Цель:
- Обобщить полученные знания по теме: “Имя существительное”.
- Познакомить учащихся с культурно-историческим периодом в жизни Калмыкии.
- Сформировать чувство собственной значимости как гражданина и патриота своей Родины.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к своему здоровью.
Задачи:
- Создать условия для развития мыслительных операций.
- Ввести новые понятия – по шахматной терминологии.
Оборудование:
- картинки города Шахмат;
- шахматная доска;
- короны с шахматными фигурками;
- экран словарных слов /гроссмейстер, дебют, миттельшпиль, эндшпиль/.
- мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Мы с вами совместим два урока – русский язык и шахматы. А каким будет этот урок, зависит только от вас, от вашей сообразительности и трудолюбия.
Условия игры: класс делится на две команды как в шахматах: на белые и черные. Учитель шахмат делает ходы на шахматной доске по предложению учащихся.
Итак, начинается шахматная партия - дебют.
III. Развитие речи. Беседа “Шахматы в Калмыкии”.
Что означает слово “шахматы”?
Как называется “Город Шахмат” в Калмыкии?
Кто руководит ФИДЕ?
Рассказать о шахматном движении в Калмыкии.
(По ответам учащихся учитель шахмат делает первые ходы на шахматной доске)
IV. Работа в тетрадях.
Сообщение темы и цели урока.
V. Чистописание.
ш т ш т
шах+мат=шахматы
VI. Обобщение знаний по имени существительному.
а) Как называется шахматные фигуры или какие шахматные фигуры вы видите.
Король – м.р. 2 скл. Ферзь Конь – м.р. 2 скл. 4 букв. 3 зв. |
слон - ладья – ж.р. 1 скл. 5 букв, 5 зв. пешка - |
Что общего в этих словах?
Определите род и склонение имен существительных.
Какие орфограммы встретились в этих словах?
Сколько букв и звуков в словах конь и ладья.
(Учитель шахмат делает ходы по ответам учеников и объявляет результаты этой партии).
б) Работа со словосочетаниями.
- Определить число и падеж имен существительных в словосочетаниях. (Текст на доске: В шахматах бывают фигуры легкие и тяжелые. На шахматной доске вы видите продвижение королевских войск на белых и черных полях)
- Выписать словосочетания. (Например: на шахматной доске – ед.ч., предл. пад.,)
в) Тест на карточках.
1. Изменение имен существительных по падежам – это ________________________________
2. “Падеж работяга” - _____________________________________________________________
3. “Щедрый падеж” - _____________________________________________________________
4. На, за, под, через, про, в – предлоги какого падежа __________________________________
5. У какого падежа нет предлогов ___________________________________________________
6. У какого падежа два предлога (к, по) _______________________________________________
г) Что мы еще не вспомнили об имени существительном?
(Одушевленное, неодушевленное, собственное, нарицательное, склоняемые, несклоняемые, какими членами предложения являются имена существительные в предложении)
VII. Физкультминутка.
(Повторим движения шахматных фигур и запомним словарные слова – наречие (пропедевтика):
вправо – влево
вперед – назад
вверх – вниз
спереди – сзади
сверху – снизу
направо – налево
(Учитель шахмат объявляет миттельшпиль и результат игры)
VIII. Творческая работа.
а) Составление коллективного рассказа о Городе Шахмат.
Элиста – восточные ворота Европы. 33-я Всемирная шахматная Олимпиада проходила в Калмыцкой столице в сентябре 1998 года. Искренняя любовь нашего народа к шахматам, корнями уходящего в глубокую древность способствует тому, что Калмыкия стала международным шахматным центром.
Глава Республики Кирсан Николаевич Илюмжинов является президентом ФИДЕ.
б) Выписать из текста все собственные имена существительные. Доказать.
в) Найти одушевленные и неодушевленные имена существительные.
г) В последнем предложении сделать синтаксический разбор.
д) Найти однокоренные слова и слова с одинаковой формой.
- На каких полях ничего не растет? (На шахматных)
- В каких клетках не держат зверей?
IX. Эндшпиль: Слово учителю шахмат. Окончательный результат.
Саморефлексия:
- что понравилось на уроке?
- что не понравилось?
- что нового узнали?
- что вы взяли для себя?
X. Заключительное слово учителя.
Ребята, мы с вами обобщили знания по теме “Имя существительное”. После этого урока, я думаю, многие из вас серьезно будете заниматься шахматами. И как Эрдня Цабдыров, ученик 8 класса нашей школы станете чемпионами, а в дальнейшем великими гроссмейстерами.
Оценивание.