Цели:
- формировать понятие “однокоренные слова”, “корень”;
- учить выделять два признака однокоренных слов;
- развивать умение распознавать однокоренные слова и самостоятельно их подбирать;
- воспитывать интерес к профессиям людей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Ребята, рассмотрите лица человечков. Нарисуйте карандашом на полях того человечка, который соответствует вашему настроению сейчас.
- Девиз нашего урока сегодня: “С малой удачи начинается большой успех”.
2. Минутка чистописания.
На доске разбросаны буквы: д, к, а, и, н, с, о, в.
- Посмотрите внимательно, как вы думаете, на какие две группы можно распределить эти буквы?
- Назовите звуки группы согласных букв.
- Какая буква лишняя? Почему?
- Назовите звуки буквы Н. дайте им характеристику.
- Определите порядок в цепочке и продолжите строчку до конца.
3. Словарно-орфографическая работа.
- Какое слово рассыпалось? (Садовник)
- А кого так называют?
- В орфографическом словаре Ожегова есть пояснение этого слова. Садовник - работник по уходу за садом.
- Запишите это слово. Поставьте ударение. Определите слоги.
4. Презентация нового материала.
1. Прочитайте стихотворение и постарайтесь найти в нем что-то удивительное.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, словно корень
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Что же интересное вы заметили?
- Запишите эти слова.
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, близких по значению и которые имеют общую часть.
- Сравните эти слова и назовите общую часть. Давайте выделим эту часть.
Вывод: одинаковая часть всех слов называется корнем.
2. Ребята, а из каких слов состоит слово садовод?
- Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Обратимся опять к словарю Ожегова.
- Садовод - специалист по разведению садовых растений. Вод - разводит.
- Обратите внимание, а как пишется корень в однокоренных словах?
- Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается в языке. Мы с вами выделили из стихотворения слова-родственники. Подумайте, почему они так называются? Попытайтесь составить для них определение.
3. Чтение правила из учебника.
5. Физкультурная минутка.
Нежный маленький бутон
Свернут туго- туго он. (Руки прижаты к груди)
Солнце луч ему протянет
И бутон цветочком станет. (Встают на цыпочки, руки поднимают вверх)
- Сейчас я буду называть слова. Если вы встретите однокоренное слово к слову роза, вы будете хлопать в ладоши, а если нет - то приседаете.
Розовый, алый, розочка, розарий, цветок, цветик, роза.
6. Закрепление.
Корень слова - главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
- Подберите и запишите однокоренные слова: 1 вариант: лес, 2 вариант: гриб. Проверка.6 дети зачитывают свои слова.
- У вас листочки с цепочками слов. Ваша задача: вычеркнуть лишнее слово.
1 ряд
Поле, полочка, полевой, полюшко
Печурка, печь, печка, печать
Соринка, сорняк, сорвал, насорил
Вода, водичка, водянка, водить
2 ряд
Нос, носильщик, носик, носатый
Час, часок, часть, часовщик
Гусь, гусята, гусеница, гусыня
Циркуль, цирк, цирковой, циркач
3 ряд
Вода, водица, водитель, подводник
Лисонька, лесок, лесник, лесной
Лень, ленивый, лентяй, бездельник
Свобода, свободный, победить, освободить
Проверка: обмениваются карточками и проверяют друг друга. Коллективная работа, выясняется по какому принципу дети исключали слова.
7. Физкультурная минутка.
Мы капусту режем, режем,
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
Игра: “Посади дерево”
На доске нарисовано дерево. К корню прикреплены карточки с корнями слов. Задание: подобрать однокоренные слова к каждому корню задание выполняется по рядам. К доске выходят дети с каждого ряда и прикрепляют соответствующие карточки, остальные - записывают слова.
Кип, водяной, вода, говорит, водица, сырость, сырой, сыр, сырок, сырник, парус, парусина, парусная, парусник, воришка, парной, водитель, кипение, говор, разговор, вскипеть, кипячёный, кипяток.
С. 49 № 123.
8. Итог урока.
- Назовите два признака однокоренных слов?
- Что называется корнем?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
9. Рефлексия.
- А теперь нарисуйте того человечка, который соответствует сейчас вашему настроению. Сравните свой рисунок сейчас, с рисунком который вы нарисовали в начале урока.
10. Домашнее задание.
С. 48 № 118 или № 119 (по выбору).
Литература
- Н.Г. Кувашова. “Поурочные планы. 1 полугодие (по учебнику Т.Г. Рамзаевой “Русский язык. 3 класс” для четырехлетней начальной школы)” Волгоград: Учитель, 2003.
- Г.А. Бакулина. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка”. Москва “Владос”. 2001.
- О.В. Епифанова. “Русский язык для младших школьников”. Волгоград, 2006.
- Библиотека “Первого сентября”, “Я иду на урок в начальную школу. Русский язык”. Москва 2000.
- И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. “Деятельностный метод обучения.” Волгоград: Учитель, 2008.