Цели урока:
Тип урока: обобщающий урок (урок-игра, в уроке участвует целый класс, 2 команды).
Технология: групповая и индивидуальная работа.
Оборудование: задания для каждой группы, индивидуальные карточки с заданиями, канцелярские принадлежности, листок для оценивания результатов.
Оформление доски: таблица с цифрами(8 x 8=64), названия команд, условные обозначения.
План урока:
Организационный момент (5 мин).
Представление каждой команды (3 мин).
Игра “Знатоки” (32 мин).
Подведение итогов и награждение победителей (5
мин).
Подготовительная работа:
Повторить пройденный материал.
Придумать название команды, сделать эмблему.
Составить и оформить ребусы по данной теме.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (знакомство с правилами игры и условными обозначениями).
Лицевая сторона
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
Конкурс для команды, выбравшей этот сектор. В случае выигрыша команда получает то количество очков, которое стоит в этом секторе (в данном случае – 5). В случае если команда не выполнит задание или не ответит, эти очки идут команде соперников. Следующий сектор и в случае выигрыша и в случае поражения выбирает другая команда.
Переход хода. Право выбора сектора передается другой команде. Этот знак может обозначать также и конкурс для болельщиков.
В этом конкурсе участвуют обе команды. Очки идут команде, выигравшей этот конкурс. Право выбора сектора остаётся у той же команды (10 баллов).
Команда получает эти очки без выполнения задания и делает следующий ход (выбирает ещё один сектор).
Команде задаются 3 вопроса. Если она не отвечает хотя бы на один вопрос, очки передаются команде соперников.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
2. Представление каждой команды.
Название команды, эмблема, домашнее задание.
3. Игра “Знатоки”.
Задания.
Переведите 2510 в 16-ую систему счисления. (19)
Какой объем информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк, на каждой странице, по 40 символов в строке. (4000 байт)
Приз. (3 балла).
Обе команды. Отгадать кроссворд.
ВОПРОСЫ
По горизонтали:
1. Наименьшая единица измерения объема информации.
3. Изобретатель таблиц логарифмов.
6. Устройство, обеспечивающее преобразование информации и управление другими устройствами компьютера.
9. Набор символов для представления информации.
10. Человек, придумавший способ автоматического контроля за нитью при работе на ткацком станке.
По вертикали:
2. Способ общения человека и компьютера.
4. Объект Windows, предназначенный для объединения файлов и других папок в группы.
5. Файл, в котором хранится полное имя какого-либо файла или папки.
7. Обрамленная часть экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.
8. Объект в виде совокупности данных, хранящихся во внешней памяти компьютера.
ОТВЕТЫ
По горизонтали:
1 – бит, 3 – Непер, 6 – процессор, 9 – код, 10 – Жаккар.
По вертикали:
2 – интерфейс, 4 – папка, 5 – ярлык, 7 – окно, 8 – файл.
Переведите 10112 в 10-ую систему счисления. (11)
Приз. (2 балла)
Повторение. Устройство для вывода информации на экран. (Монитор или дисплей)
Вирус. Переход хода.
Приз. (5 баллов)
Вирус. Переход хода.
Выполните арифметическое действие: 1А16+В16. (25)
Повторение. Устройство вывода информации на бумагу. (Принтер)
Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в письмах. (400 и 420 бит)
“Вы выходите на следующей остановке?” - спросили человека в автобусе. “нет”, - ответил он. Сколько информации содержит ответ?
Обе команды. Заполните таблицу:
Биты |
Байты |
Килобайты |
…. |
… |
1 |
12288 |
… |
… |
… |
3584 |
… |
… |
… |
9 |
98304 |
… |
… |
… |
16896 |
… |
… |
… |
20 |
204800 |
… |
… |
… |
102400 |
… |
… |
… |
126 |
Приз. (5 баллов)
Выполните арифметическое действие: 100112-1102. (1101)
Повторение. Устройство для считывания графической информации в компьютер. (Cканер)
Обе команды. В течение 30 секунд записать глаголы, отвечая на вопрос:
“Что можно делать с информацией?” (Cоздавать, удалять, копировать, передавать, хранить, обрабатывать, собирать и т.д.). Затем одинаковые вычеркнуть, у какой команды больше тот и получает баллы.
Блиц.
наименьшая адресуемая единица измерения
информация (байт)
назовите минимальную единицу информации; (бит)
сколько битов содержится в одном байте; (8 бит)
сколько битов в слове “БИТ”. (24 бита)
Была получена телеграмма: “Встречайте, вагон 7”. Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?(4 бита)
Приз. (3 балла)
Переведите 2510 в 2-ую систему счисления. (11001)
Повторение. Кабель, состоящий из множества проводов. (магистраль)
Вирус. Переход хода.
Выполните арифметическое действие: 1С16-F16. (D)
Приз. (4 балла)
Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение? (256 символов)
Обе команды. Ответить на вопросы небольшого теста:
1. В информатике количество информации определяется как
А) мера уменьшения неопределенности;
Б) скорость передачи информации;
В) достоверность информации;
Г) объем оперативной памяти.
