Урок "Восхождение на математический Олимп, или Ещё раз об обыкновенных дробях"

Разделы: Математика


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока:

  1. Образовательные - обобщить и систематизировать знания полученные по данной теме.
  2. Развивающее - развитие мысленных операций посредствам наблюдений сопоставлений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие математического речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся.
  3. Воспитывающие - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения к друг другу, взаимоподдержки, уверенности в себе, воспитание культуры общения.

Оборудование урока:

  1. плакат. Усердие все превозмогает.
  2. кодированные задания.
  3. карточки с заданиями.
  4. тесты.
  5. ребусы, кроссворды.

(Творческое домашнее задание в виде книги)

  1. история дробей.
  2. дидактический материал.

Ход урока

Дорогие ребята!

Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех.

Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук с нашего урока ушел с глубоким убеждением:

МАТЕМАТИКА – интересный и очень нужный предмет.

Мы совершим восхождение на математический олимп.

В окно мое смотрятся горы.
Тянь-Шанские снега покрыли
Вершины небес, до которых
Достанет не каждому силы
Добраться, дойти, домечтаться
Сорвать эдельвейс по дороге…
(О. Сулейменов)

Для того, чтобы победить, вы должны быть волевыми, настойчивыми, целеустремленными, т.е. уметь применять все приобретенные знания по обыкновенным дробям.

Поэтому эпиграфом нашего урока будут слова: «Усердие все превозмогает».

Первенство будут оспаривать 3 команды. Коэффициент участия каждого туриста в нашем восхождении будет оценивать инструктор.

Группа, которая достигнет вершины с наибольшим количеством баллов станет победителем.

1. Принято, что к соревнованию человек готовиться, и свой день начинает с зарядки т. е. с разминки. Проведём разминку и мы.

  1. Сократите дроби:     
  2. Выделите целую и дробную части:    
  3. Сравните дроби:* ; * ; *. 

Теперь в путь (подвести итог 1 балл).

2. Подъём будет нелёгким, могут быть завалы, обвалы и заносы. Но будут и привалы.

Каждая группа пройдёт по своей лесенке (при правильном прохождении получиться слово).

  1.  + =
  2.  + = (о)
  3.  + =
  4. =  

  1.  
  1.  

«ПОСЛАНИЕ 2030»

В «Послании 2030» Нурсултан Абишевич Назарбаев разработал стратегию развития республики».

Учитель: Каждый из нас - олицетворение своей страны, её надежда и опора. Будущее Казахстана зависит от нас, от наших знаний. Как говорит великий Абай:

Лишь знанием жив человек!
Лишь знанием движется век!
лишь знанием - светоч сердец!

3. Ещё один участок подъёма.

Нам дроби- как поэмы
Упрощаем их все шутя
И на все вопросы по данной теме
Отвечаем мы на «5».

Итак контрольные вопросы.

1 гр.

  1. Какая дробь называется правильной?
  2. Как привести дробь к НОЗ?
  3. Какая из дробей с одинаковыми знаменателями больше?

2 гр.

  1. Что называют сокращением дроби?
  2. Какая дробь называется несокращенной?
  3. Какая из дробей с одинаковыми числителями больше, а какая меньше?

3 гр..

  1. Какая дробь называется неправильной?
  2. Как представить неправильное число в виде смешанного числа?
  3. Как складываются дроби с разными знаменателями?

4. Самое трудное восхождение

Ребята, я вам давала творческое домашнее задание - в дополнительной литературе найти исторические сведения о дробях, составить решебник по данной теме.

(Защита творческих работ) - 5 баллов

История возникновения дробей.

V. Молодцы, ребята! Мы преодолели трудное восхождение, а теперь привал.

«Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленных умов». Луи Посер.

Это в легендах, которые передаются из поколения в поколение, кажется всё очень просто, но научные открытия являются результатом долгих лет терпеливых поисков и раздумий. Чтобы и на вашу долю выпала счастливая случайность, нужно быть к ней готовыми.

Представьте себе, что у нас препятствие и, чтобы преодолеть их, нам нужно выполнить следующий тест. (7 заданий)

(По 2 человека на компьютерах).

Остальные: практическое задание по таблице.

1) Круг разделили на 8 равных долей. Три покрасили. Какая часть круга осталась неокрашенной?

;

;

2) На каком рисунке закрашено  квадрата?

3) Сравните 1 и

а) 1> ;

б) 1< ;

в) 1=

4) За первый час расчищено  всей дороги. Какую часть дороги осталось расчистить?

а);

б)  

в) .

5) Какие числа можно поставить вместо числа m, чтобы дробь  была правильной?

а) 7, 6, 5, 4

б) 7, 8, 9, 10

в) 8, 9, 10 ,11

6) Пешеход прошёл 17 км за 5 часов. найти скорость пешехода.

а)  км/ч

б) км/ч

в) км/ ч

7) Найти сумму чисел: +

а) а

б)  

в)

Итог 5 баллов

Практические задания по таблице.

 

1

2

3

4

А

Б

В

Г

2

4

Д

Найти:

I. А2 + Б3; В2 –Д2

II. Б3- Г2; Г4 + Б2

III. Д1 + А2; Г3 – Д2

I. А2 + Б3=  + = + =

В2 –Д2=  - = - =

II. Б3- Г2=  - =

Г4 + Б2= 4 + =

III. Д1 + А2 =  + =

Г3 – Д2= 2- =

Ответ:

  1. б) ;
  2. б)
  3. б) 1<  
  4. в) .
  5. в)8,9,10,11
  6. в) км/ ч
  7. а) 6

Чтобы достигнуть математического олимпа необходимо решить ребусы 3 балла.

Итак, подведем итоги урока

  1. Что чувствовали сегодня на уроке?
  2. Что было сегодня необычного? Что понравилось?
  3. Отмечаю работу лучшей команды.

Лучший турист …

Лучшая творческая работа …

Мы систематизировали, обобщили знания по обыкновенным дробям, показали свои умения и навыки работы с дробями.

Из ваших творческих работ мы составим свой рукописный решебник, который в дальнейшем поможет при закреплении данной темы.