Педагогический опыт показывает, что в сочетании с другими видами проверки,
использование тестовых заданий является весьма актуальным и эффективным
инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку, повышающим
мотивацию к изучаемому предмету и активизирующим познавательную деятельность
учащихся. Кроме того, тестирование необходимо в современной школе, так как с
2001 года государственную итоговую аттестацию выпускники школы сдают в формате и
по материалам единого государственного экзамена, содержание которого основано на
тестовых заданиях.
Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной
работы учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще
подобрать материал для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его
развития, возрастным и мотивационным особенностям, т.е. применяется
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и при изучении нового
материала, его закреплении и обобщении, и при итоговом контроле.
Работая по учебнику Н.В. Загладина, С.Т. Минакова, С.И. Козленко “История
Отечества. XX век” для 9 класса основной школы в течение 5 лет, мною были
подготовлены тесты для повторительно-обобщающих уроков. При конструировании
тестов исходил из понимания теста как системы заданий возрастающей трудности,
позволяющих оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков
учащихся, полученных в результате работы над определенной темой. Вопросы в тесте
расположены блоками, которые выстроены в хронологическом порядке и по структуре
соответствуют контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Предлагаемые тесты
охватывают период с 1900 до 1940 года.
Россия в 1900 – 1922 годах. I вариант.
- К началу XX века по уровню социально – экономического развития Россия
принадлежала:
- к странам первого эшелона
- к странам второго эшелона
- к странам третьего эшелона
- к странам четвертого эшелона
- Российская буржуазия формировалась:
- исключительно из представителей русского дворянства
- в основном из представителей зажиточного крестьянства
- из представителей мещанства, купечества и крестьянства
- из представителей русской интеллигенции
- К началу XX века крестьянская община:
- тормозила развитие сельского хозяйства
- никак не влияла на развитие сельского хозяйства
- способствовала дальнейшему развитию сельского хозяйства
- прекратила свое существование
- Самым большим вопросом для крестьянских хозяйств был:
- вопрос о церковных землях
- вопрос о малоземелье
- вопрос о военных повинностях
- вопрос о телесных наказаниях
- РСДРП образовалась:
- в 1898 году
- в 1902 году
- в 1903 году
- в 1905 году
- Манифест о даровании гражданских свобод и созыве законодательной Думы
был подписан:
- 17 сентября 1905 года
- 17 октября 1905 года
- 7 сентября 1905 года
- 7 октября 1905 года
- К положениям реформы Т.А. Столыпина не относится:
- выход крестьян из общины
- замена общинного землевладения частным
- частичный передел помещичьих земель
- переселение крестьян на новые земли
- Поводом для начала Первой мировой войны послужило:
- сообщение о тайных переговорах Англии с Сербией
- введение войск Германии на территорию Сербии
- убийство в Сараево наследника престола Австро–Венгрии Франца –
Фердинанда
- начало мобилизации воинов запаса России
- Первая мировая война началась:
- 28 июля 1914 года
- 1 августа 1914 года
- 30 июля 1914 года
- 1 сентября 1914 года
- Первым председателем Временного правительства был:
- Г.Е. Львов
- А.И. Гучков
- А.Ф. Керенский
- П.Н. Милюков
- Двоевластие в стране существовало:
- 2 марта – 5 июля 1917 года
- 2 марта – 25 октября 1917 года
- 2 марта – 1 сентября 1917 года
- 2 марта – 7 января 1918 года
- Совместите фамилии руководителей белого движения и места их режимов:
- Колчак
- Деникин
- Юденич
- Врангель
|
- Юг России
- Крым
- Сибирь
- Северо–запад России
|
- Определите даты следующих событий:
- окончание двоевластия в стране
- период работы коалиционного правительства
- корниловский мятеж
- вооруженное восстание в Петрограде
|
- 25 августа – 1 сентября 1917 года
- июль – август 1917 года
- 24 -25 октября 1917 года
- 3 – 5 июля 1917 года
|
- Расположите в хронологическом порядке события революции 1905 – 1907 гг.:
- Общегородская политическая стачка в Москве
- Восстание на крейсере “Очаков”
- Мирное шествие рабочих Петербурга к Зимнему дворцу
- Выборы в I Государственную Думу
- Совместите лидеров большевиков и их точки зрения на заключение
Брестского мира:
- В.И. Ленин
- Н.И. Бухарин
- Л.Д. Троцкий
|
- “Ни мира, ни войны”.
- Мир на любых условиях.
- Отказ от несправедливого мира.
|
- Назовите причины победы красных в гражданской войне 1918 – 1922
гг. в России.
Тест. Россия 1900-1922гг. II вариант.
