраться из леса”. Поможем Буратино.

75 – Х = 15
Х + 9 = 54
Х – 38 = 42
56 – Х = 19
25 + Х = 73
Х – 14 = 27

- С вашей помощью Буратино решил уравнения, и Сова помогла выйти ему из леса.

  1. Обобщение

- Все когда-то кончается, и путешествие Буратино подходит к концу. Буратино подошел к воротам Сказочной Математики, а там висит большой замок и внизу написано “Если правильно решишь этот пример, то откроешь эти ворота и попадешь в страну Сказочной Математики”.

2 + 4 + 6 + 8 + 10 + 12 + 14 + 16 + 18 =

- Мы помогли Буратино открыть ворота в страну Сказочной Математики. Он благодарит нас за помощь и дарит такой стишок:

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Скажите мне, куда хотел пойти Буратино?

  • Какой была его дорога? Какие препятствия он преодолел?
  • Чему научились на уроке?
  • Вам понравилось путешествие?

- Молодцы! Спасибо за хороший урок!