Путь к успеху

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обобщить полученные знания по теме: “Имя существительное”.
  2. Познакомить учащихся с культурно-историческим периодом в жизни Калмыкии.
  3. Сформировать чувство собственной значимости как гражданина и патриота своей Родины.
  4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

  1. Создать условия для развития мыслительных операций.
  2. Ввести новые понятия – по шахматной терминологии.

Оборудование:

  • картинки города Шахмат;
  • шахматная доска;
  • короны с шахматными фигурками;
  • экран словарных слов /гроссмейстер, дебют, миттельшпиль, эндшпиль/.
  • мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Мы с вами совместим два урока – русский язык и шахматы. А каким будет этот урок, зависит только от вас, от вашей сообразительности и трудолюбия.

Условия игры: класс делится на две команды как в шахматах: на белые и черные. Учитель шахмат делает ходы на шахматной доске по предложению учащихся.

Итак, начинается шахматная партия - дебют.

III. Развитие речи. Беседа “Шахматы в Калмыкии”.

Что означает слово “шахматы”?

Как называется “Город Шахмат” в Калмыкии?

Кто руководит ФИДЕ?

Рассказать о шахматном движении в Калмыкии.

(По ответам учащихся учитель шахмат делает первые ходы на шахматной доске)

IV. Работа в тетрадях.

Сообщение темы и цели урока.

V. Чистописание.

ш т ш т

шах+мат=шахматы

VI. Обобщение знаний по имени существительному.

а) Как называется шахматные фигуры или какие шахматные фигуры вы видите.

Король – м.р. 2 скл.

Ферзь

Конь – м.р. 2 скл. 4 букв. 3 зв.

слон -

ладья – ж.р. 1 скл. 5 букв, 5 зв.

пешка -

Что общего в этих словах?

Определите род и склонение имен существительных.

Какие орфограммы встретились в этих словах?

Сколько букв и звуков в словах конь и ладья.

(Учитель шахмат делает ходы по ответам учеников и объявляет результаты этой партии).

б) Работа со словосочетаниями.

- Определить число и падеж имен существительных в словосочетаниях. (Текст на доске: В шахматах бывают фигуры легкие и тяжелые. На шахматной доске вы видите продвижение королевских войск на белых и черных полях)

- Выписать словосочетания. (Например: на шахматной доске – ед.ч., предл. пад.,)

в) Тест на карточках.

1. Изменение имен существительных по падежам – это ________________________________

2. “Падеж работяга” - _____________________________________________________________

3. “Щедрый падеж” - _____________________________________________________________

4. На, за, под, через, про, в – предлоги какого падежа __________________________________

5. У какого падежа нет предлогов ___________________________________________________

6. У какого падежа два предлога (к, по) _______________________________________________

г) Что мы еще не вспомнили об имени существительном?

(Одушевленное, неодушевленное, собственное, нарицательное, склоняемые, несклоняемые, какими членами предложения являются имена существительные в предложении)

VII. Физкультминутка.

(Повторим движения шахматных фигур и запомним словарные слова – наречие (пропедевтика):

вправо – влево

вперед – назад

вверх – вниз

спереди – сзади

сверху – снизу

направо – налево

(Учитель шахмат объявляет миттельшпиль и результат игры)

VIII. Творческая работа.

а) Составление коллективного рассказа о Городе Шахмат.

Элиста – восточные ворота Европы. 33-я Всемирная шахматная Олимпиада проходила в Калмыцкой столице в сентябре 1998 года. Искренняя любовь нашего народа к шахматам, корнями уходящего в глубокую древность способствует тому, что Калмыкия стала международным шахматным центром.

Глава Республики Кирсан Николаевич Илюмжинов является президентом ФИДЕ.

б) Выписать из текста все собственные имена существительные. Доказать.

в) Найти одушевленные и неодушевленные имена существительные.

г) В последнем предложении сделать синтаксический разбор.

д) Найти однокоренные слова и слова с одинаковой формой.

  • На каких полях ничего не растет? (На шахматных)
  • В каких клетках не держат зверей?

IX. Эндшпиль: Слово учителю шахмат. Окончательный результат.

Саморефлексия:

  • что понравилось на уроке?
  • что не понравилось?
  • что нового узнали?
  • что вы взяли для себя?

X. Заключительное слово учителя.

Ребята, мы с вами обобщили знания по теме “Имя существительное”. После этого урока, я думаю, многие из вас серьезно будете заниматься шахматами. И как Эрдня Цабдыров, ученик 8 класса нашей школы станете чемпионами, а в дальнейшем великими гроссмейстерами.

Оценивание.