Подвижные игры в режиме младшего школьника

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: формирование знаний о методике организации и проведения подвижных игр с учащимися младшего школьного возраста.

Задачи:

  • дать определение понятиям: школьная перемена, подвижная игра.
  • познакомить с основными правилами и приемами проведения и организации подвижных игр с учащимися на школьной перемене.
  • способствовать развитию творческого мышления и познавательной активности учащихся.
  • воспитывать межличностные отношения при работе в группе; организаторские способности.

ТСО: магнитофон, фильм “Звездные войны”, кассеты с космической музыкой, проектор, компьютер.

Инвентарь: мячи, скакалки, шашки, шахматы, карточки с вариантами игр, карточки со считалками.

Игровой замысел занятия: инопланетяне, прибывшие на землю, хотят выяснить, для чего земляне придумали в своих школах перемены.

Академия наук обратилась с просьбой к учащимся 9-го класса, провести обмен знаниями по данному вопросу.

Организационный момент: учащиеся делятся на 3 группы: 1, 2 группы – исследователи; 3 – научные консультанты.

Научные консультанты заранее готовят грамотные ответы и сообщения по теме занятия. Во время урока они сравнивают и оценивают ответы исследовательских групп, дают научные справки и рекомендации. Ответы исследовательских групп оцениваются по десятибалльной системе.

В том случае, если одна из групп допускает ошибки или не находит ответ на вопрос, то другая имеет право исправить, дополнить, предложить свою версию.

Ход занятия

На экране появляются кадры из фильма “Звездные войны”.

Учитель: Представьте ребята, что к нам для обмена опытом прибыли инопланетяне. У них на планете в учебных заведениях – эпидемия. Многие дети почему-то стали уставать от занятий, поэтому они хотят узнать, как мы решаем эту проблему. Их в частности интересует, что такое школьная перемена. Академия образовательных наук поручила вам рассказать инопланетянам все важное о подвижных переменах так, чтобы они захотели ввести перерывы между занятиями в своих школах. Работать будете в группах. Для этого прочитайте текст выданных вам карточек и определите сотрудников вашей исследовательской группы (текст считалок заранее делится на количество человек в группе).

Задание 1.Определите значение слова – школьная перемена. Для чего она включена в школьное расписание? (Обсуждение в группах.)

Научные сотрудники дают справку после ответов в группах.

Например: школьная перемена – это перерыв между уроками, который длится 10 – 20 минут. Перемена включена в школьное расписание для того, чтобы ученики могли пообедать, проветрить помещение, пообщаться с друзьями, поиграть. Правильно организованная перемена является активным отдыхом после напряженной умственной работы на уроке.

Задание 2. Дайте определение слову игра. Назовите виды игр и определите их значение. (Обсуждение в группах).

Справка консультантов: игра – это занятие, имеющее определенные правила, приемы и служащие для организации досуга, для развлечения, или являющееся видом спорта.

Виды игр:

  • подвижные: игры – “салки”, игры с мячом, игры – эстафеты, игры – состязания.
  • спортивные: баскетбол, волейбол, футбол, гандбол, хоккей и т. д..
  • интеллектуальные: кроссворды, ребусы, загадки, шашки.

Подвижные игры развивают физические качества, укрепляют здоровье и воспитывают характер, поэтому необходимо на перемене создавать условия для активной двигательной деятельности детей, а для достижения оздоровительного эффекта рекомендуется проводить игры на свежем воздухе.

Задание 3. Определите из предложенных видов игр на подвижной перемене, игры для учащихся 1–4-х классов. Объясните их значение и составьте основные ваши действия по организации и проведению.

Карточки с вариантами игр:

  • “Шишки, желуди, орехи”, “Шахматы”, волейбол.
  • “Гуси-лебеди”, “Хоккей”, “Отгадай кроссворд”.
  • “Два мороза”, “Гандбол”, “Ребусы”

Примечания: учащиеся в основном сразу определяют подвижные игры, так как на предыдущих занятиях они изучили возрастные особенности детей младшего школьного возраста, тем не менее, они могут предложить игры с элементами баскетбола; кроссворды, ребусы или загадки, в которых ответ содержит выполнение игрового задания.

Например:

По пустому животу
Бьют меня – невмоготу;
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки. (Мяч).

Задание: Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и снова поймать мяч. Выигрывает тот, кто сделает наибольшее количество хлопков.

Справка консультантов:

  • составить список игр
  • определить “ведущих” (учащиеся 5–11-х классов)
  • разучить с “ведущими” правила игры, считалки, жеребьевки
  • определить места для проведения игр
  • дать объявление о том когда, где и какие игры будут проводиться, и кто сможет принять в них участие.
  • приготовить необходимый инвентарь
  • провести анализ проведенных мероприятий “Плюсы и минусы”

Задание 4. Организуйте и проведите игру. (Группы по очереди выполняют задания).

Консультанты определяют лучших организаторов игры и подводят общий итог встречи с инопланетянами по обмену опытом.

Учитель: О плохом здоровье населения страны и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто на всех уровнях. Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель нередко может сделать для здоровья ученика больше, чем врач, поэтому задача педагога-организатора по физической культуре не только способствовать укреплению здоровья учащихся, но и воспитывать в них осознанное желание быть здоровым.

Литература:

  1. Н.И. Дереклеева “Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья” 2004г.;
  2. Л.П. Фатеева “300 подвижных игр для младших школьников” 2000г.;
  3. В.И. Ковалько “Здоровьесберегающие технологии в начальной школе” 2004г. 4.С.А.Кузнецов “Современный толковый словарь” 2004г.;
  4. В.И. Лях “Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов” 1996г.