- Самым распространённым видом монополий в Росси были:
- тресты
- синдикаты
- латифундии
- концерны
- Рабочий класс формировался:
- в основном из представителей крестьянства
- в основном из представителей купечества
- в основном из представителей мещанства
- в основном из представителей интеллигенции
- К началу 20 века крупное помещичье землевладение:
- сохранилось
- было ликвидировано
- активно развивалось
- сохранилось местами
- Общинное землевладение охватывало:
- лишь малую долю крестьянских земель
- около половины крестьянских земель
- третью часть крестьянских земель
- основную массу крестьянских земель
- Социальной базой РСДРП являлись:
- крестьяне
- рабочие
- интеллигенция
- мещанство
- Началом революции 1905-1907 гг. в России считаются события “Кровавого
воскресенья”:
- 9 января 1905г.
- 1 января 1905г.
- 9 февраля 1905г.
- 1 февраля 1905г.
- Реформы П.А.Столыпина были в целом направлены на:
- развитие буржуазных отношений в стране
- воссоздание дореволюционных порядков
- развитие социалистических отношений в стране
- частичный передел помещичьих земель
- Годом “великого отступления” для русской армии стал:
- 1914г.
- 1915г.
- 1916г.
- 1917г.
- К причинам начала Первой мировой войны не относится:
- борьба стран-участниц за сферы влияния
- борьба стран-участниц за перераспределение колоний
- борьба стран-участниц за национальную независимость
- борьба стран-участниц за рынки сбыта товаров
- Отречение Николая II состоялось:
- 2 марта 1917г.
- 29 февраля 1917г.
- 10 марта 1917г.
- 2 февраля 1917г.
- Председателем первого рабоче-крестьянского правительства,
сформированного на II съезде Советов, стал:
- В.И. Ленин
- Л.Б. Каменев
- И.В. Сталин
- А.И. Рыков
- Совместите события и их итоги:
- апрельский кризис Временного правительства
- июльский кризис Временного правительства
- корниловский мятеж
- вооружённое восстание в Петрограде
|
- большевизация Советов
- окончание периода двоевластия
- формирование 1-го коалиционного правительства
- установление Советской власти
|
- Определите даты следующих событий:
- подписание Брестского мира
- высадка войск Антанты в российских портах
- поражение армии Колчака А.В.
- поражение армии Деникина А.И.
|
- март-апрель 1918г.
- весна-лето 1919г.
- 3 марта 1918г.
- осень 1919г.
|
- Расположите в хронологической последовательности следующие события
революции 1905-1907 гг. в России.
- Стачка в Иваново-Вознесенске.
- Подписание Манифеста “Об усовершенствовании государственного порядка”.
- Вооружённое восстание в Москве.
- Восстание на броненосце “Князь Потёмкин Таврический”.
- Соотнесите политические партии и их лидеров:
- кадеты
- эсеры
- октябристы
- Союз русского народа
- РСДРП
|
- В.И. Ленин
- В.М. Пуришкевич
- П.Н. Милюков
- А.И. Гучков
- В.М. Чернов
|
- Назовите причины поражения белых в гражданской войне 1917 – 1922 гг. в
России.
СССР в 1920 – 1930-е годы. I вариант.
- X съезд РКП(б) состоялся:
- в марте 1921 года
- в марте 1922 года
- в апреле 1921 года
- в апреле 1922 года
- Председателем Исполнительного комитета Коммунистического интернационала
был:
- Л.Д. Троцкий
- Л.Б. Каменев
- Г.Е. Зиновьев
- Н.И. Бухарин
- В состав СССР первоначально вошли:
- Россия, Белоруссия, Украина.
- Россия, Грузия, Азербайджан, Армения.
- Россия, Украина, Грузия, Азербайджан, Армения, Белоруссия.
- Россия, Таджикистан, Украина, Узбекистан.