2. 1 килобайт – это:
А) 1000 символов;
Б) 8 битов;
В) 1000 байтов;
Г) 1024 байтов.
3. Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения количества информации.
А) бит, байт, гигабайт, килобайт;
Б) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
В) килобайт, гигабайт, мегабайт, байт;
Г) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт.
4. Подсчитайте, сколько битов информации (с учетом пробелов) несет следующее выражение: “VELE, VIDE, VICI” (“Пришел, увидел, победил”)
А) 280;
Б) 200;
В) 128.
(1 – А, 2 – Г, 3 – Б, 4 - В)
Переведите 2016 в 10-ую систему счисления. (32)
Вирус. Переход хода.
Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. сколько информации получили школьники из этого сообщения? (2 бита)
Приз. (2 балла).
Повторение. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть.(модем)
Приз. (5 баллов).
Вирус. Переход хода.
Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?
Выполните арифметическое действие: 11002+1102. (10010)
Повторение. Центральное устройство компьютера. (процессор)
Приз. (3 балла).
Повторение. Устройство для вывода сложной графической информации. (плоттер)
Повторение. Устройство для ввода звуковой информации. (микрофон)
В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар? (3 бита)
Обе команды. Отгадать ребус. (Информатика)
Переведите 2510 в 8-ую систему счисления. (31)
Повторение. Устройство для вывода звуковой информации. (Акустические колонки, наушники)
Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов? (4 символа)
Вирус. Переход хода.
Обе команды. Данную последовательность битов разделите на байты. По таблице каждый байт замените соответствующей буквой. Какую фразу вы получили? (Победа будет за нами!)
000100000000111100000001000001010000100000000000
000000100010100000001000000010100010011000010000
00000000000111000000000000011010000100100100001
байт | буква | байт | буква |
00000000 | А | 00010010 | С |
00000001 | Б | 00010011 | Т |
00000010 | В | 00010100 | У |
00000011 | Г | 00010101 | Ф |
00000100 | Д | 00010110 | Х |
00000101 | Е | 00010111 | Ц |
00000110 | Ё | 00011000 | Ч |
00000111 | Ж | 00011001 | Ш |
00001000 | З | 00011010 | Щ |
00001001 | И | 00011011 | Ъ |
00001010 | Й | 00011100 | Ы |
00001011 | К | 00011101 | Ь |
00001100 | Л | 00011110 | Э |
00001101 | М | 00011111 | Ю |
00001110 | Н | 00100000 | Я |
00001111 | О | 00100001 | ! |
00010000 | П | 00100010 | ? |
00010001 | Р | 00100011 | - |
Переведите 10112 в 16-ую систему счисления. (В)
Блиц.
– что является основанием 16-ой системы
счисления?
– сколько байт в слове “БАЙТ”?
– приведите пример непозиционной системы
счисления.
Вирус. Переход хода.
Вирус. Переход хода.
Выполните арифметическое действие: С16*Е16. (1А)
Обе команды. Найти из таблицы 5 свойств информации.
К | Д | О | М | Г | Ц | Й | Ц | Ж | И | О | Н |
Р | О | Е | К | Р | Т | И | Е | П | К | В | П |
А | С | Т | О | В | Е | Р | Н | О | С | Т | Ь |
Т | А | У | Ь | Т | С | О | Н | Л | Н | Е | Л |
К | И | Ы | Н | Ш | А | Е | Е | Н | Е | О | Б |
О | Г | П | О | Н | Я | Т | Н | О | С | Т | Ь |
С | М | Я | К | А | П | Н | К | Т | Н | А | И |
Т | У | С | Т | В | О | О | Ш | А | Р | З | М |
Ь | В | Н | П | О | Н | В | Е | Н | Е | И | Н |
Ответ:
К | Д | О | М | Г | Ц | Й | Ц | Ж | И | О | Н |
Р | О | Е | К | Р | Т | И | Е | П | К | В | П |
А | С | Т | О | В | Е | Р | Н | О | С | Т | Ь |
Т | А | У | Ь | Т | С | О | Н | Л | Н | Е | Л |
К | И | Ы | Н | Ш | А | Е | Е | Н | Е | О | Б |
О | Г | П | О | Н | Я | Т | Н | О | С | Т | Ь |
С | М | Я | К | А | П | Н | К | Т | Н | А | И |
Т | У | С | Т | В | О | О | Ш | А | Р | З | М |
Ь | В | Н | П | О | Н | В | Е | Н | Е | И | Н |
Переведите 2016 в 2-ю систему счисления. (100000)
Приз. (5 баллов)
Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байтов информации и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке?
Повторение. Устройство для ввода числовой и текстовой информации. (Клавиатура)
Выполните арифметическое действие: 1012*1012.(11001)
4. Подведение итогов и награждение победителей (выставляются оценки).