Пояснительная записка.
Города от самого своего зарождения в древности являлись центрами притяжения и концентрации различных видов человеческой деятельности. Укрупняясь и развиваясь на протяжении столетий, они существенно меняли облик планеты. В крупных городах современного мира, где сосредоточен мощный промышленный, финансовый, интеллектуальный потенциал сложилась особая среда жизни человека - городская. Именно здесь давление на природу возрастает – очень часто до критических размеров.
Экологические проблемы крупных городов стали “болевыми точками” современной цивилизации.
Изучением городов и процессов формирования городской среды занимаются многие российские и зарубежные ученые: географы – урбанисты, экологи. Следует отметить В.С. Преображенского, И.М. Майергойза, Е.Н. Перцика, Г.М. Лаппо, Н.Ф. Рейнерса, В.Л. Глазычева, В.В. Владимирова и др..
Программа курса “Экология города” предназначена для учащихся 9–11-х классов, создана на основе учебника “Экология города” для 10–11-х классов школ естественнонаучного профиля (автор Г.С. Камерилова). Центром внимания являются города, в которых сейчас проживает более половины жителей планеты, и формирующаяся в них городская среда.
Цель курса: изучение городов и процессов формирования городской среды.
Задачи:
- Выяснить, как формировалась городская среда в различные периоды истории человечества.
- Изучить факторы влияния на качество городской среды.
- Выявить с какими экологическими проблемами она сталкивалась в своем длительном развитии.
- Определить каковы нынешние проблемы и пути их решения.
- Ознакомиться с историческими типами городов.
Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельности, использование различных источников информации: энциклопедий, справочников, словарей, карт.
Все задания объединены в рубрики:
- “Оцените свои знания” - поможет учащимся проверить усвоение основного материала, содержание ключевых понятий курса.
- “Как Вы думаете?” - направлена на выражение личного отношения к излагаемым фактам.
- “Среда моего города” - ориентирована на изучение и анализ вопросов о формировании и состоянии близкой окружающей среды.
- “Города на пути в будущее: проблемы, прогнозы, оценки” - включает вопросы и задания об экологии городов, проблемах их развития, проектах, прогнозах, явлений в городской среде.
- Ознакомиться с историческими типами городов.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем (курса) | Кол-во часов |
В том числе: | ||
лекции | семинары | практикумы | |||
Введение | 1 | 1 | |||
1. | Городская среда - среда жизни человека | 6 | 4 | 1 | 1 |
2. | Факторы формирования городской среды | 11 | 3 | 5 | 3 |
3. | Экологические проблемы городов | 6 | 1 | 3 | 2 |
4. | Исторические типы городов: каменная летопись истории человека | 9 | 5 | 3 | 1 |
Итоговое занятие | 1 | круглый стол | |||
Итого: | 34 |
Содержание программы
Введение (1 час).
Лекция. Что изучает урбоэкология. Методы и способы урбоэкологических
исследований.
Тема 1. Городская среда - среда жизни человека (6 часов).
- Лекция 1. Городская среда как урбосистема.
- Лекция 2. Законы оптимального развития урбосистемы.
- Лекция 3. Компоненты урбосистемы.
- Лекция 4. Ресурсный цикл. Города в цепи ресурсных циклов.
- Семинар 1. качество городской среды.
- Практикум 1 Мониторинговая служба города.
Тема 2. Факторы формирования городской среды (11 часов).
- Лекция 1. Географическое положение.
- Семинар 1. Природный ландшафт. Геологическое строение и рельеф территории.
- Семинар 2. Климат.
- Семинар 3. Воды.
- Практикум 1. Диалог города с морем.
- Практикум 2. Растительный мир.
- Практикум 3. Животный мир.
- Лекция 2. Функциональная структура и городская среда.
- Лекция 3. Коммуникационная сеть.
- Семинар 4. Функции городов.
- Семинар 5. Архитектура и планировочная структура городов.
Тема 3. Экологические проблемы городов (6 часов).
- Лекция 1. Общая характеристика экологических проблем городов.
- Семинар 1. Экологические проблемы городов в исторической перспективе: допромышленный период.
- Семинар 2. Экологические проблемы городов в исторической перспективе: промышленный период.
- Практикум 1. Природно-ландшафтные проблемы. Пути их решения.
- Практикум 2. Ресурсно-хозяйственные проблемы. Пути их решения.
- Семинар 3. Антропоэкологические проблемы. Пути их решения.
Тема 4. Исторические типы городов: каменная летопись истории человечества(9 часов).
- Лекция 1. Древнейшие города: от египетских пирамид до Великой Китайской стены.
- Лекция 2. Античные города Древней Греции и Древнего Рима.
- Лекция 3. Средневековье: города, выросшие из замков.
- Лекция 4. Города эпохи Возрождения.
- Лекция 5. Города Нового и Новейшего времени.
- Семинар 1. Древнерусский город: город-крепость.
- Семинар 2. Историческая многослойность современных городов.
- Семинар 3. От мегаполиса к экополису.
- Практикум 1. Города будущего.
Круглый стол. Итоговое занятие.