- После смерти В.И. Ленина партия:
- перестала существовать
- стала более демократичной
- пережила период острой борьбы за лидерство
- численно уменьшилась
- Годом “великого перелома” является:
- 1927 год
- 1928 год
- 1929 год
- 1930 год
- Культ личности И.В. Сталина выражался в:
- приписывание Сталину всех успехов развития страны
- четком контроле за деятельностью Сталина со стороны партии
- массовом выпуске произведений Сталина во всем мире
- лидерстве Сталина в партии
- Хлебозаготовительный кризис, связанный с переходом от НЭПа к новому
курсу, произошел:
- в 1925 году
- в 1930 году
- в 1927 году
- в 1933 году
- Начало политики массового раскулачивания в деревне относится:
- к 1929 году
- к 1932 году
- к 1935 году
- к 1937году
- Политическое развитие СССР в начале 1930 годов характеризуется:
- политическим плюрализмом
- массовыми политическими репрессиями
- введением многопартийной системы
- сменой политического лидера в стране
- Политика государства в области религии заключалась:
- в высылке священнослужителей
- в разрушении церквей и запрещении обрядов
- в союзе с наиболее влиятельными деятелями церкви
- в строительстве новых храмов
- Карточная система в стране была отменена:
- в 1930 году
- в 1935 году
- в 1937 году
- в 1939 году
- Один из прославленных героев советского общества 1930 годов:
- В.И. Чапаев
- А.М. Матросов
- Б.А. Пильняк
- А.Г. Стаханов
- Расположите в хронологической последовательности следующие события:
- создание МТС
- убийство С.М. Кирова
- образование СССР
- принятие первого пятилетнего плана
- Определите даты следующих событий:
- XVII съезд
- массовые репрессии командного состава Красной армии
- смерть Ленина
- договор с Германией
|
- 1937 -1938 года
- 1924 год
- 1934 год
- 1922 год
|
- Совместите термины и их определения:
- план автономизации
- план федерации
|
- план создания единого государства с самим центром и
подчиненными ему республиками, входящими в состав РСФСР.
- план создания союза государств, сохраняющих независимость,
но имеющие общесоюзные органы власти.
|
- Определите, о ком идет речь в следующем отрывке: “Он предлагал пойти на
ускоренное развитие промышленности и вернуться к “военному коммунизму”.
- Назовите источники проведения индустриализации в СССР.
СССР в 1920 – 1930-е годы. II вариант.
- Первым шагом к новой экономической политике стало решение X съезда
РКП(б):
- о замене продразверстки продналогом
- о свободе торговли
- об отмене государственной монополии внешней торговли
- введение хозрасчета
- Должность генерального секретаря в партии занял:
- Л.Д. Троцкий
- И.В. Сталин
- Л.Б. Каменев
- Г.Е. Зиновьев
- Союз Советских Социалистических республик был образован:
- 20 декабря 1922 года
- 30 декабря 1922 года
- 25 декабря 1922 года
- 31 декабря 1922 года
- Власть И.В. Сталина в партии усилилась благодаря его влиянию на:
- внешнюю политику советского государства
- формирование партийного аппарата власти
- проведение новой экономической политики
- расширение партийной демократии
- “Год великого перелома” - это:
- название популярного романа
- название статьи Сталина
- название сборника статей советских ученых
- название статьи Л.Б. Троцкого
- “Шахтинское дело” - это:
- процесс над инженерами
- процесс над шахтерами-ударниками
- процесс над организацией под руководством Шахтинского
- процесс над военными специалистами
- Крупнейший голод на Украине, в Поволжье и на Кавказе случился:
- в 1930 – 1931 годах
- в 1932 – 1933 годах
- в 1929 – 1930 годах
- в 1935 – 1936 годах
- Первая пятилетка проходила:
- в 1928 – 1932 годах
- в 1930 – 1934 годах
- в 1927 – 1931 годах
- в 1932 – 1936 годах
- Зажиточное крестьянское хозяйство, использующее наемный труд,
называлось:
- бедняцким
- середняцким
- подкулачным
- кулацким
- Наделение Сталина несуществующими чертами личности и отожествление с них
всех успехов советского государства называется:
- демократия
- культ личности
- партократия
- тоталитаризм
- Ведущее место в экономике в 1930 годах занимала:
- легкая промышленность
- текстильная промышленность
- пищевая промышленность
- военная промышленность
- Сталинская Конституция, названная Конституцией победившего социализма,
появилась:
- в 1930 году
- в 1934 году
- в 1936 году
- в 1938 году
- Расположите в хронологической последовательности следующие события:
- принятие новой Конституции СССР
- разгром “кулацкой оппозиции”
- репрессии против руководства Красной Армии
- переход к НЭПу
- Определите даты следующих событий:
- процесс “Промпартии”
- разгром оппозиции Л.Д. Троцкого
- суд над Н.И. Бухариным
- принятие первого пятилетнего плана
|
- 1924 год
- 1938 год
- 1929 год
- 1928 – 1929 года
|
- Совместите названия планов и их авторов:
- Определите, о ком идет речь в следующем отрывке: “ … Он выдвинул лозунг,
обращенный ко всем слоям крестьянства, - “Обогащайтесь!”
- С-1. В чем состоял смысл новой экономической политики?
Литература:
- Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров. История
Отечества. XX век: Учебник для 9 класса основной школы. – М.: Русское слово,
2005.
- Алексашкина Л.Н. Готовимся к Единому государственному экзамену. История.
– М.: Дрофа, 2004.
- Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н. Чернова –
М.: Эксмо, 2006