Урок русского языка в 4-м классе "Что приказывает имя существительное имени прилагательному"

Разделы: Начальная школа


Цель: Развитие умения устанавливать подчинительную связь между именем прилагательным и именем существительным.

Задачи:

  • Развивать умение находить словосочетания в предложении; учить согласованию имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
  • Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эмоционально-чувственного восприятия, творческого мышления учащихся; пополнять их словарный запас.
  • Формировать коммуникативные умения и навыков.
  • Воспитывать ответственность, гражданственность, патриотизм

Презентация к уроку (приложение).

Ход урока

Орг.момент

14 октября.

Классная работа.

- Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: что приказывает имя существительное имени прилагательному?

Слайд 1.

Проблемная ситуация

1. стр.48

- Найдите заголовок

Разн.цветные к.рабл.ки

Слайд 2.

- Запишите словосочетание в тетради, решая орфографические задачи.

Проверка.

Разноцветные кораблики.

Слайд 2а.

- О чем предупреждает нас восклицательный знак слева от текста?

- Прочитайте предложения, проверьте, так ли это.

Осмысление

- Где опечатка? В какой части слова?

- Почему думаете, что это опечатка?

Поиск решения

- Найдите словосочетание, в которое входит слово с опечаткой.

Разн.цветные к.рабл.ков

Слайд 2б.

- Сравним словосочетания.

Найдем общее.

  • (Слова в словосочетаниях однокоренные;
  • главное слово – имя существительное во мн.ч.;
  • зависимое слово – имя прилагательное.)

Слайд 2в.

В чем отличие?

(Окончания главных слов в словосочетаниях – разные.)

Если изменилось окончание, значит изменился... (падеж).

- Определите падеж имен существительных в данных словосочетаниях.

Слайд 2г.

Решение

- Как вы думаете, что прикажет имя существительное имени прилагательному?

(Подчиниться.)

Разн.цветных к .рабл.ков

Проверка

2. Стр.48. Сообщение важных сведений.

- Как вы понимаете слово

СОГЛАСУЕТСЯ

СО – ГЛАС –

СОГЛАСИЕ – разрешение, утвердительный ответ на просьбу; Единомыслие, единодушие, гармония.

СОГЛАСИТЬСЯ – дать согласие.

СОГЛАСНЫЙ – дающий согласие на что – нибудь.

Слайд 4.

3. Стр. 49. Сообщение важных сведений.

Применение новых знаний на практике

4. Списывание отрывка.

Проверка.

- Помощь каких словарей потребовалась?

СЕГОДНЯ

ФЛОТ – совокупность всех видов судов страны или отдельного моря, речного бассейна. Военно-морской флот. Черноморский флот.

ФЛОТИЛИЯ – ж.р. Совокупность военных судов данной реки, озера, закрытого моря. Рыболовецкая флотилия. Флотилия парусников.

- А вы догадались, о каких корабликах идет речь?

- Что значит – ЦЕЛАЯ ФЛОТИЛИЯ

Слайд 5.

- Какие чувства вызывают у вас эти слайды?

ВОСХИЩЕНИЯ

УДИВЛЕНИЯ

РАДОСТИ

ЛЮБВИ

ГОРДОСТИ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ДОЛГА

(Необходимо жить в согласии с природой).

5. Стр.49 упр.107

Прочитайте.

Найдите словосочетания со значением предмет и его признак (простой карандаш).

Что приказывает имя существительное имени прилагательному?

Слайд 6.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

ФЛОТИЛИЯ ЦВЕТНАЯ (ж.р. ед.ч., И.п.)

ЛОДОЧКА БЕЛАЯ (ж.р., ед.ч., И.п.)

ЗА ФЛОТОМ ЦВЕТНЫМ (м.р., ед.ч., Т.п.)

ПЕРЫШКО БЕЛОЕ (с.р., ед.ч., И.п.)

Списывание продолжения осенней зарисовки.

Итог урока

Кто оставил на воде белое перышко, мы узнаем на следующем уроке, а пока подведем итог урока.

Что приказывает имя существительное имени прилагательному?

Слайд 7.

ЧТО ПОМОГАЕТ имени прилагательному УСТАНОВИТЬ СПОКОЙСТВИЕ и ГАРМОНИЮ в отношениях с именем существительным?

СОГЛАСОВАНИЕ

Слайд 8.

- Только ли частям речи необходимо находить согласие?

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание

Стр. 50 упр.111. *Составить предложения с данными словосочетаниями.

Слайд 9.